Олимпиада

Допинг

23 февраля 2018, 17:15

"Триметазидин запретили несправедливо". Мнение профессора Дурманова

Андрей Сизякин
Шеф-редактор digital проектов

ОЛИМПИАДА-2018. Бобслей

Бывший глава антидопинговой службы ОКР Николай Дурманов объяснил, как триметазидин, обнаруженный в допинг-пробе бобслеистки Надежды Сергеевой, влияет на организм спортсмена.

– Он очень похож на мельдоний – и по действиям, и по механизму действия, – считает Дурманов. – Триметазидин переключает обмен веществ: расщепление жиров – на расщепление глюкозы. И это приводит к тому, что появляется чистая энергия, и нет продуктов отходов. Это очень важно, когда, допустим, сердечная мышца испытывает недостаток кислорода – допустим, при стенокардии в предынфарктном состоянии. Что-то подобное, но чуть по другому делает и мельдоний.

НА ЗАПАДЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ТРИМЕТАЗИДИН – ПУСТЫШКА

– То есть этот препарат все-таки допинг, и он оказывает влияние на организм?

– Влияет или нет – это не есть критерий допинга. Допинг – это то, что влияет на спортивные результаты, это то, что опасно для здоровья, и то, что неэтично (например – марихуана). Последняя – самый часто вылавливаемый допинг. Сказать, что он влияет на результат или опасен для здоровья – это неверно, но употреблять наркотики неэтично. Так вот триметазидин и мельдоний – они не попадают в эту запретительную триаду. Они не опасны – их широко применяют и дети, и пожилые люди. Их влияние на спортивные результаты никем и никогда не доказаны. А мельдоний и вовсе с точки зрения этики разрешен, он продается во многих странах. В то же время в некоторых странах триметазидин отвергается медициной, там говорят, что он ни о чем, божья росса, которая не работает, он пустышка. Например, так часто говорят в Северной Америке или Европе.

– Известно, что мельдоний раньше был в списке рекомендованных для российских спортсменов препаратов. Триметазидин тоже был в такой позиции?

– Триметазидин запретили на год или полтора раньше, чем мельдоний. Был ли он в рекомендованном списке, точно не помню. Но вполне возможно, что был. А почему нет, если препарат не запрещен?

– То есть на ваш взгляд он не является допингом?

– На этот вопрос можно предоставить два ответа. Первый, формальный, – допингом является все, что фигурирует в запрещенном списке ВАДА. Поэтому как он может быть не допингом? Как он туда попал – справедливо или нет, по политическим мотивам или на четкой научной базе – это уже неважно. Он в запрещенном списке, значит, его применять нельзя. Триметазидин – допинг по своей юридической форме, поэтому применять его спортсменам нельзя. Второй ответ: а триметазидин справедливо попал в список запрещенных веществ? Мне кажется, что нет. И не только мне. И не только триметазидин, но и мельдоний.

УМЕРЕННАЯ ПАРАНОЙЯ

– Может триметазидин входить в состав других лекарств?

– Фантазия фармакологических людей безбрежна, и можно ожидать, чего угодно. Никто не поручится ни за какие сложные комбинации, если на них есть рыночный спрос. Но, честно говоря, мне и моим коллегам не попадались другие препараты, в составе которых был бы триметазидин. Но гарантии, что этого не может быть я дать не могу.

– То есть теоретически возможно, что триметазидин мог быть в лекарстве, которое по неосторожности употребил спортсмен?

– Я бы повторил упражнение умеренной паранойи: со всеми случаями обнаружения следов допинга у наших спортсменов, я бы не торопился говорить об осознанном приеме. В первую очередь я бы разбирался, как это препарат мог попасть в организм спортсмена. Есть и более экзотические способы туда его поместить.

Все новости по теме – в live-трансляции дня //
Олимпийский календарь // Медальный зачет Олимпиады-2018