Олимпиада

16 августа 2016, 09:00

Сергей Шишкарев: "Трефилова в обиду не дадим!"

Дмитрий Зеленов
Обозреватель
Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

РИО-2016

Сегодня наша женская сборная, выигравшая на Олимпиаде пять матчей из пяти и влюбившая в себя всю страну, сразится в четвертьфинале Игр-2016 с Анголой. А днями ранее спецкоры "СЭ" встретились в Рио с главой федерации гандбола, который все это время находится рядом с командой Евгения Трефилова.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ, Дмитрий СИМОНОВ
из Рио-де-Жанейро

Глава гандбольной федерации знает, как поддержать в коллективе правильную атмосферу. Гандболистки с восторгом встретили идею пойти всей командой на пляж и в рыбный ресторан на следующий день после того, как Россия уже после трех стартовых матчей обеспечила себе выход в плей-офф. Так что настроение у девушек было вдвойне радостным. Даже несмотря на то, что и они, и болельщики потратили немало нервов.

НИКТО НЕ ЗАСТАВЛЯЛ ПЕТЬ ГИМН, ДЕВУШКИ САМИ РЕШИЛИ

– Да уж, непростыми получились победы! – улыбается Шишкарев, размешивая густой кофе палочкой корицы. – Для кого валидол, для кого еще кое-что. Мы на трибуне ничего лишнего себе не позволяем, хотя порой это, пожалуй, и не помешало бы. К этим победам уместны любые определения – волнительные, эмоциональные. Мы сейчас рады, что досрочно вышли в четвертьфинал, ведь неудачи в первых трех матчах могли не позволить нам попасть в плей-офф. Преодолели южнокорейский барьер, который перед нами стоял очень долго. Это закрытый, непредсказуемый соперник. К тому же у нас в составе есть девочки, которые помнят досадное поражение в Лондоне. Надо было ответить. Матч проходил невероятным образом. И мы не только увидели, что наша команда способна играть по-разному тактически, но и убедились, что у нас в сборной фантастическая атмосфера. Слава богу, сумели создать микроклимат. Оглядываясь на свой опыт в бизнесе, могу сказать так: когда в коллективе существуют нормальные человеческие отношения, это всем добавляет уверенности. В гандболе исхожу из тех же принципов.

– В сборной, складывается впечатление, нет ни одного лишнего человека.

– Это действительно так. Вы сами видите, что играют все, каждая из девушек вносит свой вклад. И что еще важно – тренер дает им право на ошибку. А если у кого-то что-то не получается, Трефилов делает правильные замены, которые исправляют ситуацию. Выстреливают те, от кого мы, возможно, и не ждали. В общем, работает машина, в которой задействована каждая из деталей – это я в хорошем смысле, конечно же.

– Что-нибудь насторожило за эти дни?

– В матче с Францией расслабились, потеряли концентрацию. Но молодцы, что сумели удержать победу. Психологически важная победа. Наверное, подумали сначала, что все легко получится – с точки зрения статистики Франция была не самым суровым соперником. Как и Швеция, которую мы всегда спокойно обыгрываем. К слову, мы, можно сказать, помогли шведкам попасть сюда. В Астрахани на квалификационном турнире мы вымотали Польшу, которая зачем-то настроилась на нас как на последний бой. А потом деморализованные и измученные польки попали под Швецию.

– Первое место в группе – неожиданный успех?

– Промежуточный. Главный успех – то, что девочки заставили болельщиков следить за гандболом. Они чувствуют поддержку страны.

– То, как наши девушки поют гимн, взявшись за руки, сразу бросается в глаза. Выглядят настоящими патриотками.

– И не только выглядят, но и являются ими. Они приносят своеобразную клятву верности, и эта клятва накладывает внутреннюю ответственность. Петь гимн – не какое-то чудо, это совершенно нормально для любой уважающей себя нации. Причем девушкам никто этого не навязывал, они все сами решили. Мне очень нравится, как они относятся к делу. Когда я прилетел в Бразилию и выступал перед ними с короткой речью, все внимательно слушали, смотрели в глаза. Небо и земля по сравнению с тем, когда я впервые к ним обращался девять месяцев назад. Путь мы проделали большой. Теперь каждое мое слово доходит до адресата.

Евгений ТРЕФИЛОВ привлек к себе внимание многих на Олимпиаде. Фото AFP
Евгений ТРЕФИЛОВ привлек к себе внимание многих на Олимпиаде. Фото AFP

В ЮМОРНОЙ МАНЕРЕ СОЗДАЕТСЯ МИКРОКЛИМАТ

– Мы поражаемся Трефилову. Евгений Васильевич, наверное, сейчас самый харизматичный российский тренер, причем во всех видах спорта.

– Он всегда такой. Просто сейчас благодаря целому ряду усилий удалось вписать гандбол в российскую действительность, и народ снова открыл для себя Трефилова. Его эмоции? Он имеет на них право. Он настолько в игре, настолько входит в раж, что после матчей просто не слышит ничего вокруг, остается в каком-то своем мире. Я не вмешиваюсь в его работу, но иногда прошу соблюдать этические нормы – мне нравится его хороший кубанский юмор и набор афоризмов, но все-таки мы имеем дело с женщинами, надо уважать их достоинство. Сегодня его крик уже не пугает девчонок. Есть еще момент – у нас хватает недоброжелателей, которые не прочь тренера подставить. Не буду ссылаться на источник, но есть информация, что представители определенных СМИ хотят записать его слова во время матча, дать подстрочник и показать всем, какой в России работает тиран. Евгений Васильевич все это понимает и старается держать себя в руках. Но переживает колоссально. Один раз спрашиваю его про какой-то момент. Он отвечает: "Да я ничего не помню. Я же в тот момент вместе с ними в атаку бежал!"

– Какой афоризм Трефилова вас особенно зацепил?

– Ой, их столько! Меня забавляет его контрольный вопрос на засыпку: "Сколько сисек у козы, сколько сисек у коровы?" Кто ответит на вопрос, тому уважение. Дело в том, что он вырос в небольшом городке Усть-Лабинске и с детства был приучен к труду, познал множество профессий – и коров доил, и трактор водил. Видимо, эта трудовая закалка и позволила ему стать таким, какой он есть. В такой добродушной и юморной манере и создается тот самый микроклимат. Кого надо – подкалывает, кого-то другого – поддерживает.

– Как выстроены ваши отношения?

– Стараюсь его прикрывать со своей стороны. Известно, что у Трефилова хватает оппонентов. Доверительные отношения мы выстраивали год – мне кажется, он долго ждал, где же "засада". Как это называет Лавров, в нашем виде спорта царят "высокие гандбольные отношения". Но я всегда повторял Трефилову: "Васильич, если что-то говорю, значит, так и есть. Верьте мне!" И кажется, сейчас он мне верит, зная, что я его не подставлю и не кину под танк. А когда Трефилов понимает, что за спиной у него стоит президент федерации, который всегда прикроет и за него "порвет", то становится спокоен и уверен. Сейчас вот ходят слухи, что иностранцы готовят про Трефилова какой-то компрометирующий фильм… Не хочу пока делиться подробностями.

– Трефилов нам рассказывал, к нему подходил шведский журналист и спрашивал: "Вы девчонок бьете?"

– Да-да! Во-первых, он никого не бьет. Во-вторых, такой вопрос абсолютно неэтичен. Куда вы лезете? Мы же не влезаем, что там происходит у вас в командах. Но мы Трефилова в обиду не дадим! Он сам это знает и чувствует.

– За счет чего российский гандбол так или иначе держится на хорошем уровне? За счет таких старых кадров, как Трефилов?

– Не только. У нас великолепные школы в Волгограде, Краснодаре, Тольятти, Звенигороде, Астрахани, много внимания уделяется развитию детского гандбола в Ростова-на-Дону, в Майкопе славные традиции женского гандбола. Корнями все уходит в детство. Есть дети, которые занимаются гандболом, ведется селекция. Это прежде всего в женском гандболе. В мужском, к сожалению, ситуация хуже. У женщин есть хоть какой-то баланс, здоровая конкуренция, идет борьба школ и тренерских идей. Это гораздо лучше, чем монополия.

Сергей ШИШКАРЕВ.
Сергей ШИШКАРЕВ.

ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – ФИНАНСИРОВАНИЕ И ОТНОШЕНИЕ К ГАНДБОЛУ

– Активнее всех гандбол сейчас продвигает Константин Игропуло со своим блогом #гандболлипучий.

– Мы очно познакомились с Константином на "Финале четырех" в Кельне. Прекрасный парень. Ролики – его личная инициатива, он сам фанатеет от гандбола. Тогда я пригласил его к сотрудничеству. Он энтузиаст и здорово продвигает гандбол, но делает это автономно, и его сложно встроить в нашу систему, ведь он действующий игрок. Я же не могу взять его в федерацию на работу. А его непопадание в сборную – вопрос тренеров, в чью работу я не имею права вмешиваться. Дай бог, Константин оправится после травм и все же заиграет в сборной. А мы видим его большой потенциал для нас, команды гандбольных управленцев. Как говорится, почет ему и уважуха.

– Как так вышло, что Россия не представлена в мужских гандбольных соревнованиях? И что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось?

– Для мужской сборной непопадание на Олимпиаду сродни курьезу. Все решилось на последних секундах в досадной игре со шведами на чемпионате Европы, когда вели с преимуществом в один мяч. По всем раскладам должны были попадать на Игры. Но мой однофамилец, Даниил Шишкарев, совершил оплошность и потерял мяч, а затем… Я уж опасался, что ваши коллеги-журналисты напишут: "Шишкарев лишил Шишкарева Олимпиады". Хотя, естественно, наши отношения с Даниилом хуже не стали, скорее наоборот. У него, кстати, недавно родился сын. Рассказывая об этом эпизоде, просто хочу подчеркнуть, что мы были в шаге от олимпийской квалификации.

В то же время надо признать, что уровень мужского гандбола в России ниже, чем женского. Достаточно сравнить выступления наших славных "Чеховских медведей" с результатами, допустим, женской команды "Ростов-Дон", которая без поражений прошла групповой этап и в четвертьфинале уступила лишь будущему победителю Лиги чемпионов, оба раза всего в два мяча. Аналогичными достижениями в мужском гандболе мы похвастать не можем.

Говоря о причинах, мы так или иначе возвращаемся к системе, поскольку профессиональные клубы – лишь вершина айсберга. Нет правильной селекции, нет понятной спортивной вертикали, когда детско-юношеские спортивные школы делегируют своих лучших представителей наверх, отсутствуют детско-юношеские соревнования, недостаточно сильных команд в регионах (глядя на них, мальчики и девочки начинают брать пример и тянуться в этот вид спорта). Основные проблемы – это финансирование и отношение к гандболу как таковому.

Мы ставим три задачи. Первая – возвращение гандбола в элиту российского спорта. Вторая – организация систематизированного учебно-тренировочного процесса, в том числе подготовка тренерских кадров в регионах. И третья – финансирование. Одна ее составляющая – бюджет, ведь мы прекрасно понимаем, что детско-юношеский гандбол невозможно финансировать из частных, спонсорских денег. Другая – маркетинг, создание гандбольного медиапродукта, что позволит вызвать интерес у спонсоров, меценатов, рекламодателей.

Потихоньку что-то получается. Популярность постепенно возвращается. Естественно, большую роль возлагаем на Олимпиаду. Можно десять лет что-то делать, но именно на Играх происходит резкий рост интереса и, как следствие, популяризация. Что касается финансов, то подчас даже те немногие средства, которые выделяются в регионах, расходуются бесконтрольно, размазываются тонким слоем по потребителям бюджетного пирога.

В четвертьфинале Игр россиянкам предстоит сыграть с Анголой. Фото AFP
В четвертьфинале Игр россиянкам предстоит сыграть с Анголой. Фото AFP

ПЕРЕД ЧЕТВЕРТЬФИНАЛОМ НА ДУШЕ СПОКОЙНО

После того как Россия обыграла в уже, казалось бы, ничего не значащих матчах Аргентину с Голландией, мы вновь связались с Шишкаревым, чтобы задать еще несколько вопросов.

– Для нас на этом этапе Олимпийских игр все сложилось наилучшим образом, пять матчей – пять побед, – отметил Сергей Николаевич. – С точки зрения борьбы и зрелищности мы сделали все, чтобы привлечь внимание к нашей команде. Самое главное – девчонки показали характер. Матч против сборной Нидерландов был интересен с точки зрения укрепления командного духа и турнирной мотивации, ведь мы досрочно вышли в четвертьфинал с первого места. Здорово, что девушки смогли настроиться на победу и играли абсолютно уверенно, с запасом прочности, показывая красивые комбинации. Отмечу, что сыграли очень результативно. Снова побили собственный рекорд – до этого забрасывали 32, 34, 36 мячей, а в ворота Нидерландов – 38. Понравилось, как играли Вяхирева и Ильина, набирает обороты голкипер Виктория Калинина. Было видно, что они получали удовольствие от матча и были главными действующими лицами.

– Сильно волнуетесь перед плей-офф?

– Волнение есть всегда. И накануне матча, и даже после игры. Не хочется показаться самоуверенным, но матч против Нидерландов все-таки придал нам уверенности. У меня сейчас на душе спокойно.

– Собираетесь каким-нибудь образом мотивировать команду перед плей-офф?

– Мы уже общались с командой перед началом Олимпиады. Девчонки знают, за что играют, мы объявили размер бонусов. Хотя сами они говорят, что для них это не главное, куда важнее честь страны, гордость российского флага, успешное выступление на Играх. Знаете, перебарщивать с душевными разговорами тоже не стоит, не думаю, что сейчас душещипательные беседы нужны. Может быть, после четвертьфинала – дай бог, все у нас сложится хорошо – пообщаемся с командой. Сейчас больше думаю, как игрокам дать больше положительных эмоций, потому что Олимпиада – длинный турнир, девушки несколько недель, с учетом сборов, находятся в другой стране, часовом поясе, вдали от родных и близких, и хочется, чтобы они могли отвлечься и побыть в хорошей дружеской атмосфере.