Хоккей

8 июня 2018, 16:30

Капитан. Легенда. Чемпион. Овечкин - лучший!

Михаил Зислис
Обозреватель

НХЛ. Плей-офф. Финал. "ВЕГАС" - "ВАШИНГТОН" - 3:4 (1-4)

Корреспондент "СЭ" объясняет, почему НХЛ справедливо назвала российского форварда Александра Овечкина самым ценным хоккеистом плей-офф

Михаил ЗИСЛИС

Самый гениальный в мире актер не смог бы передать все чувства и переживания, которые охватили Александра Овечкина в последние минуты пятого матча. Его дикий рык и фонтан эмоций после финальной сирены лучше всего говорят о том, что для капитана "Вашингтона" значила эта победа. Более счастливого человека в этот момент на земном шаре, наверное, не было.

Когда долгие годы, подобно Сизифу, ты безуспешно пытаешься затащить тяжелейший камень на вершину горы, то невольно приходит отчаяние. В отличие от мифического персонажа, обреченного на вечные муки, Овечкин своей цели достиг, выиграв самый престижный клубный трофей в мире. На "Конн Смайт Трофи" из игроков в данный момент никто внимания не обращает. Для начала должны чуть схлынуть эмоции.

Овечкин выиграл столько индивидуальных призов, что вполне может создать музей собственного имени. От приза MVP ему сейчас, уверен, ни горячо, ни жарко. Хотя более заслуженного обладателя "Конн Смайт" сейчас и представить сложно.

Впервые в истории за него всерьез конкурировали только два русских игрока – это уже выдающееся событие. Второй претендент – Евгений Кузнецов – набрал больше очков (32 против 27), в отдельных моментах выглядел ярче и показал шикарную игру в четвертой встрече, на которую вышел с травмой левой кисти. Мощно!

За Овечкина говорит не только статистика, хотя и она тоже впечатляет. Его 15 шайб – новый клубный рекорд, а за последние 13 лет только Сидни Кросби удавалось забить столько же голов в одном розыгрыше Кубка Стэнли. Сказать, что кто-то тащил капитана "Кэпиталз" за собой прицепом, значит, расписаться в собственной некомпетентности. Яромир Ягр, который приехал в Лас-Вегас на решающий матч, заявил канадским журналистам, что российский форвард показал свою лучшую игру за 10 лет. Великому чеху веришь сразу.

Далеко не всегда лучший бомбардир плей-офф, который выиграл Кубок Стэнли, одновременно становился и обладателем "Конн Смайта". В прошлом году Евгений Малкин набрал на одно очко больше Кросби. Но именно канадцу, который делал на льду и за его пределами массу полезных вещей, достался индивидуальный приз. Это выглядело справедливым решением в отличие от весны 2016 года.

Тогда Кросби провел две блеклые серии из четырех, включая финал с "Сан-Хосе", забросил всего шесть шайб и с 19 очками стал всего лишь седьмым в списке бомбардиров. У лучшего – Логана Кутюра из "Шаркс" – было 30. Кроме того, капитан "Питтсбурга" закончил плей-офф с отрицательным показателем полезности "минус два". Неслыханное дело!

Ладно бы, если в рядах команды не было никого лучше, но как минимум трое партнеров тогда сыграли блестяще: вратарь-новичок Мэтт Мюррей, защитник Крис Летанг и снайпер Фил Кессел. Все это не помешало заокеанским коллегам тут же провести акцию возвеличивания Кросби. На тот момент для него это был первый "Конн Смайт". Надо было каким-то образом придать его выигрышу подобие легитимности. Кто же тогда знал, что на следующий год канадец все докажет делом и больше не придется натягивать сову на глобус.

"Вашингтон" был и пока остается командой Овечкина. Все предыдущие годы "Кэпиталз" проваливались в Кубке Стэнли не потому, что их лидер был плох на льду. Совсем наоборот. Но вдохновлять команду на большее у него не получалось. То же самое с ним происходило и в сборных, начиная с юниорской (в 2003 на МЧМ в Галифаксе он был совсем еще юным). В тех командах, где он был фигурой под первым номером, с титулами было неважно: две Олимпиады, Кубок мира, пара молодежных чемпионатов мира. Минск-2014 не слишком показателен, поскольку в олимпийский год россияне превосходили всех конкурентов по качеству состава.

Нынешний триумф "Вашингтона" был бы невозможен, если бы Овечкин сам не поменялся. Со стороны сложно сделать вывод о главной причине. Может, дело в удачной женитьбе. Может, с возрастом к нему пришло понимание того, что еще чуть-чуть и следующий шанс представится только в другой жизни. Может, главный тренер Барри Тротц, наконец, нашел у Овечкина скрытую ранее кнопку и давил на нее в нужный момент. Может, совокупность всех этих факторов.

Наш форвард стал профессиональнее относиться к себе и своим обязанностям (это возможно, оказывается, и в 32 года), изменил собственную игру, став больше работать на партнеров, и смог вдохновить своих товарищей по команде, казалось, пропитанных, также как и он сам, духом пораженчества до последней капли крови. Заблокированные броски и своевременное возвращение в свою зону при потере шайбы – в этом плей-офф такие вещи в его исполнении были регулярными.

Общий вклад Александра сложно препарировать с помощью цифр. Зато есть титул. Есть факты. Например, такой. Овечкин стал первым русским капитаном за всю историю НХЛ, приведшим клуб к победе в Кубке Стэнли. При всем уважении к фантастическому прогрессу Кузнецова без такой вдохновенной игры со стороны его старшего товарища триумф "Кэпиталз" был бы невозможен.