Футбол

9 июня 2017, 19:15

Если бы Слуцкому пришлось вернуться в Россию, он чувствовал бы себя проигравшим

Игорь Рабинер
Обозреватель
Обозреватель "СЭ" Игорь РАБИНЕР – о первом российском тренере в английском клубе. В пятницу бывший тренер ЦСКА и сборной России Леонид Слуцкий возглавил вылетевший из премьер-лиги "Халл"

ИДЕЯ РОДИЛАСЬ ЕЩЕ ДО EURO

Впервые в истории в Англии будет работать российский тренер. И это – с учетом того, с каким пренебрежением сейчас относятся в мире к нашему футболу – само по себе уже очень здорово. Став первым специалистом фактически без опыта профессиональной игры, который дорос до звания чемпиона России и роли тренера национальной сборной, Леонид Слуцкий теперь прорубает для наших тренеров окно в большую футбольную Европу. Дай бог ему произвести там фурор! И тогда в том числе коллеги-соотечественники скажут ему сердечное спасибо.

Давая на днях по-английски интервью ВВС и отвечая на вопрос о своем любимом слове на языке Шекспира, он сказал: "dream". Мечта. Намек был более чем прозрачным. И вот она сбылась. Вернее, начала сбываться. Но и это – уже повод для поздравлений. Ведь для тренера из России получить работу в Англии едва ли легче, чем преуспеть на ней.

Эта мечта, точнее, нечто более конкретное – идея – появилась у Слуцкого уже достаточно давно. И с неудачей на Euro-2016, а также с реакцией на нее, она никак не связана. Может быть, сложись все во Франции иначе, это произошло бы чуть позже, но все равно произошло бы. Потому что атмосфера нашего и английского футбола оттого все равно не изменилась бы.

Первая Слуцкого угнетала, и с каждым годом – все больше. Вторая – точно так же манила. И он решил не противиться собственному естеству. Чтобы когда-нибудь – а это неизбежно произошло бы – не начать изводить себя мыслями: "Почему ты не сделал того, что хотел? Отчего струсил?"

Кстати, на мой взгляд, решение Слуцкого – это еще и пример для российских игроков, как можно и нужно, пусть даже и в ущерб деньгам, пробовать себя там, где в тысячу раз сложнее, но и в тысячу же – футбольнее. А то ведь кого из наших футболистов ни послушаешь – все мечтают поиграть в Англии, Испании, Германии. Но как только насыпят денег – где она, эта мечта?

Для Слуцкого деньги никогда не были главной ценностью в жизни. Потому и ушел из ЦСКА. Потому и поехал в Англию. Поехал за опытом, которого нет в нашей стране ни у кого. И что-то мне подсказывает, что телерейтинги матчей "Халла" в России в наступающем сезоне будут выше, чем у большинства встреч РФПЛ.

Леонид СЛУЦКИЙ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Леонид СЛУЦКИЙ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

АНГЛИЙСКИЙ – ПО ВОСЕМЬ ЧАСОВ В ДЕНЬ

Чтобы сегодняшнее трудоустройство в "Халле" стало явью, Слуцкий с января жил в Англии и бешеными темпами, с полным погружением, учил английский. Только представьте себе: более трех месяцев он занимался с персональным преподавателем по восемь часов в день ежедневно. По восемь!

И журналисты ВВС недавно были приятно удивлены уровнем его владения английским. Я тоже слышал, как он общался по телефону со знакомым. Впечатлило. Но то – непубличный телефонный разговор, а официальное интервью для одного из крупнейших СМИ мира... Довести до игроков свои идеи он совершенно точно сможет.

Когда основная база (начинал-то он почти с нуля) была заложена, немножко сбавил обороты – теперь занимается по три часа ежедневно. Остальное время уделяет собственно футболу. Погружаться-то нужно было не только в язык, но и в футбол страны. Ведь главное – не говорить надо лучше Конте или Покеттино, что есть уже сейчас. А работать на топ-уровне. И знать эти лиги не хуже, чем родную.

Он ходил на десятки, если не сотни матчей двух, а то и трех топ-лиг. Тут надо отдать должное Роману Абрамовичу, чьим проектом, по собственному выражению Слуцкого, он в Англии стал. На "Стэмфорд Бридж", у которого жил тренер, был специально обученный работник, которому тренер приносил список матчей на месяц вперед, которые он хотел бы посетить. Отказа не было ни разу. И с самим Абрамовичем, когда тот был в Лондоне, они виделись постоянно.

Слуцкий получил возможность изучить всю структуру "Челси", посмотреть тренировки и матчи от самых маленьких детишек в академии до всех возможных встреч первой команды. И теперь по уровню понимания, как существует мировой суперклуб, мало кто составит ему конкуренцию. Понятно, что до интереса "синих" ему еще расти и расти – но знания-то уже есть. А они накапливаются, перевариваются и воплощаются во что-то свое.

Он ездил по городам чемпионшипа – и удивлялся тому, что стадионы там (не чета ФНЛ и даже большинству арен РФПЛ) всегда забиты. И даже 60-тысячная арена в Ньюкасле, где вроде бы привыкли к другому уровню задач, – битком. А потом он узнавал, что каждый клуб, вылетающий из премьер-лиги, в течение трех лет получает от АПЛ финансовый "парашют" в виде 40 миллионов фунтов. "Халл" будет одним из таких.

И таких клубов в чемпион-лиге – с десяток. У них бюджеты – в районе 85 миллионов. У остальных – в районе 40. Много ли в нашей премьер-лиге команд с такой посещаемостью и такими возможностями? И скоростями, кстати, тоже. В России не понимают, не чувствуют, насколько у нас медленный футбол. Чуть к нему привыкнешь – перестаешь замечать. Но потом наступает время Лиги чемпионов, чемпионата мира и Европы – и...

Но важнее денег – отношение. К футболистам, тренерам, игре вообще. Его покоробили даже не оскорбления фанатов ЦСКА, удивительным образом совпавшие с его участием в социальной рекламе еврейского культурного центра, – хотя в той же Британии представить себе такие баннеры в адрес тренера, трижды сделавшего их клуб чемпионом страны, невозможно в принципе. Слуцкого просто убил баннер в адрес Игнашевича и братьев Березуцких на прошлогоднем ноябрьском матче с "Амкаром": "Алексей, Василий, Сергей, спасибо за все! Пора давать дорогу молодым".

В Лондоне же перед уходившим из футбола Терри обе команды образовали коридор почета, а зрители на стадионе сходили с ума от любви и уже подкатывающей ностальгии. И никто уж точно на пенсию его заранее не отправлял. Вот она – разница. От такого ведь и рождаются выражения вроде "нефутбольной страны"...

За всю весну Слуцкий посмотрел полностью только один матч РФПЛ – ЦСКА с "Краснодаром". При этом продолжал и продолжает общаться с армейскими футболистами. Люди для него ценны. То, чем является на сегодня наш футбол, – по-моему, уже не настолько. За более чем десяток лет в его вареве он устал.

И стал первым тренером в российской истории, который, будучи действующим чемпионом страны, ушел из команды сам, причем в никуда. Пожертвовав своим более чем миллионным контрактом ради эфемерного нового вызова. Кто-то ради денег готов цепляться за работу в команде до последнего. Но это – не про Слуцкого.

Кстати, если верить английским журналистам, огласившим сумму его контракта с "Халлом", то она – примерно вдвое меньше, чем то, что Слуцкий зарабатывал в ЦСКА. И это еще не считая несравнимый подоходный налог двух стран.

2015 год. Леонид СЛУЦКИЙ и Александр ГОЛОВИН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
2015 год. Леонид СЛУЦКИЙ и Александр ГОЛОВИН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ПОСЛЕДНИЙ ГОД МОТИВАЦИЕЙ ДЛЯ НЕГО БЫЛ ГОЛОВИН

Ровно две недели назад мы со Слуцким обедали в Лондоне, поблизости от легендарного концертного зала "Ковент Гарден". Как только увидел тренера, ожидавшего меня в рубашке навыпуск у одноименной станции метро, – возникло ощущение его абсолютной органичности в этой атмосфере. Казалось, он готов уже чуть ли не экскурсию провести.

Но приехал-то он туда для другого. И даже не ради посещений тренажерного зала в "Челси", куда отправился после нашей встречи.

"В ближайшие две – две с половиной недели все должно решиться", – сказал он тогда. И угадал вплоть до дня. Хотя на тот момент никакой ясности с клубом еще не было.

Беседы с владельцами, генеральными и спортивными директорами различных команд как премьер-лиги, так и чемпионшипа шли у него ежедневно. Иногда – даже дважды за день. Он был в шорт-листе всех клубов (кроме топ-, конечно), у кого к окончанию сезона не было главных тренеров. Таковых было не меньше десятка.

Слуцкий готовился к собеседованиям скрупулезно, многочасово: давал клубным боссам полные расклады по команде в целом, линиям, каждому игроку. Те были общительны и доброжелательны, кивали, записывали. Но какой в действительности была их реакция – он не знал. В России догадался бы по каким-то нюансам, былому опыту. С британским же менталитетом он имел дело впервые. И жил в состоянии саспенса. Напряженного ожидания.

Две недели назад у него еще не было никакой стопроцентной уверенности, что он найдет в Англии работу. И он не знал, как поступит, если тренерский "Юрьев день" закончится, вакансии будут разобраны, и ему не достанется ни одной. Будет ли ждать у Ла-Манша погоды еще полгода. Или вернется в Россию, если возникнет интересное предложение.

Но знаю совершенно точно: если бы команду в Англии этим летом тренер – трехкратный чемпион России этим летом так и не нашел, и ему пришлось возвращаться в Россию, он воспринял бы это как поражение. Не потому что он не любит свою страну – как раз-таки эта любовь, на мой взгляд, у Слуцкого где-то даже больше, чем страна иной раз того заслуживает.

Леонид СЛУЦКИЙ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Леонид СЛУЦКИЙ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

А если кто-то возразит, вспомнив тезис о "нефутбольной стране", – так ведь идет он как раз от этой любви. И от боли. "Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей", – цитировал когда-то Сергей Довлатов Николая Некрасова, и Слуцкий – именно таков.

Любовь Слуцкого к России и ее футболу – это волгоградская школа ЦСКА его имени, которую в определенной степени финансирует он сам. А в ответ он и люди, в школе работающие, получают угрозы, как в 90-е годы. С ними, слава богу, разобрались. Вплоть до заявления в прокуратуру...

Последний сезон в ЦСКА он работал во многом ради Головина, который (как сам Слуцкий – для Абрамовича) стал для тренера этаким персональным проектом. Недаром подарком для лучшего игрока месяца его волгоградской школы стала видеосвязь именно с одним из лучших молодых футболистов России, который благодаря Слуцкому в 20 лет провел два матча в стартовом составе национальной команды на Euro. И мы еще, уверен, скажем ему за это спасибо.

Ставка сработала, Головин сейчас – не только один из лидеров ЦСКА, но и превращается в важную фигуру в сборной. К концу 2016-го стало ясно, что подросшими крыльями эта птица машет уже вполне уверенно. А других мощных стимулов продолжать работу в России у Слуцкого уже не было.

И он решился. Вышел из зоны комфорта, погрузился в абсолютно другую среду. Ту, в которой людей российского футбола не знают, и даже если Мариу Фернандес теоретически сильнее 90 процентов своих коллег по амплуа в АПЛ, очень немного шансов, что он попадет туда за достойные деньги. Просто потому, что РФПЛ в Англии (и не только в ней) мало кому интересна.

Но спустя время Слуцкого уже стали узнавать на матчах в Англии. Посреди Лондона, понятно, нет – тут нужно быть Арсеном Венгером, чтобы в таком мегаполисе на тебя обратили внимание. Ближе к концу весны у него стали брать интервью – все более и более крупные СМИ. А он уже чувствовал себя в английском вполне уверенно, чтобы их без переводчика давать.

И вот он – в "Халл Сити". Первый российский главный тренер начинает свое увлекательное приключение там, где родился футбол. Удачи, Леонид Викторович! И теперь за вас, думаю, будут переживать даже болельщики "Спартака".