Формула-1

24 января 2017, 00:00

Конец эпохи. "Формула-1" осталась без Экклстоуна

Алексей ШИШКИН
Корреспондент
Ровно за два месяца до старта нового сезона в "Формуле-1" отправлен в отставку многолетний босс "королевских гонок" Берни Экклстоун.

Руководство компании "Либерти Медиа", нового владельца коммерческих прав на "Формулу-1", уволило со своего поста генерального промоутера и исполнительного директора Берни Экклстоуна. Британец управлял "королевскими гонками" с 1974 года. Его должность называлась по-разному, но именно с того времени он был главным в "Формуле-1".

Берни ЭККЛСТОУН и его супруга Фабиана ФЛОСИ. Фото AFP
Берни ЭККЛСТОУН и его супруга Фабиана ФЛОСИ. Фото AFP

ПОЧЕТНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ

"Я больше не руковожу "Формулой-1", поскольку был уволен. Мое место занял Чейз Кери – это уже официально. Мне предложили должность своего рода почетного президента. Но что это означает, какие функции нужно выполнять, я не знаю", – признался Экклстоун в интервью немецкому изданию Auto motor und sport.

Буквально за день до своей отставки Экклстоун с супругой посетил австрийский Кицбюэль и побывал на этапе Кубка мира по горнолыжному спорту. Он даже порассуждал на тему того, что горнолыжников можно сравнить с гонщиками "Формулы-1", и стал свидетелем восьмого в карьере подиума россиянина Александра Хорошилова, который стал третьим в слаломе.

О своих планах Экклстоун предпочел не распространяться. 86-летний британский миллиардер выразил уверенность в том, что его жизнь теперь станет намного спокойнее, а сам он все так же будет посещать этапы "Гран-при".

Пока неизвестно, сохранит ли бывший босс "Формулы-1" место во всемирном совете ФИА, но в западных СМИ уже появилась информация, что нет. Один из ярких комментариев в "твиттере" на эту тему: "Если сравнить Берни Экклстоуна с диктатором, то закончил он как диктатор – его просто свергли". Но именно Экклстоун превратил "Формулу-1" в глобальный бизнес с миллиардными оборотами – без него королевские гонки не были бы королевскими.

Берни ЭККЛСТОУН в Сочи. Фото REUTERS
Берни ЭККЛСТОУН в Сочи. Фото REUTERS

НОВАЯ АМЕРИКАНСКАЯ МЕТЛА

Разговоры о возможном уходе Экклстоуна со своего поста начались еще в середине сентября прошлого года, когда американская компания "Либерти Медиа" миллиардера Джона Мэлоуна приобрела 18,7 процента акций "королевских гонок" и получила право на выкуп 100 процентов акций. Тогда же председателем совета директоров "Формулы-1" был назначен бывший босс компании "XXI век Фокс" Чейз Кери, и тогда же Экклстоун запустил информацию, что ему предложен новый трехлетний контракт, но он еще подумает.

Теперь Экклстоуну уже можно думать только о том, как проводить кучу свободного времени – можно хоть на горнолыжном курорте, хоть на Багамах. По признанию самого Берни, у него достаточно денег, чтобы позволить себе многочисленные житейские радости. Непосредственным управлением "Формулой-1" теперь займутся другие.

Спортивные и технические вопросами будет решать Росс Браун, который в бытность техническим директором "Феррари" помог Михаэлю Шумахеру стать семикратным чемпионом мира, а потом создал свою команду "Браун", выкупленную "Мерседесом". Коммерческие вопросы возьмет на себя бывший руководитель ESPN Шон Братчес.

Берни ЭККЛСТОУН. Фото AFP
Берни ЭККЛСТОУН. Фото AFP

ЧТО БУДЕТ БЕЗ БЕРНИ?

Мгновенных перемен в "Формуле-1" ждать не стоит, но в среднесрочной перспективе они просматриваются. Новые владельцы хотят изменить ситуацию, когда этапы "Гран-при" продавались странам, в которых об автоспорте даже не слышали. С этой точки зрения становится как-то тревожно за "Гран-при России". Одно дело договор с Берни, даже в устной форме, и совсем другое – договор с американскими владельцами.

Каждый из этапов должен быть обставлен, словно Супербоул – в плане раскрутки, престижа и создания уникального цифрового контента. Сейчас "Формула-1" – сгусток высочайших технологий – отстала в плане доступности трансляций и коммуникации с социальными сетями. Кери намерен серьезно расширить аудиторию "королевских гонок", и это план не на 2017-й, а на 2020 год.

Поговаривают, что Чейз Кери настаивает на изменении Договора Согласия – фактически конституции "Формулы-1". А также на том, чтобы расформировать Стратегическую группу, наделенную слишком широкими полномочиями. Новому боссу не нравится система распределения прибыли между командами по итогам чемпионата мира и очень не нравится привилегированное положение "Феррари", которая получает больше всех за исторический вклад в развитие королевских гонок.

Финансовый вопрос всегда самый острый в "Формуле-1", и многие команды новые начинания поддержат. Но будут и те, кто выступит против. И тогда уже новым руководителям придется решать все споры. Все надеются, что стиля "разделяй и властвуй" больше не будет, но кто знает, может это был самый эффективный способ руководства. "Королевские гонки" ждут неизбежные изменения, но все будет делаться постепенно.