Газета Спорт-Экспресс № 40 (7279) от 27 февраля 2017 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 февраля 2017 | Хроника

ДОПИНГ

РОССИЯ. ВАДА. МОК. МАКЛАРЕН

Международный олимпийский комитет (МОК) и Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) на прошлой неделе заявили об отсутствии в докладе Макларена прямых доказательств вины россиян в употреблении допинга. Можно ли это считать позитивным сдвигом в деле с допинговыми обвинениями против России?

КОГДА НАСТУПИТ ЯСНОСТЬ?

После двух лет бесконечных допинговых скандалов и разоблачений в отношении России всем нам очень хочется хороших новостей. Хотя бы о том, что часть выдвинутых ВАДА обвинений оказалась несостоятельной, или о том, что гнев борцов с допингом обрушивается не только на российских спортсменов. И такие новости время от времени появляются. Но чаще, увы, мы выдаем желаемое за действительное. До развязки отечественного допинг-гейта пока очень далеко.

ЛОШАДИНЫЕ ДОЗЫ

В воскресенье издание The Sunday Times опубликовало часть доклада Антидопингового агентства США (USADA), датированного мартом 2016-го. В нем говорится, что Альберто Салазар - консультант Федерации легкой атлетики Великобритании и тренер группы спортсменов во главе с четырехкратным олимпийским чемпионом Мо Фара - заподозрен в махинациях с медицинскими препаратами.

Многие после этого начали предвкушать дисквалификацию знаменитого британского бегуна. Но в реальности этому спортсмену едва ли что-то угрожает. Во-первых, обвинений в адрес Мо Фара даже по предварительным данным нет, а во-вторых - речь в докладе идет не о запрещенных ВАДА медицинских препаратах. The Sunday Times пишет, что тренер прописывал подопечным вполне легальные вещества, но в таких дозировках, которые потенциально опасны для здоровья. И доказать эту опасность будет крайне сложно. Да и прямых доказательств вины Салазара, судя по всему, представлено снова не будет.

Напомним, в 2015-м против американского специалиста уже открывали расследование. Тогда его обвиняли в использовании микродоз тестостерона и преднизона и составлении невероятных смесей для повышения результатов своих спортсменов. Это не помешало чудо-фармацевту продолжить работу. У этой истории, какой бы далекой от России она ни казалась, есть неприятный для нас имиджевый эффект. ВВС написала, что данные из доклада USADA попали в прессу не случайно, а благодаря группировке Fancy Bears, которую там связывают с нашей страной.

НЕ ВЕРИТЕ ДОКЛАДУ МАКЛАРЕНА? ОБРАТИТЕСЬ… К МАКЛАРЕНУ

В пятницу на сайте МОК было опубликовано информационное письмо генерального директора Кристофа де Кеппера, подводящее предварительные итоги работы по докладам Независимой комиссии ВАДА под руководством профессора Ричарда Макларена. Первая часть письма ничего нового не представляет - в ней перечисляются все обязанности комиссий под руководством Дениса Освальда и Самуэля Шмида. Первая, напомним, занимается перепроверкой допинг-проб россиян, как с Олимпийских игр-2014, так и с предыдущих Игр, а заодно анализов 28 спортсменов, упомянутых в докладе Макларена. Шмид занимается расследованием так называемой “государственной системы допинга” и “институционального сговора” в России.

“На встрече 21 февраля, организованной ВАДА в Лозанне для международных федераций по поводу того, как анализировать и интерпретировать данные, ВАДА признало, что во многих случаях предоставленных доказательств недостаточно для принятия решений”, - именно эта осторожная фраза стала в России поводом для громких заголовков, говорящих о несостоятельности доклада Макларена. Многим в нашей стране даже показалось, что МОК теперь в противостоянии России и ВАДА встанет на нашу сторону. Однако очевидно, что общий тон письма не говорит об изменении позиции Международного олимпийского комитета. Федерациям, у которых есть вопросы к докладу МОК рекомендует обратиться прямо к его составителю - Макларену. Компетентность профессора под сомнение не ставятся. Кроме того, большинство неточностей документ связывает не с ошибками при сборе или анализе данных, а с трудностями перевода. Якобы независимая комиссия использовала не совсем точные переложения с иностранных языков на английский.

ПРОФЕССОР СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТО МОГ

“В отношении многих атлетов, упомянутых в докладе Макларена, единственными доказательствами является информация, которую смог найти профессор. К сожалению, многие образцы были утилизированы Московской антидопинговой лабораторией. Это означает, что их нельзя перепроверить. Дополнительные запросы Макларена российским властям остались без ответа. Поэтому в отношении некоторых спортсменов из доклада Макларена просто не может быть доказательств, необходимых для наложения санкций”, - говорится в сообщении на официальном сайте ВАДА, которое вновь восприняли с большим оптимизмом.

Неоднозначность доклада Макларена многократно признавалась и раньше на всех уровнях, равно как неоднократно говорилось об уничтоженных в Московской лаборатории пробах. Однако это не помешало отдельным федерациям и Международному паралимпийскому комитету ввести санкции в отношении российских спортсменов. И сам МОК пока не собирается рассматривать вопрос о запрете на проведение в нашей стране международных соревнований по зимним видам спорта. Смущает олимпийское руководство лишь то, что международные федерации трактуют доклад по-своему. Международный союз биатлонистов (IBU), например, не спешит с введением санкций, в то время как Международная лыжная федерация (FIS) шестерых спортсменов отстранила. Чиновникам из МОК, вероятно, хочется найти единый подход.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ

Предположительно в начале марта в России будет представлен Национальный план по борьбе с допингом. Содержащиеся в нем законодательные инициативы должны показать всему миру нашу решимость в строительстве спортивного будущего без допинга.

Предстоящей весной, предположительно на заседании исполкома МОК 16-17 марта в Пхенчхане, могут быть представлены результаты работы комиссии под руководством Освальда и Шмида. Дополнительную сложность вопросу придают формулировки из доклада Макларена. В первой части этого расследования говорилось о “государственной системе”, а во второй - “об институциональном сговоре”. В первом случае нас может ждать дисквалификация Олимпийского комитета России и отстранение всех россиян от ближайших Олимпиад. Во втором - менее жесткие санкции, особенно если будет доказана непричастность к нарушениям руководства ОКР.

Последнюю точку в этом вопросе, скорее всего, поставит сессия МОК, которая пройдет в Лиме с 12 по 17 сентября этого года. При благоприятном раскладе наша страна на ней будет окончательно допущена до Олимпиады в Пхенчхане. В конце 2017 года в полном объеме могут возобновить работу РУСАДА и Московская антидопинговая лаборатория. После этого должен быть снят и запрет на проведение в России международных стартов. Таким образом, к началу 2018 года российский допинг-гейт может себя исчерпать. Это важно, в том числе и для нормального проведения в нашей стране чемпионата мира по футболу.

Мария МАРКОВА