Футбол

6 сентября 2018, 09:45

"На тренировках называют Путиным". История русского форварда из "Фейеноорда"

Гоша Чернов
Корреспондент
В системе голландского суперклуба играет 18-летний нападающий с российским паспортом, о котором вы могли не знать. Знакомьтесь: Лион Калентьев.

Досье
Лион Калентьев
Гражданство: 
Россия/Голландия
Клуб: "Фейеноорд" (Голландия)
Амплуа: нападающий
Дата рождения: 09.01.2000
Место рождения: Гронинген (Голландия)
Рост: 174
Рабочая нога: правая
Любимый клуб: "Барселона"

Чемпионат Голландии в этом сезоне нам особенно интересен, ведь в "Витессе" работает российский тренер Леонид Слуцкий и играет российский защитник Вячеслав Караваев. Но есть в оранжевой стране еще один наш соотечественник – молодой форвард "Фейеноорда" Лион Калентьев. Он родился и вырос в Голландии, но его родители – из бывшего СССР. Нападающий рассказал "СЭ" историю своей жизни и карьеры.

Родители без паспортов

Калентьев всегда жил в Голландии и, разумеется, ему привычнее разговаривать на нидерландском. Но дома, со своими родителями, Лион общается исключительно на русском, так что мне не пришлось переключаться на другой язык. Западный акцент у Калентьева сильный, да и по манере строить предложения видно, что русский для него – не родной язык. В паре случаев он забывал слова, но в целом изъяснялся понятно.

Лион начал рассказ о себе с корней: "Мои папа с мамой раньше жили в Ташкенте – сначала в СССР, а затем в Узбекистане. В 1990-е у них возникли трудности, так что они решили отправиться в Европу. Тогда все переезжали: кто-то в США, кто-то в Англию, а мои родители выбрали Голландию, город Гронинген. Почему? Просто там дешевле, чем в Америке или других странах".

Ни у отца, ни у матери Лиона не было российских или голландских паспортов – только советские. Из-за этого они не могли получить официальную работу, а жили в так называемых "центрах для просителей убежища". "Там живут не беженцы, – уточняет футболист. – А те, кто приехали без паспорта из других стран – из Африки, Сирии... Квартира была маленькая, но хоть такая. Какие-то деньги родители получали от государства, а работали "по-черному". Папа работал bodyguard, телохранителем, а сейчас – водителем грузовика. Мама была поваром, а сейчас – делает обувь. Как это по-русски? Сапожник, да".

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Patience?

Публикация от Lion Kalentjev (@kalentjev) 8 Июн 2018 в 10:03 PDT

12 голов за матч

Через год после переезда родителей в Европу, в 2000 году, появился на свет Лион – второй сын в семье Калентьевых. При этом паспорта они к тому времени еще не получили – это произойдет только в 2008-м.

Родители у Лиона спортивные. Мама была гимнасткой, а папа занимался боевыми искусствами – дзюдо, карате, тхэквондо... Да и самого Лиона поначалу родители хотели закалить единоборствами. "И я, и мой старший брат занимались тхэквондо, но мне всегда нравился футбол, – подчеркивает Лион. – Бывало, не ходил на занятия, обещал папе, что приду в следующий раз. А сам шел мяч пинать. В футбол играл везде – даже на перемене в школе. А в восемь или девять лет оказался в футбольной секции в Гронингене – родители уже не могли мне препятствовать".

Еще до "Гронингена" Калентьев поиграл в более скромном клубе – "Рапидитасе", за который помногу забивал. Форвард помнит, как отличился 12 раз в матче, в котором его команда победила то ли 20:1, то ли 20:2.

40 тысяч евро за трансфер

С такой результативностью ему суждено было оказаться в главном клубе города. "Помню, "Гронинген" организовал просмотр из 200 пацанов, – блещет знанием жаргона Лион. – Из нас собрали несколько команд, тщательно следили за игрой и выбрали 15-16 человек, среди которых был я. Так я оказался в "Гронингене".

Чем старше становился Лион, тем длиннее и шире становились поля, так что ему было сложнее забивать. Но он помнит свой рекорд результативности в игре 11 на 11 – шесть голов. "Два раза я забивал столько "Зволле", а еще однажды кому-то еще", – вспоминает Калентьев.

Он всегда был нападающим. А среди форвардов в детстве конкуренция особо высока, ведь все хотят забивать. Но скауты "Фейеноорда" разглядели талант Лиона среди оравы детей, когда ему было 14. "Я сыграл пару матчей за юношескую сборную Голландии, со Словакией и Чехией. Забил два мяча, – продолжает Калентьев. – После второй игры меня на машине забрал отец и в дороге завел разговор о том, нравится ли мне в "Гронингене". Я даже ничего не подозревал. В какой-то момент он спросил: "А что, если бы тебе предложили перейти в "Фейеноорд"? Я воодушевился: "Конечно, я бы ответил "да"! И тут папа добавил, что, пока я был в душе, к нему подошли представители "Фейеноорда" и пригласили к себе".

В Голландии переходы из одной команды в другую на юношеском уровне – обычное дело. Но таланты растут везде, а играть все хотят в "Аяксе", ПСВ и "Фейеноорде", которые часто переманивают к себе молодежь. Маленькие клубы раньше не получали ничего за такие переходы, однако сейчас в Голландии работает система поощрения команд-воспитателей. "Меня купили примерно за 40 тысяч евро, – вспоминает Лион. – В Голландии любой профессиональный клуб при покупке игрока старше 12 лет должен заплатить другому клубу по 13 тысяч евро за каждый год, проведенный в его структуре. Я за "Гронинген" играл с 11 до 14 лет – и за три года "Фейеноорд" заплатил почти 40 тысяч".

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Running through the city with brothers I'd give a kidney

Публикация от Lion Kalentjev (@kalentjev) 6 Янв 2018 в 12:19 PST

Травмы

Это был 2014 год. А с 2010-го по 2014-й академия "Фейеноорда" получала приз имени Ринуса Михелса, как лучшая футбольная школа Голландии. Лион говорит, что тогда он испытал такие же эмоции, как если бы сейчас перешел в "Барселону": "Удивительные чувства! Первую тренировку в "Фейеноорде" я отлично помню, все было необычно. Вместе со мной в Роттердам взяли и моего друга Оркуна Кокчу, с передач которого я постоянно забивал в "Гронингене", так что я легко адаптировался к новой команде и к новому городу. В "Фейеноорде" приняли хорошо, даже придумали прозвище – иногда на тренировках меня окликают Путиным".

Этим летом пошел пятый год пребывания Калентьева в "Фейеноорде", но из-за проблем со здоровьем он прогрессирует не так быстро, как хотелось бы. "Два года назад у меня была… Сейчас посмотрю в словаре… Травма тазобедренного сустава! – добавляет нападающий. – Я сломал маленькую штучку, кость, и из-за этого больше полугода не играл. В прошлом сезоне я должен был выступать за команду до 19 лет, и даже провел за нее 10 минут в матче юношеской Лиги чемпионов с "Манчестер Сити". Но в основном сезон провел среди 18-летних".

В этом сезоне Лион все-таки попал в команду 19-летних, но не так давно получил травму – из-за нее нападающий пропустит около двух месяцев. "С основой я еще не тренировался, – рассказывает форвард. – Моя ближайшая цель – попасть в молодежную команду через год. Сейчас у меня юношеский контракт, он каждый год продлевается на один сезон, но через год я могу подписать полноценное соглашение с клубом".

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

It's my time now?

Публикация от Lion Kalentjev (@kalentjev) 20 Ноя 2016 в 11:20 PST

Как попасть в сборную

В чем секрет голландских академий? Нападающий отвечает так: "В том, что здесь все футболисты знают: им дадут шанс попасть в первую команду. Мне тоже. Такова система голландских школ – каждого привлекают к тренировкам с основой, надо только воспользоваться этим моментом. А в России все иначе. Полгода назад я был вызван в юношескую сборную Андрея Гордеева, спрашивал у ребят об обучении, а они отвечали, что шансов играть не дают".

В российской команде Калентьев оказался благодаря звонку. До прошлого года Лион не имел российского паспорта, был только голландский (для оформления ему пришлось даже ездить в Оренбург, где все еще живут родственники). И сразу после получения гражданства России он сказал отцу, что хочет играть только за историческую родину. "Папа сам позвонил в РФС и сказал, что в "Фейеноорде" играет мальчик с российским паспортом. И в феврале меня взяли на сборы, я даже забил в товарищеском матче со сборной Турции".

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

??!

Публикация от Lion Kalentjev (@kalentjev) 24 Фев 2018 в 9:48 PST

"Зенит" не перезвонил, в "Локо" не отпустили

За сборной России Калентьев пристально следит. На чемпионат мира Голландия не попала, так что у него тем более не было сомнений насчет того, за кого болеть. "Мне понравилась командная игра сборной России, приятно было наблюдать, – рассказывает Лион. – Матч с Испанией смотрел с семьей в Гронингене, очень громко кричал. Кто мой любимый футболист? Головин – быстро мыслит и всегда знает, куда сделать передачу. Дзюба еще хорошо играл – он такой сильный, как танк! Надеюсь, и меня когда-нибудь вызовут в сборную России. Если одновременно поступят предложения от нее и от голландцев, я выберу Россию. Хочу играть за нее".

Российскую премьер-лигу Лион не смотрит. Причина банальна – в Голландии ее просто не показывают. "Я иногда смотрю матчи российских клубов в Европе, слежу за результатами в премьер-лиге, – добавляет Калентьев. – Все время смотрю, сыграл ли за "Анжи" Гамид Агаларов из юношеской сборной России, мы с ним общались зимой. Но любимый клуб – "Зенит", я всегда болел за него. Почему – не знаю. Пару лет назад мы с отцом пробовали попасть в "Зенит" – он звонил в Петербург, разговаривал с главным скаутом, сообщил ему о моем интересе к команде. Ответили, что будут следить за мной. А полгода назад мне звонили из "Локомотива", приглашали на недельный просмотр, но "Фейеноорд" не отпустил. Я расстроился, но клуб имеет право решать за меня".

В Россию Лион пока не уехал, но этой осенью он может увидеться с россиянами – 30 сентября в Роттердаме с "Фейеноордом" сыграет "Витесс" Леонида Слуцкого, и форвард собирается пойти на матч. "Я часто посещаю игры взрослой команды, на эту тоже приду, – говорит Лион. – Есть желание познакомиться и со Слуцким и с русским игроком (защитником Вячеславом Караваевым – Прим. Г.Ч.), но я боюсь, что меня к нему не пустят – у меня же нет аккредитации, а просто билеты на трибуну. Знаю, что Слуцкий тренировал сборную России, и видел, что "Витесс" в первом туре выиграл со счетом 5:1 у "Гронингена", моей бывшей команды".

О будущем Калентьев говорит с воодушевлением: "Через пять лет хотел бы играть или в Испании, или в Англии. Если в Испании, то выбрал бы "Барселону", а в Англии "Челси" или "Манчестер Сити". Но сейчас главное – восстановиться от травмы и закрепиться в "Фейеноорде".