Формула-1

22 марта 2016, 16:00

Почему провалился эксперимент с квалификацией?

Алексей ШИШКИН
Корреспондент
Попытка поменять формат квалификации завершилась провалом после первого же опыта на "Гран-при Австралии". "СЭ" разбирается, почему от идеи отказались столь быстро и безапелляционно.

В Мельбурне квалификация впервые прошла в формате на выбывание. В первом сегменте все было неплохо – один из пилотов, который всегда боролся за попадание в топ-10, по старому формату выбыл из борьбы. Даниил Квят и его гоночные инженеры не справились с трафиком, а в итоге пилот "Ред Булл" стал только 18-м. Казалось бы, новый формат себя оправдывает. Ведь руководители команд в качестве одной из причин смены квалификации называли желание создать элемент неожиданности, чтобы избежать предсказуемых результатов. Хотя эксперт Sky Sports Мартин Брандл отметил, что и во время первого сегмента смотрел не за машинами, а за таймером, который отсчитывал секунды до выбывания очередного пилота.

Но во втором сегменте гонщики и команды, пытаясь сохранить резину, уже за пару минут до истечения времени прекратили борьбу. По итогам второго сегмента дальше не прошел Валттери Боттас из "Уильямс". И это, как и в случае с Квятом, тоже было неожиданно. Решающим в определении судьбы нового формата стал третий сегмент, когда за три с половиной минуты до его завершения на трассе не осталось вообще никого, а пилоты стали покидать свои машины. Никакой ожидавшейся дуэли двух быстрейших пилотов за поул не случилось. При старом формате именно эти последние минуты и держали болельщиков в напряжении и становились решающими в борьбе за поул. Новый же формат привел к тому, что три с половиной минуты шла трансляция того, что происходит в боксах, но не на трассе.

ХОТЕЛИ, КАК ЛУЧШЕ

Практически сразу после завершения квалификации в Мельбурне руководитель "Мерседес" Тото Вольфф инициировал собрание руководителей команд, на котором было решено вернуться к прошлогоднему формату. Если точнее, к формату 2014 года, ведь тогда в чемпионате тоже участвовало 11 команд, а не 10, как в прошлом. Правда, для этого нужно пройти стандартную процедуру – одобрение Стратегической группы и комиссии "Формулы-1", а после этого утверждение на Всемирном совете FIA.

Сам Вольфф назвал новую квалификацию глупостью, а босс "Ред Булл" Кристиан Хорнер попросил у болельщиков прощения, подчеркнув, что "все хотели, как лучше". Берни Экклстоун употребил слово "дерьмо", а четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель выступил с традиционной речью о том, что "он знал и предупреждал". Феттель, как и многие другие пилоты, действительно предупреждал, еще во время тестов в Барселоне, когда неожиданно было принято решение об изменении формата – за три недели до первой гонки.

Руководители команд решили, что вернуться к прежнему формату удобнее и проще, чем пытаться доработать то, что получилось. Хотя были и те, кто призывал не торопиться. Например, технический директор "Уильямс" Пэт Симмондс отметил, что все не так плохо и нужно просто доработать идею с выбыванием. А испанский пилот "Торо Россо" Карлос Сайнс предложил оставить новый формат для первого и второго сегментов, а в третьем вернуть прошлогодний. "Мы не должны были сразу отказываться от нового формата, пусть даже один раз что-то пошло не так", – заявил действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон.

УЙТИ ОТ БЕЗУМИЯ

Но дорабатывать новый формат отказались. Общее настроение выразил руководитель команды "Хаас" Гюнтер Штайнер: "Проще вернуться к тому, что работает, чем пытаться изменить новый формат и делать это постоянно". "Хаас" вообще новая команда в "Формуле-1", так что ей проще принять любые правила и форматы.

И тут возникает вопрос – зачем тогда было ломать то, что работало? Ведь на этот вопрос никто из руководителей команд в момент принятия решения о новой квалификации так толком и не ответил. К прежнему формату не было претензий, пусть он и выглядел предсказуемым. Ответ в итоге дал неисполнительный директор "Мерседес" Ники Лауда, но уже после "Гран-при Австралии". "Мы пытались уйти от того, что навязывал нам Экклстоун. Он же предлагал сделать реверсивный старт, то есть по итогам последнего сегмента квалификации десятый пилот должен был стартовать первым, первый – десятым. Мы думали, что это шутка, но все оказалось серьезно. В итоге предложили свой вариант, но никто не продумал детали", – сказал Лауда.

Команды не стали ничего продумывать и сейчас, а просто пошли по наиболее простому пути. Но ведь даже спонтанно принятое решение в первых двух сегментах работало. "Мерседес" и "Феррари" сильнее остальных при любом формате, а вот всем остальным приходилось думать и работать, ошибки приводили к такому результату, как у Квята. По старым правилам он наверняка бы дождался чистой трассы и спокойно прошел во второй сегмент, а там и в третий.

"Формуле-1" просто пора уйти от постоянных и зачастую безумных изменений в регламенте, иначе все больше и больше поклонников будет отворачиваться от престижной гоночной серии. За последние несколько лет лучшее, что случилось с регламентом, – введение с нынешнего сезона новых правил по использованию шин, и это было не спонтанное, а тщательно продуманное решение. Именно это, а не квалификация или турбодвигатели сделало "Гран-при Австралии" таким интересным.