Футбол

19 апреля 2018, 12:45

В РФПЛ создали опасный прецедент. Может пострадать любая звезда лиги

Андрей Сизякин
Шеф-редактор digital проектов
Странная ситуация сложилась вокруг дисквалификации игрока "СКА-Хабаровск" Кабутова. С этим нужно срочно что-то делать.

ЧТО ПРОИЗОШЛО

7 апреля на 55-й минуте матча 25-го тура чемпионата России "СКА-Хабаровск" – "Амкар" (0:2) произошел жесткий стык между полузащитником хозяев Дмитрием Кабутовым и капитаном гостей Петаром Заневым. В результате болгарский защитник упал на газон и не вставал с него более двух минут. Тем временем судья встречи Владислав Безбородов показал хавбеку хабаровской команды прямую красную карточку. В итоговом протоколе говорится об удалении за "удар соперника в голень с использованием шипов в борьбе за мяч".

КАКОЕ НАКАЗАНИЕ ВЫНЕС КДК

11 апреля на очередном заседании КДК глава комитета Артур Григорьянц сообщил, что футболист хабаровчан дисквалифицирован на шесть матчей.

– Решение: за грубую игру, повлекшую травму соперника, дисквалифицировать Кабутова на шесть матчей чемпионата России по футболу, – сказал Григорьянц. – В случае если Занев в соответствии с медицинскими показаниями будет иметь возможность принимать участие в тренировках и/или матчах по истечении 15 дней с даты нанесения травмы, то дисквалификация Кабутова будет сокращена на три матча.

Позднее Григорьянц добавил:

– После матча в протоколе отсутствовала запись, что Занев получил травму. Однако его самочувствие ухудшилось в последующие дни. В понедельник Занев прошел медобследование, мы получили письмо от "Амкара", что он не сможет принять участие в следующем матче. Получили заключение от клиники, что у него серьезное повреждение голеностопного сустава, разрыв связок. Это серьезная травма. 22-го числа запросим документы о состоянии здоровья Занева. Если он тренируется или примет участие в игре, то КДК сократит дисквалификацию.

А БЫЛА ЛИ ТРАВМА?

По данным "СЭ", 9 апреля у Занева выявили перелом медиального мыщелка большеберцовой кости. Таково было заключение врача, но не окончательный диагноз. Впоследствии окончательно диагностировали другое повреждение – повреждение голеностопного сустава, разрыв связок. Это серьезная травма, как ее выше охарактеризовал Григорьянц. Но 14 апреля Занев провел все 90 минут в игре с "Рубином" (0:3). Видимо, его вылечил какой-нибудь знахарь. Иначе как можно исцелиться от разрыва за три дня?

КДК оперативно отреагировал на появление Занева на поле и 17 апреля сократил дисквалификацию Кабутова до трех встреч.

ЧТО ГОВОРИТ "АМКАР"

Чтобы разобраться в характере травмы и понять, как футболист с таким серьезным повреждением выходит на поле, мы обратились к генеральному директору "Амкара" Игорю Резвухину. Руководитель пермяков продолжил настаивать, что у игрока имеется травма.

– Какие документы были предоставлены в РФС? – вопрос Резвухину.

– Как какие? Заключение доктора.

– Как можно играть с такой серьезной травмой?

– Человек играет на уколах. Что в этом такого? У нас это первый случай в истории? Врач-травматолог диагностировал у Занева перелом, мы об этом сообщили. Но когда провели более глубокое обследование, то выявилось сильное растяжение. А то, что он играет, все зависит от организма человека. Петар нашел в себе мужество и возможность выйти на поле в игре с "Рубином". А сейчас будем смотреть, сможет ли он нам помочь в ближайших играх (Занев вышел в стартовом составе "Амкара" и в матче против ЦСКА. – Прим. "СЭ").

– То есть у него растяжение, а не перелом?

– По факту да. Но насколько знаю, Кабутову сократили дисквалификацию.

ОБЪЯСНЕНИЕ КДК

Следом "СЭ" обратился к главе КДК Григорьянцу, который подробно объяснил, почему была сокращена дисквалификация Кабутова с шести матчей до трех.

– В статье 94 части 2 дисциплинарного регламента РФС говорится о грубой игре. В части 3-й этой же статьи говорится об агрессивном поведении без борьбы за мяч, – начал Григорьянц. – В первом случае максимальное наказание – три игры, во втором – до четырех игр. Но в этой же статье есть часть 4-я, в ней говорится: если нарушение повлекло травму соперника, то виновный наказывается дисквалификацией на шесть игр. Это императивная норма. Однако дальше в этой части есть примечание, в котором говорится: если игрок, которому нанесена травма, в соответствии с медицинскими показаниями имеет возможность принимать участие в тренировках и/или матчах по истечении 15 дней с даты матча, в котором ему была нанесена травма, то к лицу, совершившему нарушение применяется санкция в виде дисквалификации на три матча.

Отдельно подчеркну, что это статья не только нашего регламента, и придумали ее не мы. Поэтому в данном эпизоде мы дали, как предусмотрено регламентом, дисквалификацию на шесть матчей, потому что у нас травматический случай – мы получили сначала заключение из одного медицинского учреждения, потом из другого, а следом от врача клуба "Амкар". В то же время нами были получены рентгеновские снимки, я их показывал на пресс-конференции. А далее результаты КТ, МРТ и так далее. То есть мы получили полный комплект документов, согласно которым становится понятно, что у футболиста травма. Мы в КДК – не врачи, чтобы разбираться в сложности травмы и сроках ее лечения. В то же время мы не можем проводить медицинскую экспертизу – это не наша компетенция.

Но факты следующие. Травма есть? Есть. Сколько матчей? Шесть матчей. Футболист вышел на поле раньше, чем через 15 дней? Вышел. Значит, мы уменьшаем дисквалификацию до трех игр и переходим на часть вторую статьи 94-й.

СТАТЬИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО РЕГЛАМЕНТА

К позиции КДК в этой ситуации нет никаких вопросов: есть справка от сертифицированной клиники – получи наказание. Все соответствует букве закона. И все же приведем пункты, о которых выше говорил Григорьянц.

Статья 94. Нарушения, совершенные против игроков и иных лиц, не являющихся официальными лицами матча до, во время и после матча

Часть 2. Серьезное нарушение правил игры (грубая игра), т.е. использование игроком чрезмерной силы или жестокости против соперника в борьбе за мяч, находящийся в игре, в т.ч. толчок, удар, наказываемое удалением, если такое нарушение не повлекло травму соперника, – наказывается дисквалификацией до 3 (трех) матчей.

Часть 3. Агрессивное поведение игрока или официального лица клуба до, во время и после матча, т.е. использование чрезмерной силы или жестокости против соперника без цели завладения мячом и иного лица, не являющегося Официальным лицом матча, в т.ч. умышленный толчок, удар, бросание предметов и мяча и иные случаи агрессивного поведения, наказываемое удалением – наказывается дисквалификацией до 4 (четырех) матчей.

Часть 4. Если нарушение, указанное в части 2 и в части 3 настоящей статьи повлекло травму соперника, то такое нарушение наказывается дисквалификацией на 6 (шесть) матчей.

В случае неоднократного совершения лицом (два и более раз в двух и более различных матчах) дисциплинарного нарушения, указанного в настоящей части, юрисдикционный орган вправе применить к такому лицу дисквалификацию сроком 12 (двенадцать) матчей.

Примечание: Если лицо, которому нанесена травма, в соответствии с медицинскими показаниями имеет возможность принимать участие в тренировках и/ или матчах по истечении 15 (пятнадцати) дней с даты матча, в котором ему была нанесена травма, то к лицу, совершившему серьезное нарушение правил игры применяется санкция в виде дисквалификации на 3 (три) матча.

Вот и получается, что "Амкар" Занева не потерял, а вот СКА, подписавший Кабутова минувшей зимой, лишился игрока стартового состава – этой весной он не пропустил ни одной встречи.

7 апреля. Хабаровск. "СКА-Хабаровск" - "Амкар" - 0:2. Петар ЗАНЕВ на газоне после столкновения с Дмитрием КАБУТОВЫМ. Фото ФК "Амкар".
7 апреля. Хабаровск. "СКА-Хабаровск" - "Амкар" - 0:2. Петар ЗАНЕВ на газоне после столкновения с Дмитрием КАБУТОВЫМ. Фото ФК "Амкар".

КАК РЕАГИРУЕТ "СКА-ХАБАРОВСК"

Генеральный директор дальневосточного клуба Алексей Кандалинцев признает нарушение, совершенное Кабутовым, но допускает, что наказание могло бы быть более мягким. В то же время он уверен, что у "Амкара" нет повода за что-то мстить СКА.

– "СКА-Хабаровск" уважает КДК и его решения, но в данной случае нам бы хотелось, чтобы дисквалификацию Кабутова сократили до еще меньшего количества игр, – начал Кандалинцев. – Такое желание обусловлено тем, что футболист "Амкара" смог принять участие уже в следующем матче.

В то же время мы понимаем, что закон – есть закон, и Дмитрий сыграл грубо, но по факту игрок "Амкара" избежал серьезной травмы. И для нас потеря Кабутова – серьезная.

– Хочется понять, зачем это "Амкару". Сначала он предоставил справку о переломе, потом о разрыве мышц, а сегодня уже говорит о растяжении. Есть ли у пермяков какая-то обида на вас?

– Мы с "Амкаром" в дружеских отношениях. У меня была точно такая же информация, о которой сказали вы – то есть об изменении характера травмы. А теперь Занев спокойно выходит играть. Могу вас точно заверить, что никаких подковерных моментов в отношениях с "Амкаром" у нас нет.

– Вы предпринимаете попытки еще уменьшить срок дисквалификации?

– Мы хотели, но нам наши юристы сразу сказали, что меньшего ждать не стоит. Да и мы сами понимаем, что нам не стоит портить отношения с КДК. На сегодняшний день мы сделали все возможное, в том числе выступил Кабутов, который публично извинился и пожелал здоровья Заневу.

– Как сам Кабутов воспринимает эту ситуацию?

– Когда озвучили первое решение, то он очень сильно переживал, потому что не только он, но и другие не понимали, как можно получить такое наказание в данной ситуации. Да, момент был жестким, но игровым, Дмитрий не хотел нанести травму сопернику. Насколько все знают, у нас произошла смена тренера, и каждый игрок стремится проявить себя и показать с лучшей стороны. Да, контакт между Кабутовым и Заневым был, тут спорить бесполезно.

– Запутанная история.

– Я вас уверяю, тут нет подковерных игр. Мне кажется, КДК должен разбираться с "Амкаром", нашу позицию там знают.

– Глава КДК логично заявляет, что комитету предоставили справки от сертифицированных клиник, и он обязан принимать их во внимание. У КДК нет медицинских экспертов.

– Поэтому я и говорю, что у нас нет каких-либо претензий к КДК. Но в данной ситуации Кабутова могли наказать и дисквалификацией на одну игру. Мы, конечно, все наслышаны о современной медицине, которая может лечить за один день, но, насколько я знаю, повреждение связок не проходит за три дня, а уж тем более перелом. Не знаю, зачем все это "Амкару". Но, как я понимаю, эти бумаги у клуба запросил КДК, и пермяки прислал те, что у них есть.

– Правильно понимаю, что в протоколе игры ничего подобного не отмечено?

– Все верно. Хотя момент был, никто с этим спорить не будет.

– Получается, что создается опасный прецедент. Так завтра могут "выбить" из состава не Кабутова, а, например, Промеса или Головина.

– Повторюсь, я ни в коем случае не спорю с КДК, потому что момент действительно был жестким. Но вы правы. Это действительно прецедент, причем очень опасный. Сегодня в такую ситуацию попал "СКА-Хабаровск", а завтра на нашем месте может оказаться топ-клуб. Мы стараемся отстоять права нашего футболиста, но нам это сделать тяжело. Хотим, чтобы дальше не было таких историй. Получается, любую справку можно подделать?

…И ведь в риторическом вопросе Кандалинцева таится вся суть. То есть в будущем клуб X, если захочет лишить команду-конкурента Y главной звезды, может принести справку о травме своего футболиста. КДК, согласно нормам регламента, дисквалифицирует лидера команды Y, а пострадавший игрок клуба X уже в следующем матче выйдет на поле и продолжит приносить пользу.