Футбол

5 июля 2017, 18:00

"Желаю удачи Кокорину и Дзюбе". Что Мутко сказал в Госдуме

Сергей Егоров
Заместитель главного редактора
Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора
Вице-премьер РФ Виталий Мутко после выступления перед депутатами в Государственной Думе ответил на вопросы журналистов.

КОКОРИН И ДЗЮБА? ЧЕРЧЕСОВ ОТВЕТИЛ НА ВОПРОС

– Ваше мнение по ситуации с Дзюбой и Кокориным, которые показали "жест с усами"?

– Да никакого. Я вообще не понимаю смысл вашего вопроса. Это два взрослых человека, которые играют в футбольном клубе "Зенит". В связи с чем этот вопрос? Желаю им удачи, они входят в расширенный список кандидатов в сборную. Пусть тренируются, готовятся, я желаю им только удачи.

– Публика восприняла их поступок, как обидный жест в адрес Черчесова.

– Черчесов ответил на этот вопрос, мне добавить нечего.

– Вы были в расположении национальной команды, когда Артем Дзюба уезжал со сбора в Австрии. Вы с ним разговаривали за пару часов до отъезда?

– Артем сказал, что он не готов на 100 процентов играть за национальную команду. У него побаливает колено, он не может выдерживать нагрузки и не готов выложиться и помочь команде на 100 процентов. Мы пожелали ему удачи. Конечно, для нас приоритет – здоровье спортсмена. Лечитесь, восстанавливайтесь – у вас впереди сезон и не за горами чемпионат мира. Я сам с ним общался, и никакие другие темы не поднимались.

Акинфеев продолжит выступать за сборную?

– Акинфеев – один из лучших вратарей мира. Ну, о чем вы говорите? И у Буффона бывают ошибки. Сборная уже выступила, впереди – новый вызов. Нам предстоят товарищеские игры, мы начнем готовиться к чемпионату мира. Кто как к этому подойдет? Зачем забегать вперед? Зобнин был твердым кандидатом, готовился, был основным опорным полузащитником, но получил травму... Зачем сейчас забегать вперед? И не мне расставлять приоритеты, кого вызывать. У главного тренера полный карт-бланш, это его прерогатива.

– Вы считаете нормальным, когда вызываются футболисты, которые подходят под коллектив, и не вызываются те, кто под него не подходят?

– Не знаю, про что вы говорите. Могу только одно сказать, что коллектив – это очень серьезная вещь. У тренера есть видение модели, видим, как он хочет играть. Мы смотрели вместе с ним сборную Германии, и она же не играла с Чили в открытый футбол. Зачем это нужно? Она и не сможет это сделать, как бы мы ее не нахваливали. Игроки ушли и ждали своего шансы. Немцы спокойно дождались ошибки, забили мяч, потом опять закрылись, и все нормально.

Ребята верят в модель тренера, мы видели, с какой самоотдачей они играли, как они были разочарованы таким результатом. Надо быть строже и не допускать ошибок. Нам есть над чем работать. Надо реализовывать момент. Вон Игорь Смольников вышел, двинул бы там, и мы бы сейчас рассказывали, какой у нас талантливый тренер! Или ударь Джикия на полсантиметра ниже, мы бы сейчас говорили по-другому.

Я же всю жизнь в этом футболе, сантиметр – и ты будешь в другом измерении. Как говорят англичане, самое главное – это результат. Давайте дадим парням хорошо подготовиться, достойно провести сезон. У них будет еще 3-4 контрольных матча, они смогут какие-то нюансы наиграть. Соперники серьезные, будем этими играми открывать стадионы. Вот скажите, месяца четыре назад вы представляли себе такую оборону?

– Нет, конечно.

– А сейчас я уже не представляю, как мы можем без Джикии. Помните его первые 20 минут с Португалией? А как Головин раскрылся? Классные ребята. Им нужно немножко времени, поиграть при таких трибунах. Это же серьезный фактор.

– Каких соперников ждать в товарищеских матчах?

– Серьезных. Потому жеребьевка может нас погрузить и с азиатскими командами, и с африканскими. Поэтому нужно сыграть с топовыми соперниками.

Игорь ДЕНИСОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Игорь ДЕНИСОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ДЕНИСОВ В СБОРНОЙ? ЧЕРЧЕСОВ СПОСОБЕН ЧЕРЕЗ ТАКИЕ ВЕЩИ ПЕРЕСТУПАТЬ

– Есть шанс, что Василий Березуцкий вернется в сборную?

– Василий всегда открыт. Его все любят в команде, он всегда может плечо подставить. Но он понимает, что уже не хватает пороха на два фронта. Вася – наш выдающийся игрок. Сборной столько лет отдал… И конечно, он создает соответствующий микроклимат в сборной.

– Вы хорошо знаете Игоря Денисова. Удастся ли его вернуть в сборную?

– Поверьте мне, сегодня это не вопрос каких-то личностных отношений. Черчесов способен через такие вещи переступать. Вопрос в другом – в концепции и видении им игры. Всего вам и не скажешь. Поймите, ему нужна команда. Он многое моделирует. Я бы вам многое рассказал, но не могу.

– Вы сказали об изменении лимита на легионеров. Каким он будет?

– В Стратегии развития все очень четко написано. Не знаю, почему она не нравится Валерию Георгиевичу (Газзаеву. – Прим. "СЭ"). Конечно, я не гарантирую, что телеправа будут стоить 700 миллионов фунтов. Тина Канделаки, к сожалению, не платит столько. Но я пойду у нее попрошу. Такие вещи нельзя просто так бросать в воздух. Нам озвучили цену на телеправа за ЧМ – 110 миллионов, но мы не можем столько платить. Мы за эти деньги купить не можем. Максимум – 38-40 миллионов. И каналы не могут заплатить, потому что стоимость рекламной минуты у нас не такая. Не отбить каналам эти затраты. А если кто-то даст эти деньги, то это не телевизионные права, а нечто другое.

– Лимит будет по схеме "10+15"?

– Я не могу сейчас сказать. Может, и меньше будет. Мы договорились, что в сентябре комитет профессионального футбола, который возглавляет Прядкин, внесет предложения. Поставлено несколько задач. И мы готовы уйти с лимита на поле на лимит в заявке.

Я изучил все 10 ведущих футбольных стран. И везде есть лимит. До 2004-го был лимит у Германии, был у Испании. Когда они провалились на крупных турнирах, сразу появился лимит. Ничего другого футбольный функционер не придумает. Вот немцы провалились в 2004-м и сразу ввели лимит. За четыре года наладили систему подготовки. Как только первая их сборная выиграла чемпионат Европы, по-моему, они сразу его отменили. У нас еще ничего нет. Поэтому первое – мы приняли лимит. Не слушайте никого – я стою на этом и буду стоять, – не будь лимита, половину ребят в сборной мы бы не увидели. Абсолютно точно вам говорю. Я сам был президентом клуба, я знаю философию большинства президентов – они всегда купят уже готового игрока.

Вчера я посмотрел игру "Зенита" – два состава вышло, какой лучше, еще и не поймешь. В Германии отменили ограничение на заявку в 25 человек – у "Баварии" 40 игроков. Но это богатый клуб, они могут себе это позволить. Но при этом в Германии ввели систему доморощенных игроков – до 8 человек. В некоторых странах их четыре. Но там есть Евросоюз, у них внутри свободное перемещение рабочей силы, поэтому представители этих стран не считаются легионерами. Но везде введены лимиты на футболистов не из Евросоюза. Давайте делать что-то подобное.

Мы можем ограничить размер зарплаты в первом профессиональном контракте. Направление стратегии дано. В сентябре мы соберем комитет, потом встретимся с президентами клубов, соберем исполком и примем соответствующее решение по лимиту. Чтобы команды оказались готовы к трансферному окну заранее. При этом до 1 сентября запустим программу по поиску талантов. В Сочи соберем всех самых талантливых ребят – человек 70 14-летних. Проведем селекционный сбор, назначим туда самого лучшего тренера, передадим методики 40 академиям. Запустим то, что сделали немцы.

– А кто самый лучший тренер у нас по юношам?

– У нас много интересных ребят, посмотрим. Вот, Хомуха здорово работал. Правда, с 17-летними. А мы его взяли и бросили чуть повыше.

– Какие перспективы у системы видеоповторов – когда она появится в нашей лиге?

– Очень тяжело. Они (видимо, ФИФА. – Прим. "СЭ") хотят эту систему демонтировать и увозить, потому что она в собственности какой-то компании. К нам шведы приходят, предлагают сделать такую – но они не аккредитованы ФИФА. Непростая тема. Аренда? Это дорого – вся система на все стадионы в год будет стоить где-то 10 миллионов долларов. В районе 100 тысяч в месяц.

– Валерий Газзаев уже второй раз сказал, что "Стратегию 2030" писал лыжник. Вы можете пояснить, кто ее писал?

– Понимаете, я ему и письменно ответил, и вчера на фракции. Что значит – писал лыжник? Была нанята специальная компания, специалисты. Те, что ему писали, они же и нам написали. Базовую программу. Потом ее направили в РФС, ее отдали в лигу, всем клубам, федерациям, выставили на сайт. Дальше она обсуждалась, на конференции приняли за основу. Мы дали шесть месяцев на внесение предложений.

Рабочую группу возглавлял Зорков – может, он его под лыжником имеет в виду? Он замдиректора РФС по развитию, решает организационные вопросы. Дальше "Стратегия" была направлена в Министерство спорта. Вот Наталья Владимировна Паршикова – может, она лыжник? Нет, она гимнастка, мастер спорта. Но она статс-секретарь, высокого уровня государственный чиновник. Она этих стратегий написала…

В Минспорта "Стратегию" доработали. И она же приказом министра утверждается! А там и лыжники, и футболисты, и кого там только нет. Минспорта утверждает "Стратегию", и ее реализации поручена всем субъектам Российской Федерации. И в докладе будет отправлена Президенту страны, потому что это его поручение. Может быть дискуссия о формате лимита, чем-то еще. Но футболу 100 лет, что вы еще можете придумать? Надо найти талантливого ребенка, обучить его и закрепить.

Валерий ГАЗЗАЕВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Валерий ГАЗЗАЕВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

КРИТИКА ГАЗЗАЕВА НОРМАЛЬНА. Я ЕГО СТО ЛЕТ ЗНАЮ

– Было два человека, которые вас жестко критиковали в "Парламентском часе" – Газзаев и представитель Счетной палаты. Вы как отнеслись к критике с их стороны?

– Нет, вы не правы. Это не критика, это мягко с их стороны… Это большая серьезная работа, мы просто в оценках расходимся. Я просто исхожу из того, что вы оцениваете финансы, но уж политику дайте оценивать нам, какие приоритеты расставлять. Сейчас приоритет понятен: 70 миллиардов выделено на развитие физкультуры и спорта, но 40 в ней "сидит" на подготовку чемпионата мира и Универсиаду в Красноярске. Как вы здесь приоритет массовому спорту отдадите? Как? Вот это я пытался донести.

– Согласны с критикой Газзаева?

– Да нормально все, я его сто лет знаю.

– Футболисты сборной получат премиальные за выступление на Кубке конфедераций?

– У них было за выход из группы. Поэтому – нет.

– Кто будет спортивным директором РФс? Есть ли кандидатура Широкова?

– Это не первый вопрос. Считайте, что проблемы нет. У нас сейчас другие задачи, два года назад РФС стоял на грани банкротства, 2,5 миллиарда долга, осталось 400 миллионов, как я могу брать на работу человека? Давайте закроем экономику в этом году, а со следующего года будем заниматься…