Футбол

25 мая 2018, 16:45

"Уже в 10 лет от детей требуют результата. И убивают в них любовь к футболу"

Виталий Айрапетов
Корреспондент отдела футбола
Главный тренер московского "Арарата" Максим Букаткин – о сезоне, грустных реалиях ПФЛ и серьезных проблемах в детском футболе.

СЛЕДУЮЩАЯ ЦЕЛЬ "АРАРАТА" – ЛИГА ЧЕМПИОНОВ

– Под вашим руководством "Арарат" провел семь матчей: четыре победы и три ничьи. Достойно?

– Я вас поправлю. Да, официально я возглавил команду в апреле. Но фактически уже тренировал основу сразу после Нового года. К сожалению, предыдущий тренер Звездин выбыл по состоянию здоровья. Считаю, этот отрезок мы прошли довольно ровно. Да, в ряде встреч не получилось дожать соперника, возникли определенные проблемы в атаке, упустили много моментов. В заключительной стадии порой не хватало везения, исполнительского мастерства. Но в целом "Арарат" показывал качественный футбол.

– "Арарат" во второй части сезона даже после ухода игроков с именем – Павлюченко, Измайлова, Лебеденко – все равно превосходил конкурентов по составу?

– Возможно. Но я хочу сказать и про тех молодых футболистов, которые к нам добавились. Тот же голкипер Антон Шитов. Весной он вообще дебютировал во взрослом, мужском футболе. Он воспитанник московского "Локомотива", но до этого никогда не выходил на поле в основном составе. Заиграл Артем Аванесян, атакующий полузащитник. До этого пытался выступать в ПФЛ, но у него там не сложилось. А у нас получил игровую практику. Также упомяну Алексея Самылина. Не спорю, был костяк из более опытных исполнителей, но мы выпускали и молодежь, которая начала добавлять, находясь рядом со старшими одноклубниками. Сезон показал, что мы не ошиблись с составом.

– Вы шестой тренер команды, начиная с лета. Откуда такая текучка?

– Мне не корректно рассуждать на эту тему. Не в моей компетенции. Значит, возникали какие-то ситуации. Может быть, начальство было чем-то недовольно, может быть – еще что-то. Во всяком случае, я считаю, что каждый тренер внес свою лепту в итоговый результат. И не только тренеры, но и игроки, администраторы, врачи, массажисты, да абсолютно все. Неслучайно "Арарат" не проиграл ни одного матча.

– Однако в следующем сезоне мы не увидим "Арарат" в ФНЛ. Как восприняли решение руководства клуба выступать в чемпионате Армении?

– Немного удивился. Но и тренерский штаб, и футболисты с пониманием отнеслись к такому решению. Жизнь на этом не заканчивается. Двигаемся дальше. Хочу поблагодарить клуб, футболистов, болельщиков за то, что дали мне возможность поучаствовать в этом проекте.

– Вы, значит, в Армению не едете?

– Я остаюсь в Москве. Дай бог, чтобы "Арарат" выполнил поставленную задачу на сезон. Но это будет довольно непросто. В Армении сложный чемпионат.

– А какая задача?

– Попадание в Лигу чемпионов. "Арарат" будет пробиваться теперь туда.

– Будучи еще старшим тренером команды, вы застали в "Арарате" игроков с именем – Павлюченко, Лебеденко, Измайлова. Кто на вас произвел самое сильное впечатление?

– Знаете, я их не совсем застал. На тот момент я занимался молодежной командой, не был в основе. К сожалению, с Павлюченко и другими игроками не пересекался.

МОЛОДЫМ ИГРОКАМ НЕ У КОГО УЧИТЬСЯ…

– Чем, прежде всего, неприятно удивила или даже шокировала вторая лига?

– Я бы все-таки сначала сказал о плюсах.

– Давайте.

– Потихоньку улучшается качество полей. Когда я начинал карьеру футболиста в начале 2000-х, везде были естественные газоны. Весной все это превращалось в песок. Отсюда и ужасное качество футбола. Сейчас появились искусственные поля и естественные покрытия довольно высокого стандарта. Это позволяет командам больше играть комбинационно с акцентом на атаку.

– Главный минус?

– На мой взгляд, по уровню исполнителей ПФЛ становится, к сожалению, все слабее и слабее. С чем это связано? Причин много. Во-первых, сами клубы исчезают во втором дивизионе. Во-вторых, футболисты к 25 годам понимают, что нужно делать выбор. Или искать себя в жизни, перестраиваться, или дальше заниматься футболом без особых перспектив и потенциала. Вот многие и заканчивают.

– Появляется больше молодых игроков?

– Да, происходит омоложение. Но этот процесс в какой-то степени искусственный что ли. Согласитесь, между игроком в 20 и 25 лет отличия довольно серьезные. Имею в виду, прежде всего, физиологию. Считаю, игроку нужно расти постепенно, поэтапно. Если 15 лет назад костяк команды составляли 25-28-летние игроки, то теперь в основном выступают 20-21-летние ребята.

– Проблема?

– Да. Им не у кого учиться и перенимать опыт. Они варятся в собственном соку, не прогрессируют. Нет рядом людей на поле, которые способны подсказать. А футбол он весь состоит из мелочей. Невозможно расти, развиваться, если в команде нет более опытного игрока, который разжует тебе, как надо готовиться к матчам, восстанавливаться, как поставить ногу, с какой силой бить. Мне повезло. Когда в 17 лет попал в команду, еще застал там людей из советских времен. И мне это здорово помогло. Опытные футболисты хотели побеждать и не давали мне на поле спуска, передавали этот дух. А сейчас, как я уже сказал, молодежи реально не у кого учиться. К счастью, в "Арарате" сложился довольно сбалансированный коллектив, сплав.

В ПФЛ В 25 ЛЕТ ФУТБОЛИСТ ПОНИМАЕТ: ПОРА ЗАКАНЧИВАТЬ

– В 25 лет футболисты вешают бутсы на гвоздь, так как мало кто из команд ПФЛ готов играть в ФНЛ? Нет спортивного интереса?

– Каждый мужик, выходя на поле, хочет побеждать – для своего имени, финансов, повышения в классе. А когда у команды нет задач, пропадает мотивация. И, конечно, во многих клубах финансовые, бытовые условия настолько слабые, что игрок понимает, что после футбола надо начинать новую жизнь. Можно закончить с футболом в 25, и тогда у тебя будет гораздо больше времени, чтобы перестроиться, переквалифицироваться, пойти по другому пути, заложить новый фундамент. Или ты заканчиваешь в 30 и уже не знаешь, что делать… Куда бежать то? Многие потом не могут найти себя в жизни.

– Что делать?

– Зачастую даже топовые футболисты после завершения карьеры не могут найти себя в жизни. Что делать? Мы много общаемся с молодыми игроками и уверяем их, что им нужно получать образование. Самое главное – это наши мозги. Вот в них и надо вкладываться. Век футболиста короток. Поэтому надо создавать себе запасную базу по максимуму.

– Средняя зарплата в клубах ПФЛ зоны "Центр"?

– Ой. Даже не скажу точно. Но это небольшие деньги. Знаете, в бизнесе есть такой закон 20/80. 20 – усилий, 80 – отдача. А в ПФЛ все наоборот. 80 – усилий, 20 – отдача… Раньше с финансами было благополучнее. При этом сейчас объясняю молодежи, что для них деньги пока не должны стоять на первом месте. Сначала надо дать, а потом получить. А у нас многие хотят сразу получить, ничего не дав. Так не бывает!

МАЛЬЧИК ХОЧЕТ СЫГРАТЬ НЕСТАНДАРТНО,
А ТРЕНЕР ЕМУ ЗА ЭТО "ПИХАЕТ"

– Вы тренировали детские футбольные команды подмосковного Ногинска. В чем главная беда детского футбола в России?

– От детей уже в раннем возрасте требуют результата. Я каждый день общаюсь со знакомыми, которые работают в детском футболе. Они мне объясняют, что пытаются в каждом матче сделать акцент на победу. Во главе угла стоит результат. И зачастую тренеры это делают под давлением, так как школе нужны очки в зачетном году. Все это сказывается на детях. Мне часто звонят родители детей и жалуются, что их сын не растет, остановился в развитии. Я спрашиваю: а сколько мальчику лет? Мне отвечают – 10.

– В чем здесь противоречие?

– Понимаете, мы в 10 лет уже хотим, чтобы мальчик был звездой. Но такого быть не должно. Нам необходимо составлять план на длительную перспективу. Главное, чтобы он не сейчас всех рвал, а в 16 лет на него был бы спрос от команд ПФЛ, ФНЛ или даже из премьер-лиги. Надо, чтобы он оказался востребован во взрослом футболе на выходе из школы. Не бывает результата здесь и сейчас в раннем возрасте! Нужно готовить личности. А мы уже в раннем возрасте давим на детей, требуем от них результата. И, что самое страшное, убиваем в них любовь к футболу!

– Печально.

– Сейчас много проходит однодневных чемпионатов, турниров среди детей. Недавно в "Сокольниках" играли ребята 2009-2010 годов рождения. Представьте, идет матч. Защитник получает мяч, хочет не выбить его сразу абы куда, а намерен проявить инициативу, начать атаку сам, на замахе уходит от нападающего. В итоге ошибается, и тренер тут же ему довольно жестко напихал… И больше мы от этого мальчика таких смелых, нестандартных действий на поле не увидим. Плохо! Если мы сейчас будем на них давить и делать из них мужиков, это ни к чему хорошему не приведет. У них детство же должно быть! Импровизация, пяточки всякие и так далее. Они не должны бояться ошибиться. Тренер в той ситуации должен был наоборот его поощрить, а он накричал.

– В то же время зарплата детского тренера небольшая. А победа на турнире сулит какие-то премии, дополнительные бонусы.

– Да дело даже не в премии. Дай бог, чтобы тебя не уволили, если ты не выиграешь, не наберешь очки... В московских футбольных академиях, к с лову, текучка, очень большая. Просто сумасшедшая. Тренеры постоянно меняются.

НЕ НАДО ДЕЛАТЬ МУЖИКОВ ИЗ 10-ЛЕТНИХ ПАЦАНОВ!

– Есть ли выход из этой ситуации?

– Будущее за такими футбольными академиями, как в "Краснодаре". Вот там все по уму. У Галицкого выстроено все отлично, у него есть чему поучиться. Возможно, в будущем в регионах, в Москве появятся такие частные клубы. Считаю, что помимо частного капитала, областные бюджеты также должны выделять деньги на такие школы.

– В России сейчас остро стоит проблема с центральными защитниками. Доводилось слышать, что детские тренеры, заточенные на результат, не особо заинтересованы в игроках этого ампула, так как победы на таком уровне приносят в основном нападающие.

– Я все-таки не совсем соглашусь. На детском уровне не хватает полузащитников. Я это вижу по детским турнирам, которые посещаю. Защитники и нападающие важны, а вот игроки средней линии… И это печально. Защитники не пытаются начать атаку низом, пасом между линиями. Сразу же длинными передачами стараются найти нападающих. Форварды в таком возрасте немного помощнее своих сверстников. И тренеры здесь используют прежде всего их физиологию, а не обученность.

А полузащите внимания не уделяют. Хавбеки, как говорится, находятся под мостом.

– Мяч их просто перелетает?

– Да. Защитники длинными передачами их перебивают, мяч сразу летит к нападающим. Шея у хавов уже болит, а пас они так и не получают, мяч летает над тобой. Когда матч между школами и академиями идет за зачетные очки, команды играют надежно, попроще, без импровизации. Но ведь мы любим футбол за непредсказуемость, за неожиданные действия, Мы ходим на личности, на индивидуальности. На Месси, Иньесту. А в детском футболе мы, к сожалению, делаем упор на команду. Да, она обученная, вымуштрованная. Нормально ребята смещаются. Все как положено. А индивидуально никак себя не проявляют. Нельзя сказать, что у того левая нога развита лучше, у другого – правая. И к выпускному году ребята играют чисто на автоматизме. Они играют, как правило, только так, как их учили. Где нестандартность? Сложно уже их переучить. Но главное даже не это.

– А что?

– Великий Кройф как-то сказал: "Техника – это отдать в одно касание удобной ногой в удобную ногу". Это очень важно. Я всегда объясняю своим игрокам (вне зависимости, кстати, от возраста), что самое важное – научиться действовать по ситуации. Надо обыграть один в один – вперед! Надо отдать в одно касание – пожалуйста. Видишь, что соперник все читает, тогда не спеши, сделай два касания. Сделай "улитку", если она необходима и принесет пользу команду. Вот этому и надо учить в детском футболе!