Футбол

29 марта 2017, 22:30

"Обороны у нашей сборной по-прежнему нет"

Михаил ГОНЧАРОВ
Корреспондент

ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. РОССИЯ – БЕЛЬГИЯ – 3:3

ТРЕНЕРСКИЙ ВЗГЛЯД Игоря ЧУГАЙНОВА

"СЭ" продолжает рубрику, в которой самые интересные матчи мы смотрим вместе с профессиональным тренером. Сегодня Игорь ЧУГАЙНОВ специально для читателей "СЭ" анализирует контрольную встречу РоссияБельгия: рассказывает о тактике, детально разбирает ключевые эпизоды, разъясняет самые слабые места и ошибки нашей сборной и делает итоговые выводы. Вникайте в тонкости футбола вместе с нами!

ЖДЕМ МАРИУ ФЕРНАНДЕСА

Если сравнивать матчи нашей команды с Код-д'Ивуаром и Бельгией, то изменения во вторник, на мой взгляд, коснулись прежде всего выбранной тактики. С африканцами Россия пыталась играть первым номером и создавать моменты за счет позиционных атак (и ничего хорошего не получилось), в этот же раз мы осознанно отдали мяч сопернику и не стали даже претендовать на территориальное преимущество.

Расстановку 3-5-2 при этом тоже считаю в нынешних условиях оптимальной. Выстраивать футбол с двумя центральными защитниками, не обладая соответствующими исполнителями высокого класса, слишком рискованно – сильный соперник нас попросту "разорвет". Отмечу лишь, что если на левом фланге Комбаров и Жирков, пусть и с небольшими оговорками, справляются с работой, то Самедову справа откровенно тяжело. И новый матч, несмотря на голевой пас в концовке, это еще раз показал. Действия в обороне – не самая сильная сторона Александра, а из-за высокой загруженности сзади и последующей усталости у него мало возможностей проявлять навыки в атаке. Поэтому – ждем появления Мариу Фернандеса, для которого эта расстановка подходит куда лучше.

Несмотря на изменения в кадрах, никуда не делись и проблемы в центре обороны. Против бельгийцев вместе с Кудряшовым вышли Васин и Нойштедтер, заменившие Кутепова и Семенова, однако количество ошибок не уменьшилось, защитная линия по-прежнему остается нашей главной головной болью.

ПЕРВЫЙ ГОЛ БЕЛЬГИИ: НОЙШТЕДТЕР ОШИБСЯ, НО ВИНОВАТ НЕ ОН ОДИН

17-я минута: после быстрого гола Васина Миральяс сравнивает счет, реализуя пенальти, назначенный за фол Нойштедтера против Бентеке.

Явный акцент атаки команды Роберто Мартинеса в первом тайме сместился на левый фланг, где активный Миральяс при поддержке Шадли раз за разом за счет индивидуальных действий проскакивал между Самедовым и Ерохиным – игроками, которые все-таки больше склонны к созидательным действиям, а не разрушительным.

С другой бровки, где действовали Кудряшов и Комбаров, таких проблем не наблюдалось, однако стоит признать, что бельгийцы давление там особо и не нагнетали, отряжая туда одинокого Фокета. Они нашли уязвимую точку на противоположном крае и раз за разом давили на нее, добавляя в зону дополнительного футболиста и постоянно создавая неприятные моменты.

Серьезная ошибка нашей обороны, на мой взгляд, кроется в общем построении. Центральные защитники больше контролировали зоны, а не соперников. Но ведь голы забивают не зоны, а футболисты! У нас же получилось, что Нойштедтер и Васин по очереди действовали против Бентеке и оставляли страхующим Кудряшова. Федор зачастую оказывался в полном одиночестве, без оппонента, и оставался без работы, тогда как его партнеры трудились в поте лица и разрывались.

И именно эти ошибочные, на мой взгляд, построения привели к первому голу наши ворота. До него, кстати, с той самой бровки состоялись как минимум три опасные атаки. А перед пенальти три наших центральных защитника снова выстроились в линию, Васин и Кудряшов вместе присматривали за Наингголаном в середине, Нойштедтер ближе к правому углу штрафной в одиночку противостоял габаритному Бентеке. Последовала передача, и за счет мощи форвард "Кристал Пэлас" продавил Нойштедтера, уйдя в левую от него сторону, после чего заработал 11-метровый.

Здесь изначально было неверным расположение наших футболистов, поскольку Нойштедтер оказался без страховки. Один из партнеров обязательно должен был находиться рядом с ним и мячом. Если бы Роман накрывал Бентеке с другой от себя стороны, не давая бельгийцу развернуться в направлении, в котором он это сделал, то нападающий соперников смог бы прокинуть мяч лишь в зону не к краю штрафной, а к ее центру. А там бы уже должен помочь Васин. И опасность оказалась бы ликвидированной: вдвоем, атакуя соперника с разных сторон, российские защитники справились бы. Кудряшов же в данной ситуации мог присмотреть за Наингголаном и в одиночку.

Вердикт таков: речь стоит вести не только об индивидуальной ошибке Нойштедтера, но и об общем неправильном расположении игроков.

ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ГОЛ БЕЛЬГИИ: НЕЛЬЗЯ ТАК МНОГО И НЕОПРАВДАННО ФОЛИТЬ

42-я минута: Бентеке оказывается первым на добивании после углового и выводит бельгийцев вперед.
45-я минута: Россия пропускает еще один гол после "стандарта", вновь не справившись с Бентеке.

Когда мы пропустили первый гол, замешательство лишь усилилось. Бельгийцы продолжали контролировать мяч, и наша команда стала неоправданно много фолить в опасных зонах на флангах около штрафной. Могу привести пример из анализа чемпионата мира 2010 года, посвященного командам, добравшихся до последних стадий. Вывод таков: лучшие сборные резко уменьшили количество невынужденных нарушений вблизи своих ворот. Ведь любой "стандарт" из этих точек – беспрепятственная доставка мяча в зону поражения. Если при навесах с игры контролировать, как правило, нужно только нападающих, то при штрафных идет подключение мощных центральных защитников.

Второй гол предварял необязательный фол Зобнина, после которого последовала подача, затем мяч улетел на угловой, ставший результативным. Третий пропущенный мяч состоялся после неоправданной агрессивной попытки отбора со стороны Нойштедтера, хотя и там ситуация того не требовала, ни о каком опасном моменте речи не шло. Случались и другие нарушения на тех же участках поля.

А ошибки при самих "стандартах" – это чистой воды действия один в один. При втором голе Нойштедтер уступил в борьбе Фертонгену, позволил нанести первый удар, а Васин, игравший против Бентеке, почему-то абсолютно выключился из эпизода раньше времени и позволил сопернику спокойно набежать на добивание. На "ленточке" помешали друг другу Комбаров и Акинфеев, но тяжело ожидать другого, когда мяч летит в ворота. Каждый из них пытался по-своему спасти команду.

Третий гол бельгийцев – это уже просто проигранная после подачи борьба один в один тем же Васиным. И если соперник столь сильно превосходит нас на "втором этаже", тогда тем более необходимо свести количество фолов в опасных зонах к абсолютному минимуму.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОТБОР – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ

Насторожило в действиях нашей команды то, как она отнимала мяч, находясь на своей половине поля. Первые минут 10 мы просто здорово перемещались, но затем, что касается именно активного отбора и прессинга в районе мяча, все это выглядело слишком пассивно. Россияне позволяли бельгийцам достаточно спокойно совершать переводы с фланга на фланг, долго контролировать мяч вблизи нашей штрафной. Изредка мы вроде бы пытались "включиться", но характерная ситуация: два футболиста участвуют в отборе, а третий выпадает, не контролирует "своего" соперника, и появляется разрыв между линиями, структура прессинга попросту рушится.

Нам есть чему поучиться у той же команды Роберто Мартинеса, которая минуты до 70-й выглядела в этом отношении просто здорово. Как только бельгийцы теряли мяч, сразу же старались резко и большой группой игроков накрывать россиян, не давая разбежаться и не предоставляя возможности посмотреть по сторонам и подумать. В результате в лучшем случае мяч адресовался назад, центральному защитнику, его уже бежали накрывать Наингголан или Бентеке, часто шел вынужденный пас на Акинфеева – и вынос вперед, в борьбу. Но попробуй выиграй ее у габаритных Фертонгена, Фермалена или Алдервейрелда. Так наши быстрые контратаки почти сошли на нет.

Сборная России совсем не пользовалась таким приемом, как направление атак соперника в удобные для себя зоны. Чтобы эффективно отнимать мяч, нужно вынуждать оппонентов доставлять мяч на тот участок поля, где ты и планируешь совершить отбор. От расположения футболиста, атакующего соперника с мячом в стартовый момент атаки, и зависит то, куда она может пойти. Условно, если наш хавбек накрывает его слева, то у игрока с мячом появляется достаточно серьезное ограничение в пространстве, и он может выполнить передачу только в другую сторону. А там, в свою очередь, обороняющиеся футболисты должны быть уже наготове еще при только готовящемся пасе совершить отбор или перехват.

Если все делать грамотно – соперник не имеет возможности разворачивать атаку так, как он хочет, и до ворот легко не дойдет. Нашей сборной этого не хватает. Если бы мы пользовались этим приемом, то при желании могли бы вынудить Бельгию атаковать не через левый фланг, где постоянно возникали проблемы, а через противоположный.

СВЕТЛЫЕ ПЯТНА: ПОЛОЗ, МИРАНЧУК, ГОЛОВИН

74-я минута: Миранчук забивает второй мяч российской сборной после быстрой атаки, родившейся благодаря удачному отбору в центре поля.

Про многочисленные недостатки мы поговорили, но все-таки были в игре с Бельгией и положительные моменты, которые внушают оптимизм. У нас есть ребята, обладающие неплохой скоростью и техникой, и в очередной раз они свои навыки показали. На мой взгляд, очень неплохой матч провел Полоз – был активен, на первых же минутах заработал штрафной, не испугавшись пойти в обводку, после чего Россия и открыла счет. Сделал он до перерыва еще и одну хорошую проникающую передачу на Канунникова, когда Максим момент не реализовал.

Зобнин, если добавит футбольной мудрости и не будет совершать необязательных фолов у своих ворот, также принесет пользу сборной. Дзагоев за небольшой отрезок времени тоже успел показать, что он исполнитель высокого класса. Его потеря в первом тайме отрицательно сказалась на игре, все-таки по уровню Оздоев полузащитнику ЦСКА сильно уступает. Если до 15-й минуты у нас было очень приличное движение в центре, отборы и перехваты (один из которых, кстати, совершил как раз Алан, после чего родилась опасная атака с ударом Канунникова), передачи вперед, позволявшие создавать определенную остроту, то после ранней травмы Дзагоева целостность и креатив в середине исчезли.

А еще выделю футболистов появившихся во втором тайме, – Бухарова, забившего гол и сделавшего результативную передачу, а особенно – молодых ребят, Головина и Миранчука. Они очень ответственно подошли к игре, и благодаря их усилиям удалось забить второй мяч. Александр и Алексей выполнили то, о чем я и говорил выше, – коллективный и агрессивный отбор. Хавбек ЦСКА просто здорово начал прессинг в середине, а его партнер из "Локо" не просто смотрел на борьбу, а молниеносно подбежал с другой стороны, и они вместе "зажали" Дембеле и отняли мяч. Далее последовала отличная быстрая атака с прекрасным пасом на ход Бухарову и передачей на полупустые ворота.

ОБОЛЬЩАТЬСЯ НЕ НУЖНО – БЕЛЬГИЯ ПОЧТИ БРОСИЛА ИГРАТЬ В КОНЦОВКЕ

90+2-я минута: Бухаров сравнивает счет.

Несмотря на то, что в концовке сборная России спасла ничью, я бы не стал впадать в эйфорию. Все-таки на протяжении 70 с лишних минут бельгийцы выглядели намного сильнее, вели в счете, уверенно контролировали ход матча. А далее если наши замены усилили игру, то перестановки соперника – сильно ослабили. Взять того же Витселя, с выходом на поле которого действия команды Роберто Мартинеса в середине потеряли стройность, и лишь на фоне такого соперника сборная России смогла уже продуктивно атаковать.

В концовке же матча бельгийцы и вовсе почти бросили играть. В добавленное время мы видели фантастический по гениальности пас Феррейры-Карраско на выход один на один Бухарову. Если бы он сотворил такое чудо у чужих ворот, можно было бы аплодировать. Но выполнить такую передачу к своей штрафной...

И если первый момент Бухаров не реализовал, то тут же возник и еще один, после передачи Самедова с фланга. Причем казалось, что Алдервейрелд первый на мяче, но затем он вдруг уступил в единоборстве и позволил себя продавить. Да, можно сказать, что плотной игрой в концовке сборная России заставила соперника ошибаться, однако таких концовок с такими подарками от соперников высокого уровня в официальных матчах не будет никогда. Просто не верю.

НЕ НУЖНО ПЕРЕОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ – ИГРАТЬ ПЕРВЫМ НОМЕРОМ МЫ НЕ СМОЖЕМ

Матч с бельгийцами показал, что наш основной, а, может, и единственный козырь в атаке – это быстрые выпады после отбора мяча, когда соперник еще не успел перестроиться. Плюс, конечно же, стандартные положения. Все три гола бельгийцам мы так и забили. Строить же комбинационный футбол первым номером нам против сильных оппонентов пока тяжело.

Не нужно переоценивать собственные возможности. Подчеркиваю: когда соперник действует в полную силу, мы не можем диктовать свои условия и проводить позиционные атаки. Не нужно ждать и требовать, что наша сборная будет постоянно контролировать мяч, создавать моменты за счет контроля на чужой половине. Давайте будем реалистами. Важен результат, а добиться его мы можем лишь в случае, если выстроим оборону, которая не будет делать таких ляпов, как в двух последних матчах, и, отталкиваясь от печки, проводить быстрые выпады и искать счастье при "стандартах".

И если впереди определенный выбор креативных и быстрых футболистов у Черчесова есть, к игравшим во вторник еще могут добавиться те же Смолов и Дзюба, которые позволят разнообразить действия в нападении, то надежной обороны у нас как не было, так и нет. И здесь работы – непочатый край. Мы видели матч с ивуарийцами, когда в центре вышли Кутепов и Семенов, сейчас тренер попробовал другое сочетание, а на выходе – два пропущенных мяча в Краснодаре сначала и еще три – в Сочи. Раз нет защитников высокого класса, значит, нужно решать проблемы за счет дисциплины и высокой организации.