Футбол

26 июля 2014, 03:17

Александр Кокорин: "В Бразилию больше никогда не поеду"

Максим Максимов
Главный редактор

Нападающий "Динамо" в интервью "СЭ" рассказал о чемпионате мира, назвал причины неудачной игры сборной России, поделился планами в будущем попробовать свои силы в Европе и оценил перспективы бело-голубых в новом сезоне.

Максим МАКСИМОВ

Кокорин вместе с "Динамо" возвращался со сбора. Самолет нудно преодолевал маршрут Клагенфурт – Москва. К тому времени в столице уже было за полночь. Большинство пассажиров, укутавшись пледами, тихо спали. Нападающий тоже выглядел уставшим: позади был тяжелый день, включивший в себя и утреннюю тренировку, и контрольный матч с "Удинезе", и дорогу до аэропорта.

Когда корреспондент "СЭ" подсел и предложил пообщаться, Александр приподнялся и улыбнулся. Или мне просто показалось. В любом случае, в интервью он не отказал и от острых вопросов уходить не стал. Отвечал обстоятельно, спокойно.

НА ЧМ ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ НЕ НА ВСЕ 100

– Почему не вышли из группы? – переспрашивает Кокорин. И голос его становится тише. – Факторов много. Наверное, была некая скованность. Большинство из нас впервые выступали на чемпионате мира. Турнира подобного уровня у нас в карьере еще не было. У меня в том числе.

Кроме того, говорю только за себя, но хотелось, чтобы было больше сил. Скажем так, чувствовал себя не на все сто процентов. Даже не знаю, почему. Не хватало свежести, хотя тренировались очень усердно, нагрузки были высокие. Месяц выдался очень сложным. Но чтобы там удачно выступать, ты должен быть лучшим.

– Себя в чем-то вините?

– Естественно, я страшно разочарован. Виню ли себя? Да, отчасти. Про форму уже сказал. И, конечно, тот момент в матче с Бельгией, который я не использовал. Забей тогда, и все могло бы сложиться иначе.

Россия: без плей-офф

– Можете вспомнить тот эпизод?

– Да. Денис Глушаков начал проход по флангу, готовился выполнить подачу. Я пошел открываться в центр штрафной. Как раз мелькнула мысль, что мяч может перелететь через защитника и попасть ко мне. Другими словами, я был готов, передача не стала для меня неожиданностью. Наверное, плохо, что посмотрел на вратаря и из-за этого не увидел самих ворот. Заметил голкипера боковым зрением, обратил внимание, что он стоит у ближней штанги и старался попасть в открытый дальний угол. Но...

– В игре сборной России вообще присутствовало немало навесных подач. Вам не показалось, что команде не хватало высокорослого форварда? Такого, как Артем Дзюба?

– Сейчас сложно рассуждать, смог бы он помочь или нет. Окажись Дзюба в сборной, может, играли бы низом. А насчет того, что не хватало высокого нападающего – естественно, мне больше нравится, когда команда действует низом и за счет скорости. К тому же не могу сказать, что великолепно играю головой.

ЖЕСТ АРШАВИНА? ПРОСТО ЭМОЦИИ

– Давайте вспомним первую встречу с Кореей. Юрий Жирков признался "СЭ", что команда переволновалась...

– Не скажу, что переволновались. Хотя не могу отвечать за всех. В таких матчах волнение всегда и у всех присутствует. Но когда я вышел на поле, обо всем забыл.

Конечно, сейчас глупо отрицать, что этот матч получился самым сложным. Почему? Сам не понимаю. Возможно, слишком долго ждали старта на турнире, все уже успели сыграть, а мы все готовились. С Бельгией и Алжиром было намного легче. Кроме того, в Куябе очень влажный климат. Хотя какое это значение сейчас имеет.

– Во второй игре со сборной Бельгией мы пропустили в самой концовке. Что случилось? Сказались серьезные нагрузки, которые дал Капелло?

– Не скажу, что на последних минутах ощущалась какая-то большая усталость. Повторюсь – тяжело было только в первой игре, а потом чувствовал себя все лучше и лучше. Здесь, пожалуй, сказался как раз уровень соперника. За 80 минут мы не позволили Азару ничего, но все решила одна наша глупая ошибка, как и в матче с Алжиром. Как я понял, это не чемпионат России, там все совсем по-другому – одна ошибка способна решить исход всего матча.

– И все-таки вы смогли отличиться. Какие мысли возникли, когда забили Алжиру?

– Поверил, что можем забить еще и спокойно выйти из группы. Но, к сожалению, в дальнейшем не хватало необходимой агрессии.

Кокорин увидел фол
перед голом Алжира

– После гола вы приложили палец к губам – так называемый жест Аршавина. Что хотели этим сказать?

– Все произошло очень быстро. Это были просто эмоции. Казалось, что забьем еще и призывал сильно не радоваться. Этот жест не был адресован кому-то конкретно.

– Алжирцы чем-то удивили или такого футбола от них и ждали?

– Когда смотрели разбор их матча с той же Кореей, они выглядели чуть ли не фаворитом группы. Африканцы тогда, если помните, прекрасно действовали в атаке. А когда мы с ними играли, они не создали, по сути, ни одного момента. И гол нам забили в борьбе после подачи со штрафного. Так что по большому счету ничем Алжир не удивил.

– Вы сказали про разбор матча с Алжиром. А сколько времени Капелло уделял теоретическим занятиям?

– Анализ каждой команды занимал от сорока минут до часа. Ничего особенного – в клубе примерно так же.

ПОКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ ЕВРОПЫ НЕ ПОСТУПАЛО

– Вам не показалось, что сборная играла в слишком закрытый футбол?

– Даже на установках нам в первую очередь говорили действовать от обороны, а впереди пытаться создавать моменты за счет контратак. Понятное дело, что была установка действовать как можно ближе с футболистами сборной Бельгии. И получается игра от обороны.

– Вам самому такой футбол нравится?

– Не скажу, что очень нравится. Но по-другому с теми же бельгийцами играть сложно.

– А вообще схема 4-3-3 вам удобна?

– Да, но в клубе и сборной мы играем по-разному. В клубе просят, чтобы фланговые полузащитники больше заходили в центр и помогали нападающему. В сборной наоборот требуют играть шире.

– Одной из причин неудачного выступления Капелло назвал тот факт, что все игроки нашей сборной выступают в чемпионате России. У вас были когда-нибудь предложения от европейских клубов?

– Лично мне предложений не поступало. Если бы какие-то запросы приходили в клуб, думаю, мне сказали бы.

Капелло: "за" и "против"

– Гурам Аджоев заявил, что "Динамо" не будет чинить вам препятствий, если поступит хорошее предложение от западных клубов. У вас самого нет желания в будущем попробовать свои силы за рубежом?

– Желание, конечно, есть. Если будет хороший вариант, естественно, его рассмотрю.

– А какой чемпионат или топ-клуб вам больше нравится?

– Мне по душе испанский чемпионат. А мечта? Как у всех – "Реал" или "Барселона". Но сейчас футбол мадридцев как-то ближе.

– Капелло считает судейство сборной России на ЧМ предвзятым. Ваше мнение?

– Мне странными показались только два момента. Первый – фол Леши Козлова в матче с Алжиром, после которого нам забили. И второй – в той же игре я убегал с краю, и вдруг мне наступили на ногу. Не знаю, как смотрелось это по телевизору, но фол там точно был. К тому же мог возникнуть опасный эпизод. Однако никакой реакции арбитра не последовало. Я посмотрел на ногу, там остался след. Но боль не так чувствовалась, ее перекрывала обида.

МЫ БЫЛИ ОТРЕЗАНЫ ОТ ВНЕШНЕГО МИРА

– Юрий Жирков в том же интервью "СЭ" сказал, что сидеть 30 дней в одной гостинице – это кошмар. И вообще многие критикуют Капелло за слишком строгий режим. Что скажете?

– Атмосферу чемпионата мира сборная чувствовала только когда прилетала в Рио и Куритибу. Мы увидели людей возле гостиницы, нам разрешили выйти на пляж, погулять. До этого абсолютно не ощущали, что находимся на большом турнире – жили, скажем так, вдали от всего этого. В отборочном турнире подобный подход давал результат. В отеле, конечно, была большая территория, но, по сути, ходить было некуда. Футболисты были отрезаны от внешнего мира. Хотя хотелось посмотреть, как народ реагирует, что люди кричат.

– Капелло запрещал игрокам пользоваться соцсетями. Как вам без них жилось? По возвращении вы выложили снимок с подписью: "Месяц без Instagram".

– Это шутка. На самом деле на таких турнирах забываешь об этом. Насколько я понял, главное – нам нельзя было размещать какую-либо информацию про команду.

Юрий Жирков: "Капелло
не объяснил, почему перевел меня в запас"

– Большой резонанс вызвало ваше фото в частном самолете. Не пожалели, что выложили этот снимок? И в чем был его посыл?

– Это смешная фотография по аналогии с фильмом "Брат-2". В кино, когда они летели домой, как раз прозвучала фраза: "Мальчик, ты не понял, водочки нам принеси, мы домой летим". Вот я так и пошутил, только про семечки. Посыла никакого не было.

Мы сейчас с вами так же летим в частном самолете, можем сделать снимок: написать все что угодно и разместить… Наверное, не надо было выкладывать такое фото. Люди надеялись на сборную, ждали. И потому последовала такая реакция. Ведь там непонятно, кто, откуда и куда летит. Многие могли подумать, что это мы так возвращаемся из Бразилии.

– Какие в целом у вас остались впечатления от Бразилии. Хотели бы поехать в эту страну в отпуск с друзьями?

– Нет, никогда. Все представлялось совсем иначе. Оказавшись в Бразилии, понимаешь, насколько тяжело живется там людям. Бандитская страна. Смотрел новости и удивлялся – каждый день либо что-то взрывали, либо что-то крали, либо кого-то убивали. Очень страшно. Не позавидуешь им.

К НАТУРАЛИЗАЦИИ ОТНОШУСЬ НОРМАЛЬНО

– Вы единственный, кто нашел в себе силы выйти к журналистам после прилета. Почему на это решились?

– Конечно, трудно говорить, когда возвращаешься с чемпионата, на котором не добился результата. Но собралось все-таки много журналистов. После Euro-2012 такого не было. Все нас ждали. Вот я и посчитал, что должен людям что-то сказать.

– В том интервью вы сказали, что надо было играть в футбол. Что имели в виду?

– Что надо было больше атаковать. Когда в последнем матче мы играли с Сашей (Кержаковым. – Прим. "СЭ") в два нападающих, у нас и моменты появлялись, и мяч лучше держался.

Александр Кокорин: "Виноваты только мы сами!"

– Вандерсон и Мариу Фернандес уже выразили готовность играть за сборную России. Как вы относитесь к натурализации?

– Нормально отношусь. В баскетболе Холден приносил пользу России. Шуток наверняка по этому поводу будет много. Но не более того. Расизма точно не допустим.

– После того как наша сборная покинула турнир, продолжали следить за его ходом?

– Конечно. Изначально не верил в Бразилию, а болел за Аргентину. Если честно, не ожидал, что они пройдут так далеко. Ощущалось, что после потери Ди Марии их шансы резко снизились, но они смогли пробиться в финал.

– Месси заслуженно получил "Золотой мяч"?

– Думаю, да. Хамес или Джеймс Родригес тоже был хорош, но он же получил свою "Золотую бутсу", как лучший бомбардир. Классно выглядел Роббен. Но Аргентину из группы Месси вытащил за уши, плюс отдал решающий голевой пас в 1/8 финала со Швейцарией. Получается, Лео в одиночку вывел свою сборную в четвертьфинал.

СЕЙЧАС ГОТОВ ПРОЦЕНТОВ НА 75

– Давайте перейдем к "Динамо". Когда было тяжелее готовиться к чемпионату России – после Еuro-2012 или сейчас, после Бразилии?

– В 2012-м я получил травму и вернулся не до конца здоровым – так что сложно сравнивать. Наверное, в моральном плане было одинаково тяжело. А в физическом – сейчас намного сложнее, очень трудный сбор получился перед чемпионатом мира, потратил много сил. Но как только приехал в "Динамо", постарался сразу все забыть и перестроиться.

– Позади сбор в Австрии. Как оцениваете свою нынешнюю форму?

– Конечно, сначала было сложно. Но с каждым днем становилось все лучше и лучше. Все мои показатели свидетельствовали о том, что я тяжеловато вхожу, но постепенно набираю форму. Сейчас свою готовность оценю процентов на 75. В контрольных матчах меня пока что выпускают на один тайм. Могу его без проблем отработать в хорошем темпе.

– Как вам работается под руководством Станислава Черчесова? Чем-то он вас удивил?

– Мне с ним работать комфортно. Не хочу Станислава Саламовича ни с кем сравнивать. Главное – при нем "Динамо" пытается действительно играть в футбол.

– Какой результат "Динамо" в новом сезоне сочтете положительным?

– В команду пришли сильные новички. Ходят разговоры про новый трансфер (судя по всему, речь про Вальбуэна. – Прим. "СЭ"). Не знаю, состоится этот переход или нет. Но даже без него мы можем многое. Мне лично очень хочется чего-нибудь уже выиграть.

Станислав Черчесов: "Денисова и Кокорина будем готовить по особому плану"

– Знаю, что вы мечтаете поиграть в еврокубках. Сейчас на пути "Динамо" в основной турнир Лиги Европы "Хапоэль" из Кирьят-Шмона. Соперник проходимый. Что-нибудь о нем знаете?

– У нас уже было одно теоретическое занятие с разбором израильской команды. Посмотрели, если не ошибаюсь, полуфинал Кубка Израиля. Изучили действия "Хапоэля" при стандартах и в разных игровых ситуациях. Думаю, более детальный анализ нам еще предстоит.

– На что Черчесов обратил особое внимание?

– Не скажу, вдруг израильтяне прочтут.

– В команду вернулся Смолов, пришел Прудников, есть Кураньи – серьезная конкуренция. Не боитесь?

– Страха нет. Абсолютно спокойно к этому отношусь. К тому же я еще до конца не понял, на какой позиции буду играть. Один матч выхожу как форвард, другой – как левый атакующий полузащитник.

– А самому вам где больше нравится действовать?

– В принципе, в интересах команды могу сыграть везде. При схеме с двумя форвардами мне больше нравится быть в оттяжке. А когда играем в одного, то удобнее играть роль этого единственного нападающего. На фланге сложнее, да и получается у меня похуже.

– В прошлом сезоне у вас на счету было 10 голов. Сколько планируете забить в новом?

– Никогда перед сезоном не ставлю перед собой каких-то планок, задач попасть в число лучших снайперов. Буду только рад, если мои голы принесут пользу команде. Главное, чтобы мы побеждали, а не чтобы я увеличивал свой бомбардирский счет. Например, если что-то выиграем, но я при этом не забью, то совершенно не расстроюсь.

– Кого можно назвать лидером нового "Динамо"?

– Нет, нет, нет! Не буду никого выделять. Я? И про себя тоже ничего вам не скажу.

Лиенц – Клагенфурт - Москва