Допинг
Статьи

Допинг

16 июля 2017, 16:00

Поцелуй со вкусом допинга

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Американский бегун Гил Робертс избежал наказания после положительной пробы благодаря традиционным ценностям

Американское антидопинговое агентство (USADA) опубликовало информацию, что олимпийский чемпион Рио-2016 в эстафете 4х400 Гил Робертс сдал положительную пробу на запрещенный препарат пробенецид. Однако ни дисквалификации, ни аннулирования результатов не последует, так как Робертс умудрился убедить чиновников, что препарат попал в его организм... через поцелуй с любимой девушкой.

Немного истории вопроса. Гилу Робертсу 28 лет, он довольно титулованный бегун – зимний чемпион мира-2012 и олимпийский чемпион Рио в составе американской эстафеты. Буквально несколько недель назад Робертс сумел стать вторым на чемпионате США с пятым результатом сезона в мире. Так что на стартующем в начале августа чемпионате мира в Лондоне мы его тоже увидим – причем как в личном виде, так и в эстафете.

Хотя внесоревновательная проба, взятая у Робертса 24 марта этого года, дала положительный результат. Субстанция, найденная у бегуна – пробенецид – запрещена для использования в спорте в любое время, а за ее обнаружение грозит до четырех лет дисквалификации. Так каким же образом американец, да еще в такой короткий срок, сумел "отмазаться"? Опубликованный USADA отчет по этому делу напоминает любовный роман с примесью детектива.

Джил РОБЕРТС (второй слева) - олимпийский чемпион Рио-2016 в эстафете 4 по 400 метров. Фото AFP
Гил РОБЕРТС (второй слева) - олимпийский чемпион Рио-2016 в эстафете 4x400 метров. Фото AFP

ИНДИЙСКИЙ ЦЕЛИТЕЛЬ ПРОПИСАЛ ДОПИНГ

У Робертса есть девушка по имени Алекс Салазар. Она то ли однофамилица, то ли родственница известного американского тренера Альберто Салазара, который по иронии судьбы сейчас тоже обвиняется в нарушениях антидопинговых правил.

За несколько недель до того, как Робертс сдал ту самую злосчастную пробу, Салазар с семьей (но без бойфренда) совершила путешествие в Индию. Там она подхватила синусит (то есть воспаление верхних дыхательных путей, возникающее как осложнение при простуде). При этом девушка находилась в индийской деревне вдали от крупных городов. Так что обращаться за медицинской помощью пришлось к местному целителю.

Тот врачевал в полуподвальном помещении и, разумеется, не выписывал никаких рецептов. Ситуация усугубилась еще и тем, что Салазар почему-то не умела глотать таблетки. Так что индийский доктор выписал ей капсулы, которые нужно было разламывать и выпивать содержимое. Достал эти капсулы он из коробочки с надписью "Моксилонг", но на них самих никаких опознавательных знаков не было.

Пить лекарство нужно было две недели. Что девушка прилежно и делала до завершения поездки и после возвращения в США. Почему ей дома не пришло в голову сходить к "нормальному" доктору и перепроверить, что же она такое глотает – неизвестно. Видимо, все ее время было занято бойфрендом. "Где бы они ни появлялись вместе, они целовались часто и страстно", – написано в отчете USADA.

24 марта Салазар появилась в квартире у Робертса около полуночи. Дальше цитируем отчет: "Они целовались и "развлекались". Около 1.00 или 1.30 она вышла на кухню, чтобы выпить лекарство. Она не сказала Робертсу, что делает, и он не видел, как она принимала препарат. Она открыла капсулу, вылила содержимое в рот, затем промыла рот водой. Вскоре после этого она нашла Робертса и начала целовать его. Робертс не смог посчитать количество раз, которое они целовались между этим моментом и приездом допинг-офицера в 4 утра".

Когда сданная Робертсом проба дала положительный результат, он не мог даже предположить, откуда препарат попал в его организм. При этом спортсмен принимал ряд пищевых добавок, но в форме допинг-контроля их не указал. Впрочем, анализ этих препаратов показал, что пробенецида там нет. И тут Алекс Салазар вспомнила про свои "волшебные капсулы" и выяснилось, что там содержится пробенецид пополам с антибиотиком. Концентрация препарата в организме Робертса была столь мала, что, по мнению USADA, он действительно мог попасть через поцелуй. Спортсмен оправдан, дисквалификации не будет. Занавес.

Шон БАРБЕР. Фото AFP
Шон БАРБЕР. Фото AFP

АМЕРИКАНСКИЙ БЕГУН ВЗЯЛ ПРИМЕР С КАНАДСКОГО ПРЫГУНА?

Пробенецид – препарат от подагры, который также применяется в терапии антибиотиками для усиления ее эффекта. В спорте он запрещен, потому что может использоваться как маскирующий агент при употреблении стероидов. То есть самого что ни на есть распространенного допинга в спринтерском беге, которым занимается Робертс.

История с поцелуем – не первый подобный случай даже в течение этого года. Так, канадский прыгун с шестом Шон Барбер прошлым летом сдал положительную пробу на кокаин. Суд поверил свидетельским показаниям женщины, что та провела с ним ночь и при этом втайне принимала кокаин. Таким образом, сам Барбер вдохнул его при поцелуе. Канадца оправдали, он выступил на Олимпиаде в Рио. А в конце апреля заявил в социальных сетях, что является гомосексуалистом.

– Я понимаю реакцию журналистов, которые относятся к описанному случаю с Робертсом со скепсисом, – заявил "СЭ" известный спортивный врач Сергей Илюков. – Но с медицинской точки зрения, я хочу обратить внимание на приведенные в отчете высказывания эксперта USADA Мэтта Федорука. Дело в том, что по концентрации пробенецида, можно рассчитать теоретический сценарий приема стероидов. Появились новые методы обнаружения этих препаратов, которые значительно увеличили "окно" их нахождения в пробе. Даже если метаболиты стероидов не удалось найти, есть еще биологический паспорт, в котором эти следы видны гораздо дольше. Проба Робертса была протестирована на все возможные субстанции, плюс его биологический паспорт не показывал отклонений. То есть на употребление стероидов там ничто не указывало, и более вероятным является сценарий с пробенецидом.

– Пусть Робертс не употреблял стероиды. Но ведь он мог принять препарат по ошибке, или он содержался в какой-то пищевой добавке. И в этом случае полным отсутствием наказания он бы не отделался.

– Если речь идет о пищевой добавке, он не упомянул, что что-то принимал, в форме допинг-контроля. И этот случай уже классифицировался бы иным образом, отсутствие вины или халатности тут было бы гораздо сложнее доказать. Подобные решения всегда строятся на балансе вероятностей. Насколько бы фантастически ни звучала эта история, я бы в подобном случае согласился с вердиктом USADA. Ведь принимая свое решение, антидопинговые службы учитывают массу факторов. История тестирования, были ли подозрения по поводу предыдущих проб... Случаются ситуации, когда в пробе есть отклонения, но этого недостаточно, чтобы утверждать про наличие запрещенного препарата. Тем не менее, это откладывается в "копилку". Если у спортсмена все чисто в плане "хвостов" – это аргумент в пользу невиновности.

– Пробенецид в той концентрации, которая была найдена у Робертса, мог давать какое-то преимущество в плане спортивных результатов?

– Сам по себе препарат не повышает работоспособности. Это маскирующий агент, и было уже несколько случаев, когда спортсмены принимали его по ошибке.

– Вам не кажется, что истории с поцелуем теперь стали универсальной "отмазкой"? У тебя в пробе нашли что-то в очень маленькой концентрации – скажи, что это из-за поцелуя с твоим парнем/девушкой, и спи спокойно?

– Если бы все было так просто, это использовалось бы гораздо чаще, чем сейчас. Все истории, которые звучали по этой теме, были хорошо обоснованы с медицинской точки зрения. У Робертса был всего месяц, чтобы представить объяснения по своей пробе. И он быстро сумел найти квалифицированных специалистов, которые ему помогли. Меня не радует нехватка таких специалистов, например, в России. Это камень в огород ответственных организаций, например, ФМБА, которая могла бы организовать проведение подобного рода экспертиз. Хочется, чтобы спортсмены из разных стран имели равные возможности в плане защиты своих интересов. К сожалению, на данный момент, мы этого не видим.