Сноуборд

26 августа 2018, 10:30

Екатерина Тудегешева: "Происходящее со сноубордом в России – какое-то проклятие"

Владимир Иванов
Обозреватель
Двукратная чемпионка мира – о своем отношении к руководству сборной

Последние три года она готовилась отдельно от сборной, позицию к руководству которой никогда не скрывала. В сезоне-2015/16 Тудегешева была второй в общем зачете Кубка мира, в следующем выиграла бронзу на чемпионате мира, а по итогам прошлого стала обладательницей Малого хрустального глобуса, победив в зачете параллельного слалома. Но для федерации она – как кость в горле.

– Меня все эти истории, о которых написано в "СЭ", не удивили, – призналась Тудегешева. – О многих я знала. Три года пыталась достучаться до всех, приводила факты. Теперь вот я уже не одна – вон у скольких людей разом кончилось терпение.

– У вас с экипировкой проблем не было?

– Нет, но я выступала в спонсорской. В федерации не получала ничего три года. Один раз отказалась, с тех пор и не предлагали.

– А почему отказались?

– Не хотела выступать в цветах этой федерации, поскольку не желаю иметь с ней ничего общего.

Екатерина ТУДЕГЕШЕВА. Фото REUTERS
Екатерина ТУДЕГЕШЕВА. Фото REUTERS

ЕСЛИ Я БУДУ ГОТОВИТЬСЯ ВНЕ СБОРНОЙ, МЕНЯ СНИМУТ СО СТАВКИ ЦСП

– Как у вас сейчас дела?

– По окончании сезона мне сказали, что принято решение закрыть мою индивидуальную подготовку – и уволить двоих специалистов, которые со мной работали. А меня возвращают в сборную.

– Вы, естественно, не согласились?

– Конечно. На протяжении трех последних лет я показывала лучшие результаты в команде, но меня лишают условий.

– Что было дальше?

– Все наши контакты на этом прекратились. Старший тренер Денис Салагаев мне не звонил. Денис Тихомиров как президент федерации прислал официальное письмо с вопросом, готова ли я присоединиться к сборной. В ответ я попросила выслать список тренеров, которые будут работать и план учебно-тренировочных мероприятий. Ничего не получила. Лето провела на самоподготовке, что будет дальше – посмотрим. На связь со мной старший тренер так и не выходит. Я даже УМО еще не прошла.

– Почему?

– Когда проходила вся команда, меня в список не включили. Врач почему-то не посчитал нужным сообщить об этом.

– Без УМО нет допуска на тренировочные мероприятия.

– Так вот Тихомиров уже прислал письмо, в котором написано, что я не прошла УМО – и тем самым нарушаю правила договора с ЦСП. Отвечаю ему, что меня никто на него не звал и не предупреждал, хотя я, конечно, готова пройти – назовите дату! Тишина.

– Какие теперь варианты?

– Тихомиров написал, что я могу принимать участие в учебно-тренировочных мероприятиях только в составе сборной. Если же хочу тренироваться отдельно – исключительно за свой счет. Имеется в виду, что я не только сама должна буду оплачивать тренера, но и… меня снимут со ставки в ЦСП.

– Подготовку вашего личного тренера оплачивал Олимпийских комитет России (ОКР)?

– Только в последний год. Два предыдущих – мой личный спонсор. Теперь же мне, чтобы продолжать в том же режиме, нужно платить и за тренера, и за саму себя.

– Выглядит так, что выставить вас из сборной не могут, но создают такие условия, при которых вы откажетесь от нее сами.

– Естественно. Затягивание с УМО из этой серии. Просто не хотят, чтобы у меня был допуск. Вообще интересно получается. Результат всей сборной устраивает, выступления постоянно признаются руководством удовлетворительными. Но вместе с тем конкретно мои результаты, которые на протяжении последних трех лет были лучшими в сборной, их не устраивают. Такой вот парадокс.

Екатерина ТУДЕГЕШЕВА. Фото AFP
Екатерина ТУДЕГЕШЕВА. Фото AFP

ИДЕТ КОНКРЕТНЫЙ СЛИВ ЛИДЕРОВ СБОРНОЙ

– Вы карьеру продолжить хотите?

– Конечно. Поддерживаю форму, сейчас в хорошем состоянии. Но что будет дальше – не знаю. Насколько мне известно, на экспертном совете старший тренер говорил, что объединяет команду и будет тренировать ее по общему плану. В том числе, меня. Однако прошло четыре месяца – и ни одного звонка мне не поступило. Что же за старший тренер такой, который вообще не общается с лидерами командами? Я не прошу себя любить, но хотя бы тренировочный план можно прислать. У меня же пока нет ни виз, ни информации, ни даже пройденного УМО.

– Какие положительные варианты разрешения ситуации вы видите?

– Полная смена тренерского штаба. Салагаев четыре года вел команду к Олимпиаде. Результат – ни одной медали. И его работа признается удовлетворительной. Из того, что я прочитала в "СЭ", никакой целенаправленной системы подготовки у него нет. Все основано на влиянии. Тут комплексная проблема. У нас же президент федерации одновременно главный тренер. В итоге толком он и не руководит, и в сборной полнейший бардак. Они обещали Минспорта, что будут со мной работать и тренировать, но сами четыре месяца не выходят на связь.

– Если вы и Алена Заварзина, у которой тоже проблемы с руководством сборной, не выступите на чемпионате мира-2019, шансы команды на медаль существенно понизятся. И прилетит в случае их отсутствия – федерации. Неужели там этого не понимают?

– Тихомиров уже говорил в интервью, что Салагаев сам определяет курс развития сборной. А он направлен на омоложение состава. Вот и происходит конкретный слив лидеров сборной. Все дело в том, что Салагаев не может работать с теми, кто умнее, сильнее или опытнее его. Лично мне он не может дать ничего. Прекрасно помню, как мы вместе выступали за сборную. В 2007 году я выиграла чемпионат мира, а он боролся за 30-е места. И теперь мне идти к нему учиться? Может, лучше мне его научить добиваться результата?

Он это понимает. Разумеется, у него нет контакта ни со мной, ни с Заварзиной, ни с Хатомченковой. А молодые смотрят на него с открытым ртом – и ему это нравится. Но работать с ним – заниматься псевдодеятельностью. Нужно готовиться по четко продуманному плану в нормальных условиях и добиваться результата – другого не дано. Остальное – ересь.

А все, что сейчас происходит с российским сноубордом – какое-то проклятие. В уставе федерации написано, что нужно развивать вид спорта в стране, а они его гробят. Безумно жалко наш сноуборд. Пока у власти бездарные руководители, которые отгораживаются от любого умного и конструктивного человека, так и будет продолжаться. Вокруг них остались только скромно-запуганные. Которые тоже начинают говорить, когда выгоняют и их.