15 декабря 2011, 00:50
Олимпийский чемпион Пекина в прыжках в высоту рассказал, почему в нынешнем сезоне ему не удалось достичь всего, что задумывалось.
С Сильновым мы встретились в манеже ЦСКА, где он сначала прыгал… пятерным, а потом, надев "бронежилет" весом 10 кг, бегал спринт, если с таким весом на плечах вообще можно быстро бегать. Закончив столь непривычную тренировку, после которой Андрей вовсе не выглядел утомленным, а лишь очень хотел пить, он дал интервью корреспонденту "СЭ".
- После победы на Олимпиаде в Пекине вы, в основном из-за травм, пропустили чемпионат Европы и два чемпионата мира. Такая ситуация вас тяготила?
- Она выбивала из колеи. Я тренировался в силу своих возможностей, но когда выходил на должный уровень, травма опять давала о себе знать.
- Каково это, когда сборная отправляется на чемпионат мира, а вы, олимпийский чемпион, остаетесь дома?
- Воспринимал это как обыденную реальность, которую нужно преодолеть и двигаться дальше.
- Руководство и партнеры по сборной не поменяли к вам своего отношения?
- Я никогда не обращал на это внимания, старался делать то, что делал раньше. Теперь понимаю, в моей жизни есть два периода - до травмы и после травмы. Они разные, сравнивать не хочу. Но резкой грани в отношениях не было.
- В 2008 году у вас было 12 стартов на высшем уровне летом и 8 зимой, вы добились двенадцати побед. Не считаете, что переработали, отсюда и травмы?
- Не скажу, что перетрудился тогда. Мне постоянно нужно набирать соревновательную базу, чтобы распрыгаться, а для этого необходимо время.
- Вы не единственный, кого после победы на Олимпиаде мучают травмы. Елена Слесаренко, победив в Афинах в 2004 году, тоже долго не могла оправиться. Почему так?
- Когда стоит цель, идешь к ней, не останавливаясь, выкладываешься полностью. А достиг - выдохнул, расслабился. И нужно заново ставить себя на прежние рельсы. Организм, наверное, этому сопротивляется, вот и происходят травмы.
- В 2008 году вы не прошли отбор на Олимпиаду, а через неделю, прыгнув в Лондоне 2,38, решением руководства были включены в команду. Ситуация один в один повторилась в этом году. Вы не отобрались на чемпионат мира в Тэгу. Через неделю снова Лондон, и снова высокий прыжок - 2,36. Но ВФЛА сказала: нет, на этот раз делать исключений не будем. Как вам такое решение?
- Я играл по правилам, кто заслужил, тот и поехал. А результат всем известен (Алексей Дмитрик - 2-е место с результатом 2,35, Иван Ухов - 5-е - 2,32, Александр Шустов - 8-е - 2,29. - Прим. Е.Р.).
- Может, руководству надо было действовать, опираясь на здравый смысл, как было перед Пекином?
- Я тоже так считаю, ведь из каждого правила есть исключения. У каждого свой подход к подготовке к ответственным стартам. Мне лично нужно было набрать именно соревновательную форму, чтобы распрыгаться, поймать прыжок. Перед чемпионатом мира мне немножко не хватило стартов, что было связано с травмой.
- После неудачи на чемпионате России в Чебоксарах у вас с тренером Евгением Петровичем Загорулько был какой-то разговор?
- Все как обычно. Петрович, думаю, переживал, как и я за него, но он понимал, что я старался, сделал все, что мог. Мы работали, действовали, как говорится, по факту. Но не получилось. Здесь не должно быть какого-то разлада, да его и не было.
- А какие-то выводы с тренером сделали?
- Я такой человек, если себя заставлю, то осуществить задуманное смогу. Но на тот момент чувствовал и неуверенность тренера, и сам себя ощущал, скажем, не очень. Не был упорным, настойчивым. Что случилось, то случилось, все в прошлом. Мы просто делаем соответствующие выводы, думаем, как подводить себя к следующему сезону. И накопили в этом немалый опыт.
- И все же, прыгнув в Лондоне 2,36, надеялись, что повторится ситуация Пекина?
- Надежда была, и обоснованная. Я себя настраивал, продолжал тренироваться. Но прошлый сезон получился… выжимной такой. Как в старых стиральных машинах, как будто тебя через валики прокрутили.
- На чемпионате мира-2007 вы были 11-м, два следующих пропустили, может, этот турнир какой-то заколдованный для вас?
- Да нет, мистики тут никакой не вижу. Просто так складывались обстоятельства. Думаю, через это надо пройти, чему-то научиться.
- Вы тогда сказали, мол, коль не удалось поехать на чемпионат мира, то постараетесь на этапе "Бриллиантовой лиги" в Цюрихе достойно выступить. Но там случилось ЧП, о котором мало кто знает и в результате которого - 8-е место с результатом 2,25. Хотя слышала, что в тот день вы могли прыгнуть 2,40. Так что произошло?
- Да ничего особенного, ударился о планку, рассек руку, вот, видите, шрам. Я же говорю - сезон выжимной. Все через силу, через нервы, через закусывание губы. Очень устал, думал, прыгну - и все, сезон закончится. А то, что прыгал с рассеченной рукой, меня не то что сбило, просто эмоции все уже были выплеснуты, завода не осталось. Травма руки как раз следствие усталости.
- Чему такие случаи учат?
- Это как в школе, после двойки на другой день работа над ошибками. Так и здесь - после каждого старта садишься, смотришь, думаешь, что и как сделал. Все через себя прокручиваешь, это и есть работа над ошибками.
- А если хорошо прыгали?
- Тогда работать не над чем, просто надо повторить. Хотя выводы все равно нужно сделать.
- Сезон в целом также просматривали?
- Естественно. Я бы назвал его (задумывается) становленческим, что ли. Непонятный он получился, какой-то рваный, не было ясности, четкости, как это у меня обычно бывает.
- А как обычно?
- Все размеренно, постепенно. А этот дерганный, суетной. И результаты скакали. То 2,26, то 2,36.
- Однажды Татьяна Лебедева сказала мне: если ты утром проснулся и у тебя ничего не болит - значит, ты умер. Как у вас в этом плане?
- Она права, если просыпаешься, и у тебя ничего не болит и не тянет, что-то подозрительно. Сейчас у меня период восстановления, и, думаю, все будет в порядке.
- Когда начали подготовку к олимпийскому сезону?
- В октябре был подготовительный сбор в Сочи, в ноябре поехали в Армению на среднегорье. Сейчас у нас уже третий сбор в Москве.
- Условия подготовки вас устраивают?
- Про Сочи и говорить нечего, великолепная база! Другой такой нет, там все сделано для спортсменов. Виталий Леонтьевич (министр спорта Мутко. - Прим. Е.Р.) не раз приезжал туда, и мы могли только благодарить его за помощь в подготовке. Условия - лучше не придумаешь. Нам теперь и за границу ехать не надо. Летом три сбора подряд в Сочи провели - такого никогда не было. Кроме того, Виталий Леонтьевич сейчас занимается базой в Кисловодске, тоже на среднегорье. Раз такие люди взялись за дело, думаю, будет не хуже, чем в Сочи. Это великолепно: две базы - море и горы.
- Какие виды на зиму?
- Работаю, делаю все, что запланировано. На счет соревнований пока планы не строил.
- В случае если решите пропустить зимний сезон, опыт такой есть?
- Пару раз пропускал сезоны, но положительного эффекта в этом не увидел.
- Знаю, что вы депутат городской думы в вашем родном городе Шахты. Общественная деятельность не мешает подготовке к Олимпиаде?
- У меня там работают два помощника, все время звонят, рассказывают. В моем округе как раз находится дворец спорта и манеж. Сейчас добились, что наконец-то выделили деньги на ремонт манежа, сам непосредственно принимал в этом участие, помогал губернатор. Думаю, еще от силы два месяца и ремонт закончим. Условия будут отличные, даже сборную можно приглашать.
- А не собираетесь проводить там турниры по типу "Звезды шеста", как в Донецке?
- Почему бы и нет? Но пока катастрофически не хватает времени этим заниматься, распыляться перед Олимпиадой не хотелось бы.
- Дальнейшую свою карьеру в политике видите?
- Не исключаю такой возможности, но глобально об этом пока не думал.
- В значимых общественных мероприятиях в этом году участвовали?
- Нет, не потому что не хотел, так сложилось.
- Менее востребованы стали?
- Об этом не задумывался. Нет - значит, нет.
- А насчет денег не ущемляют? А то знаю случаи, когда спортсмен из-за травмы не показывает результат, его снимают со стипендии.
- Пока нет, но чувствовал, что есть люди, которые задумываются: а стоит ли платить?
- Как-то видела сюжет, в котором вы с удовольствием ловили рыбу. Хобби такое?
- Да, это хорошая разрядка.
- А как еще отвлекаетесь от тяжести тренировок?
- Знаете, когда есть возможность как-то отвлечься, всегда находятся какие-то дела. Наверное, надо бросить все и отключиться. Но с другой стороны, и так не годится.
- А вообще-то когда-нибудь отдыхаете?
- Последнее время вроде бы хочу отдохнуть, но не пойму, как это сделать. Бывает, уеду куда-нибудь, но постоянно думаю, что время уходит впустую, теряю его.
- В этом году все же ездили куда-нибудь?
- Не было определенной цели, хотелось теплого моря и песка. Был вариант - Египет, там тепло, и лететь недалеко. Но не получил удовольствия, очень уж приставучие местные жители.
- А если не секрет, с кем ездили?
- С девушкой, у меня на личном фронте сейчас все в порядке.
- О женитьбе задумываетесь?
- Посмотрим, время покажет.
- А в своей квартире вообще-то часто бываете?
- От силы неделю побудешь - и на сборы.
- По дому что-то делаете?
- Да, очень это люблю, да еще с машиной поковыряться доставляет огромное удовольствие.
- Тогда вам надо собственным домом обзаводиться.
- Однозначно, уже подумываю об этом.
- И напоследок, в 2008 году в Лондоне вы показали свой лучший результат сезона, в этом - история повторилась. Я к тому, что Олимпиада-2012 пройдет именно в столице Великобритании. Вам там хорошо прыгается?
- Факты говорят сами за себя.
Елена РЕРИХ