Легкая атлетика

9 декабря 2016, 20:30

Шляхтин и Сильнов – новый правящий тандем

Владимир Иванов
Обозреватель
В Москве прошла отчетно-выборная конференция Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА).

Отчетно-выборная конференция ВФЛА прошла довольно буднично. При этом впервые в отечественной истории у этого события была интрига. 25 лет российской "королевой спорта" руководил Валентин Балахничев. После известных антидопинговых событий на его место в срочном порядке назначили Дмитрия Шляхтина. Как казалось тогда – временно.

На этот раз претендентов на руководящий пост было несколько. Первой о своих намерениях заявила Елена Исинбаева. Казалось, бороться с ней будет крайне тяжело, а может быть – и вовсе невозможно. Поэтому на начальном этапе желающих конкурировать было немного. В борьбу ввязался только олимпийский чемпион Андрей Сильнов. Однако ближе к дедлайну подачи заявок на руководящий пост стало понятно, что с большой долей вероятности Исинбаева снимется – Елене предложили занять другой пост. И практически тут же возглавить ВФЛА изъявили желание Михаил Бутов, многолетний генеральный секретарь федерации, и Шляхтин.

ШЛЯХТИН VS СИЛЬНОВ – 36:31

Ближе выборам стало понятно, что шансы Шляхтина выше остальных. С некоторых регионов стала просачиваться информация, согласно которой местные министры спорта дали своим делегатам, имеющим право голоса на отчетно-выборной конференции ВФЛА, – строгую команду: голосовать за Шляхтина. Именно поэтому Сильнов недоумевал по поводу закрытости голосования и не исключил возможность вбросов бюллетеней. Однако делать процедуру открытой никто не стал. Не до этого сейчас и руководству российского спорта – тут бы с докладом Макларена разобраться.

Как итог – Шляхтин победил в голосовании. Пусть и со скрипом. Первый тур победителя не выявил, а перед вторым снялся Бутов. В итоге Андрей Сильнов набрал 31 голос, а Дмитрий Шляхтин – 36. Однако столь незначительное преимущество говорит о том, что никаких вбросов не было.

ИЗ ОТПУСКА – В ПРЕЗИДЕНТЫ

Следующие четыре года возглавлять ВФЛА будет Шляхтин.

– Я в отпуске, – сообщил он "Р-Спорту" в конце декабря 2015-го. – Наверное, областная федерация решила меня выдвинуть. Я, если честно, вообще не в теме. Честно, не знаю, что меня выдвинули. Я не планировал выдвигаться на этот пост.

А уже 16 января, в день своего избрания, он приводил в интервью "СЭ" красивые сравнения: "Вот возьмите два разных объекта: шикарный, новенький спортивный комплекс и старый сарай, который завтра разрушится, и предложите людям – куда пойдете работать? 99 процентов захочет поруководить в новом объекте. А кто-то придет и за 10-15 лет из сарая сделает современный комплекс, не хуже первого".

Но эти фразы тогда воспринимались с пониманием. ВФЛА нужен был человек с управленческим опытом и не имеющий отношения к предыдущему руководству, а лучше – и к самой легкой атлетике. Казалось, что ИААФ оценит этот шаг, и наши спортсмены будут допущены до Олимпийских игр-2016. Именно такая задача перед Шляхтиным и ставилась. Чем все закончилось, мы помним. При этом очевидно, что вменять руководителю в вину пропуск легкоатлетами Олимпиады неправильно и несправедливо. Время показало, что мы были в изначально проигрышной ситуации, и при любом руководстве дело закончилось ровно таким же печальным для нас итогом.

КТО ТАКОЙ ТЕР-ОВАНЕСЯН?

Вопрос в другом: зачем человек, который далек от легкой атлетики, так стремится повести ее за собой? Тем более что еще в начале августа он не стеснялся говорить, что таким желанием не горит и планирует сосредоточиться на работе в Самарской области. Олимпийский чемпион в прыжках с шестом Максим Тарасов привел в соцсетях забавную байку: Игорь Тер-Ованесян встретил Дмитрия Шляхтина и заговорил с ним. Президент ВФЛА узнать собеседника не соизволил, и спросил, кто он такой… Те, кто хоть немного знаком с легкой атлетикой, знают, что Тер-Ованесян – одна из величайших фигур в нашем спорте: экс-рекордсмен мира, призер двух Олимпиад и главный тренер сборной СССР с 1983 по 1989 годы, первый вице-президент ВФЛА на протяжении многих лет.

– Когда 80 процентов работы уже сделано, когда виден свет в конце тоннеля, когда понимаешь, что самое тяжелое и грязное легло на твои плечи, уходить побежденным не хочется, – объяснял в недавнем интервью "СЭ" Шляхтин. – Я хочу завершить начатое, хочу изменить формат работы федерации, хочу, чтобы появились новые люди, которые могли бы влить свежую кровь.

Возможно, Шляхтин действительно талантливый функционер и переговорщик. И если бы все свою энергию он выплеснул на решение проблем в легкой атлетике – это одна история. Но под его началом находятся футбольные "Крылья Советов", хоккейная "Лада" и подготовка к чемпионату мира-2018 на территории Самарской области. Сам Дмитрий Анатольевич уверен, что совмещение постов не сказывается на его работе. И совсем не обязательно регулярно появляться в ВФЛА, чтобы решать нынешние проблемы нашей легкой атлетики.

Выбор такого кандидата, пожалуй, не самый очевидный. Однако кроме Сильнова во всей России ни одного оппонента не нашлось. А сделать ставку на недавнего спортсмена, что априори подразумевало бы большие перемены, побоялись. И в этом Шляхтин точно не виноват.

СИЛЬНОВ – ПЕРВЫЙ-ВИЦЕ ПРЕЗИДЕНТ

В тоже время нельзя не отметить, что в отношении восстановления прав российских легкоатлетов вроде бы намечается прогресс. И менять полностью все руководство означало бы то, что пришлось бы выстраивать отношения с ИААФ с нуля. А это весомый "плюсик" в сторону Шляхтина. Если он в короткие сроки решит этот ключевой вопрос – стоит снять перед ним шляпу. И, в общем-то, знать ключевых фигур отечественной легкой атлетики ему для этого необязательно.

При этом новоиспеченный президент пошел на стратегически важный шаг: предложил амбициозного Сильнова на роль первого вице-президента ВФЛА. Президиум согласился. При нынешних раскладах это означает, что именно на Андрее будет лежать подавляющее большинство внутренних вопросов. Шляхтин в силу занятости в ВФЛА появляется не часто, а Сильнов будет присутствовать в федерации ежедневно. При этом он великолепно знает легкую атлетику и все ее проблемы изнутри. К тому же у олимпийского чемпиона есть как авторитет среди спортсменов и тренеров.

Вместе с тем не пострадает и канал международных отношений, налаженный Шляхтиным. Причем благодаря Сильнову связь может только усилиться. В начале декабря Андрей летал в Монако на переговоры с одним из руководителей ИААФ и достиг ряда устных стратегически важных соглашений. Помимо Сильнова избраны еще три вице-президента – главный тренер Юрий Борзаковский, известная в прошлом высотница Марина Купцова и президент петербургской федерации Юлия Тарасенко. И развитие нашей легкой атлетики теперь во многом зависит именно от них.