Легкая атлетика

28 августа 2011, 08:35

Валерий Борчин: "Сам создал победный темп, сам на нем дошел"

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Теперь уже двукратный чемпион мира в ходьбе на 20 км рассказал о тактике, которая принесла ему успех, несмотря на два предупреждения от арбитров

Сергей БУТОВ
из Тэгу

Первую золотую медаль в Тэгу-2011 Россия получила там, где и должна была получить. 24-летний олимпийский чемпион Пекина и действующий чемпион мира Валерий Борчин представлялся главным фаворитом первенства, и выданные авансы отработал на сто процентов.

Именно Борчин стал режиссером этой гонки. Когда преимущество отпущенного пелотоном отрыва в лице японца Юсуке Судзуки и итальянца Джорджио Рубино достигло более 30 секунд, и в командных боксах началась подобие легкой тревоги, именно Борчин взял на себя роль палача чужих надежд. Скорость, которую россиянин установил на своей "коробке передач", никаких шансов отрыву не оставляла. Первое время за Валерием мог усидеть китаец Ван Чжен, однако на последней "пятерке", когда гонка, по словам самого Борчина, только началась, китаец поднял вверх руки. Ему вообще не досталось никакой медали: шедшие позади него Владимир Канайкин из Саранска и колумбиец Луис Фернандо Лопес стали работать в таком темпе, что про китайца быстро забыли. А российский дубль стал неизбежным только на самом финише.

- План на гонку выполнен целиком? – вопрос Борчину после финиша.

- В принципе, да. Все вышло так, как мы и думали. Мы с тренерами изначально решили быстро не начинать. Погода сегодня была очень хорошая, но влажность все равно высокая, и риск нахлебаться в самом начале был. Поэтому первую "десятку" начали спокойно, не ставя перед собой задачу всех порвать. Когда сформировался отрыв, держали их на комфортном расстоянии. Постепенно добавляли.

- А была уверенность, что догоните? Виктор Чёгин сказал, что отпустили далековато.

- Ну, как уверенность? Догонять всегда тяжело, на сколько не отпусти. И перестраивать ритм ходьбы по ходу гонки тоже тяжело. Но итальянца я знаю неплохо – его способности мне известны. Присматривал за ними, определял момент, когда рвать дистанцию. Если "полтинник" по-настоящему начинается после 40-го километра, то "двадцатка" – после 15-го. И в ходьбе есть правило: после 15-го километра никого не отпускать. В принципе, тот отрыв я контролировал. А потом сам создал победный темп, и сам на нем дошел. И очень рад, что Володя Канайкин сумел войти в число призеров.

- Второе предупреждение, полученное за три километра до финиша, не испугало?

- Нет. Я на эту карточку даже не посмотрел. Как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Без риска победить нельзя.

- Медальный план сборной, в частности, персонально на вас завязанный, не давил?

- Когда мы приезжаем на старт, вообще ни о чем не думаем. Не хочется, чтобы работа, которую мы выполняем перед турниром, а работа эта огромная, - пошла насмарку. Так что нет, никакой медальный план мы в расчет не брали.

- Вы пропустили прошлогодний чемпионат Европы из-за травмы. Когда смогли вернуться в спорт?

- Да, где-то дней за восемь до Барселоны я сломал пятую плюсневую кость на правой ноге. Было очень тяжело. Только благодаря родным, близким, друзьям удалось не впасть в уныние. Готовиться начал месяца через три. Когда человек сначала в форме, а потом много пропустил, теряется вкус борьбы, какие-то внутренние эмоции. Пропадает соревновательный тонус, кураж. Знаете, я даже не могу это объяснить словами. То, что пережил я, может понять только спортсмен, который прошел через аналогичное испытание.

- Вопрос о завершении карьеры не стоял?

- Нет. Я не позволил себе раскиснуть. Но чего мне стоило возвращение, знаю только я.

- Вы никогда не думали о том, чтобы совмещать 20 и 50 км, как это делал, к примеру, великий Роберт Корженевский?

- Думать можно о чем угодно. Но реальность такова, что идти две эти дистанции невыносимая нагрузка. И несколько дней, что отделяют 20 и 50 км в программе чемпионатов мира – слишком короткое время для восстановления. Я примерно представляю, что такое подготовка к "полтиннику". Поверьте мне, это совершенно иная дистанция по сравнению с "двадцаткой". Я не намерен бегать за двумя зайцами.