Баскетбол

21 января 2018, 12:30

Рекорды, слезы, звонки в спортшколу. Звезды прошлого – о "Движении вверх"

Антон Бабошин
Корреспондент
Фильм "Движение вверх" вышел на второе место по кассовым сборам в России, уступая только фантастическому триллеру "Аватар". Накануне отечественную спортивную киноисторию оценили знаменитые баскетболисты.

В субботу в Москве собрались больше трех десятков звезд баскетбола европейского калибра – в матче, посвященном 90-летию Александра Гомельского, "Легенды ЦСКА" обыграли "Легенд Европы". При этом многие вспоминали бьющий сейчас рекорды в прокате фильм "Движение вверх". "СЭ" собрал мнения известных ветеранов об этой картине.

Станислав ЕРЕМИН. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Станислав ЕРЕМИН. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ БЫЛА НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ

Станислав Еремин, бронзовый призер Олимпиады-80, главный тренер ЦСКА с 1992 по 2000 годы и команды "Легенды ЦСКА" в матче памяти Александра Гомельского

– Думаю, праздник удался, – сказал Еремин. – Зрители посмотрели на звезд, которые блистали раньше, все они великие спортсмены. Результат – не главное в этот вечер, сегодня выиграл баскетбол. Думаю, вместе с добрым фильмом "Движение вверх" этот матч послужит популяризации вида спорта. Люди узнают, что у нас, помимо футбола и хоккея, есть и баскетбол.

– А у вас нашумевший фильм какие впечатления оставил?

– Когда посмотрел, первая реакция была не очень хорошая. Мне показалось, что там, как говорится, "лошади с двумя головами". Но, наверное, полицейским порой не нравятся фильмы про полицию, шахтерам – про шахтеров, медикам – про больницы. Потому что всегда профессиональным глазом видишь какие-то шероховатости. Но когда эмоции улеглись, стало понятно – главное, что это очень добрый фильм. У нас ведь сейчас стрелялки-боевики все заполонили. А еще там есть хорошо решенный национальный вопрос – именно так, как должно быть. И не зря люди в кино аплодируют – нам сейчас нужна одна большая победа, и для баскетбола в том числе. Остается, чтобы Сергей Базаревич и его команда нам ее принесли.

Игорь КУДЕЛИН. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Игорь КУДЕЛИН. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ЧЕЛОВЕК 30 ПОЗВОНИЛИ В МОЮ ШКОЛУ БАСКЕТБОЛА

Игорь Куделин, один из лучших "дальнобойщиков" в истории российского баскетбола, серебряный призер ЧМ-1998, защитник ЦСКА с 1991 по 2001 годы

– Мне понравилось все. Я через пять минут едва не рыдал. Многие из этих историй я слышал от Ивана Ивановича Едешко – и в этом смысле фильм правдивый. Я не беру его спортивную составляющую – когда советские игроки забивают сверху и прочее. Но могу точно сказать, что после выхода фильма в мою школу баскетбола позвонило человек 30, которые говорили, что их дети хотят заниматься, и после просмотра "Движения вверх" решили попробовать стать баскетболистами.

– Почему у нас так мало фильмов о спорте, причем те, что выходят, становятся успешными?

– Да, такое кино выходит раз в сто лет. Давайте потом снимем кино о ЧМ-2018, как наша сборная произведет там фурор. А серьезно, хотелось бы, чтобы появилась идея снять фильм о самом Папе (Александре Гомельском, – Прим. "СЭ").

Захар ПАШУТИН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ
Захар ПАШУТИН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ

РАБОТАЛ И С КОНДРАШИНЫМ, И С БЕЛОВЫМ

Захар Пашутин, серебряный призер ЧМ-1998, защитник петербургского "Спартака", "Автодора", ЦСКА, "Урал-Грейта" и УНИКСа

– Мне все в фильме очень понравилось. Я сам работал и с Владимиром Кондрашиным, и с Сергеем Беловым, хорошо их знаю. Поэтому "Движение вверх" для меня очень эмоциональная картина. Как будто погрузился в ту жизнь, которая была раньше. Очень патриотичный фильм, думаю, нашему баскетболу такой не хватало. Думаю, сейчас очень много людей его посмотрело, и популярность нашего вида спорта только вырастет. И многие молодые ребята с помощью этого кино смогут прийти в баскетбол и начать им заниматься.

– Насколько достоверно Владимир Машков сыграл тренера, прототипом которого стал Кондрашин?

– Я Владимира Петровича застал уже позже. Но уверен, в молодости он был очень темпераментным. Так что в образ Машков попал, насколько я помню Кондрашина.

Валерий ДАЙНЕКО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Валерий ДАЙНЕКО. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

СТОПРОЦЕНТНОЕ ПОПАДАНИЕ

Валерий Дайнеко, один из лучших форвардов России 90-х, выступавший за ЦСКА, московское "Динамо", "Урал-Грейт"

– В плюс фильму – как профессиональный спортсмен, я обращал внимание на нюансы, которых было подмечено очень много. И которые могут попадать в кадр всего на секунду. Начиная от кед, в которых играют ребята, и формы. Тот же Иван Едешко в фильме стоит в майке с буквами РТИ – это расшифровывается как Радиотехнический институт, профсоюзная команда. Я в ней когда-то тоже начинал играть. И вот таких деталей в фильме очень много. Грамотно подобран сюжет. Мы общались с Иван Иванычем, он с присущим ему чувством юмора рассказывал о тех событиях. В целом – мне "Движение вверх" очень понравилось. Сам ходил, семья ходила, и у всех есть желание еще раз посмотреть. Вдруг где-то не все уловил.

– Что можно сказать по поводу баскетбола в фильме?

– Он снят с элементами шоу. Например, очень много бросков сверху. Людям неискушенным, конечно, интересно. Хоть в 1972-м и единицы так забивали, но зрителю это было нужно. Поэтому такое кино – стопроцентное попадание.

Сергей ТАРАКАНОВ. Фото Никита УСПЕНСКИЙ
Сергей ТАРАКАНОВ. Фото Никита УСПЕНСКИЙ

НЕ ЛЮБЛЮ ИСКУССТВЕННУЮ ДУШЕЩИПАТЕЛЬНОСТЬ

Сергей Тараканов, олимпийский чемпион Сеула-88, победитель ЧМ-1982, трехкратный чемпион Европы, форвард ленинградского "Спартака" и ЦСКА

– Мне понравилась реакция зрителей на фильм. И, конечно, то, что он про баскетбол – создатели привлекли внимание к супер-событию, на котором я вырос и начинал играть. Что лично мне не понравилось – собственно игра в баскетбол, потому что я с точки зрения бывшего профессионального спортсмена вижу изъяны. Категорически не понравилась сюжетная линия про диссиденство Модестаса Паулаускаса, которого я знаю. И вообще болезненно отношусь, если сейчас начинают рассказывать о том, как тогда было плохо. Особенно те представители Прибалтики, кто без СССР никогда не были бы теми, кем сегодня являются – и большинство из них это понимают, но продолжают спекулировать на этой теме.

– Автор сценария сказал в интервью "СЭ", что создавал "эмоциональный аттракцион", для чего все средства хороши.

– Признаю право создателей на художественный вымысел. Картина действительно очень эмоционально мощная, слезы наворачиваются, и у меня тоже. Хотя я не люблю искусственную душещипательность. В высокохудожественных фильмах это должно быть более тонко подано. Здесь же бьют прямо по эмоциям. Хотя и такой подход имеет право на жизнь. Люди в зале плачут. Я знаю одного современного баскетболиста, два с лишним метра ростом. Мощный, здоровый, на лице написано, что прямо зверь – а он плакал на фильме. В конце мне очень приятно было слышать аплодисменты в зале. Но в целом двойственное чувство. Хотя, например, моя семья ходила на "Движение вверх" второй раз.