Теннис

7 марта 2017, 13:00

Карты в руки. Мир раскололся из-за возвращения Шараповой

Мария Никулашкина
Заместитель шефа отдела информации
Сегодня исполняется ровно год с того дня, как Мария Шарапова объявила о том, что уличена в употреблении мельдония.

Вал эмоций, двухлетняя дисквалификация, апелляция в CAS и сокращение срока наказания до 15 месяцев – все это почти позади. До возвращения российской суперзвезды к официальной соревновательной деятельности остается чуть больше полутора месяцев. Оно состоится 26 апреля, и мир уже начал сходить с ума в ожидании этого события. Возвращение не будет легким, ведь еще в конце прошлого года россиянка, согласно правилам рейтинга WTA, была исключена из мировой классификации, и в данный момент на любой крупный турнир может попасть только по приглашению организаторов – wild card.

ШТУТГАРТ, МАДРИД И РИМ ЖДУТ!

Первым о предоставлении такого приглашения Шараповой объявил турнир в Штутгарте. Было бы странно, если бы этого не случилось – у соревнований и теннисистки общий спонсор, и, будучи в строю, она неизменно играла на Porsche Tennis Grand Prix и более того – трижды подряд брала здесь титул. Выступление Марии на этом турнире – очень деликатный момент. Истекай срок ее дисквалификации на день позже, выйти на корт в Штутгарте она уже не смогла бы. Основная сетка стартует 24 апреля, и 26 апреля – крайний срок, когда можно провести матч первого круга. Шарапова успевает, а немцы уверяют, что технически все в рамках правил. Единственный нюанс – до официального возвращения теннисистка не имеет права находиться на объектах, относящихся к турниру.

Следующим место в основной сетке Шараповой гарантировал Мадрид – один из четырех супертурниров, имеющих категорию Premier Mandatory, то есть обязательный для участия для всех элитных спортсменок, стартующий 6 мая. На прошлой неделе о предоставлении россиянке wild card официально объявили и организаторы Internazionali BNL d'Italia. На деле информация о том, что Марию ждут в Риме, появилась давно, а сама теннисистка призналась, что итальянцы были первыми, кто выписал ей приглашение. Однако почему-то именно новость из Вечного города взбудоражила теннисную общественность.

МАРРЭЙ ПРОТИВ

Резче всех высказался лидер рейтинга ATP, действующий чемпион этого турнира среди мужчин Энди Маррэй, заявивший, что отбывшим дисквалификацию за допинг не стоит предоставлять wild card.

– Я убежден, что на самом деле нужно потрудиться, чтобы вернуться после дисквалификации, – сказал британец в интервью The Times на прошлой неделе. – Тем не менее, большинство турниров будут делать то, что лучше для них. Если они полагают, что привлечение громких имен повысит продажи билетов, то поступят именно так.

Его коллега, 18-кратный победитель турниров "Большого шлема" Роджер Федерер старался соблюсти знаменитый швейцарский нейтралитет. Но от прямого вопроса в лоб было уже не увернуться. "На это можно смотреть с разных сторон, в зависимости от того, кем ты являешься, – сказал он. – Не знаю, стоит ли учитывать причину наказания. В конце концов, дисквалификация есть дисквалификация".

Что бы там ни думали другие теннисисты, с участием Шараповой в подготовительных турнирах на грунте все понятно. Они принадлежат коммерческим организациям и пекутся, прежде всего, о своем успехе и своей выгоде. А присутствие Шараповой, как ни крути, прямая тому гарантия. В этом уже убедились в Штутгарте: билеты на 26 апреля разлетелись за сутки после объявлении о возвращении Марии. Карты россиянке вручены, так что практику как минимум на трех крупных турнирах она, так или иначе, получит.

В ПАРИЖЕ ОСТОРОЖНИЧАЮТ

Сложности начинаются там, где разыгрываются более крупные призы. Заявка на грунтовый турнир "Большого шлема", Roland Garros, двукратной победительницей которого Шарапова является, закрывается до истечения срока дисквалификации россиянки. Значит, ее выступление в Париже – в руках организаторов. А они дали понять, что не совсем готовы встретить россиянку с распростертыми объятиями. И дело тут вовсе не в Марии как таковой. Открытый чемпионат Франции, как и все мэйджоры, проводится под эгидой Международной федерации тенниса, которая и отвечает за антидопинговую работу в виде спорта и должна демонстрировать нулевую толерантность к допингу.

Именно здесь у Французской теннисной федерации (ФТФ) возникает конфликт интересов: на одной стороне весов желание привлечь на свой главный турнир одну из ярчайших звезд, на другой – антидопинговая работа, на которую расходуются приличные средства. Общаясь с французскими журналистами, Бернард Гьюдичелли, в прошлом месяце избранный новым президентом ФТФ, выразил согласие с позицией Энди Маррэя и обрисовал свое видение ситуации с Шараповой.

– Энди прав, – сказал Гьюдичелли. – Roland Garros – это Roland Garros. Мы не можем инвестировать полтора миллиона евро в борьбу с допингом, а потом приглашать игрока, дисквалифицированного за прием запрещенных веществ. Пока решение не принято.

Как видно, "да" приглашению Шараповой Гьюдичелли не сказал. Но и категоричного "нет" тоже. Он обещал встретиться с Шараповой и ее представителями, выслушать их аргументы, потом обсудить ситуацию с директором Roland Garros Ги Форже, взвесить все за и против и принять окончательное решение.

ЛОНДОН НАДЕЕТСЯ НА МАСТЕРСТВО МАРИИ

Очевидно, что процесс этот будет непростым, и ясность может наступить в самый последний момент. А что если выбор будет сделан не в пользу Шараповой? Она может гарантировать себе участие в квалификации, но в последний раз в отборочном турнире на "Шлеме" россиянка играла 14 лет назад – как раз на Roland Garros в 2003-м и едва ли захочет повторять этот опыт. К тому моменту она уже будет примерно представлять, где находится в плане игры, результатов и рейтинга, и сможет оценивать свои перспективы. Может так случиться, что Париж в этом году вообще не увидит Шарапову.

На Уимблдоне же, до которого чуть больше времени, не завидуют французским коллегам и надеются, что им удастся избежать необходимости делать выбор – давать или нет Шараповой wild card. К 22 мая (по рейтингу на эту дату будет формироваться заявка на Уимблдон) Мария может набрать достаточное количество очков, чтобы напрямую попасть в основную сетку. "Проходной балл" в первую сотню составляет примерно 600 очков. Заработать их можно, если сыграть, например, в полуфиналах двух из трех майских турниров, участие в которых Шараповой уже гарантировано.

Как возвращались после дисквалификаций другие видные теннисисты

Год

Игрок

Причина, срок дисквалификации

Возвращение

Способ

2001

Хуан Игнасио Чела (Аргентина)

Метилтестостерон, 3 месяца

Схевенинген (челленджер, 75 000 долларов)

Квалификация

2001

Гильермо Кория (Аргентина)

Нандролон,
7 месяцев

Майами (челленджер, 50 000 долларов)

Основная сетка

2003

Мариано Пуэрта (Аргентина)

Кленбутерол,
9 месяцев

Сан-Бенедетто

(челленджер, 25 000 долларов)

Wild card

2005

Мариано Пуэрта (Аргентина)

Этилфрин,
2 года

Сассуоло

(челленджер, 25 000 долларов

Wild card

2005

Гильермо Каньяс (Аргентина)

Гидрохлоротиазид, 15 месяцев

Белем

(челленджер, 25 000 долларов)

Wild card

2005

Сесиль Каратанчева (Болгария)

Нандролон,
2 года

Сарпрайз

(турнир ITF, 25 000 долларов)

Wild card в квалификацию

2007

Мартина Хингис (Швейцария)

Кокаин,
2 года

Карлсбад

Wild card, парный разряд

2009

Ришар Гаске (Франция)

Кокаин,
2,5 месяца

Нью-Хейвен

квалифицикация

2013

Марин Чилич (Хорватия)

Никетамид,
4 месяца

Париж

Основная сетка

2013

Виктор Троицки (Сербия)

Отказ от допинг-теста

Гштаад

Wild card

2016

Мария ШАРАПОВА (Россия)

Милдронат,
15 месяцев