Легкая атлетика

Допинг

6 июня 2017, 10:30

Засилие нейтралов. Почему ИААФ массово отказывает российским легкоатлетам

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Международная федерация (ИААФ) в этом году отклонила 45 заявок российских легкоатлетов на выступления в нейтральном статусе, приняв всего 13. Что это: заговор чиновников ИААФ или ошибка нашей стороны?

Летний легкоатлетический сезон стартовал, и с россиянами (пусть в протоколах об этом и не пишут), он в разы интереснее, чем без них. На данный момент, разрешение от ИААФ на выступления в нейтральном статусе получили уже 15 наших спортсменов, включая информатора Юлию Степанову. Практически все уже приняли участие в международных соревнованиях, а чемпионка мира в прыжках в высоту Мария Ласицкене (Кучина) одержала две победы и владеет лучшим результатом сезона в мире.

При этом желающих попробовать свои силы и заработать призовые за границей в России куда больше, чем 15 спортсменов. Только в этом году антидопинговое бюро ИААФ в составе трех человек отклонило целых 45 заявок россиян – то есть в три раза больше, чем было удовлетворено. Всего же в ИААФ с момента введения правила о нейтральном статусе поступило из России более 130 индивидуальных заявок от спортсменов всех возрастов – от ветеранов до юношей. Из них 27 заявок по-прежнему находятся на рассмотрении. Учитывая, что сезон уже стартовал, теперь каждый день задержки с ответом из международной федерации является для спортсменов критичным.

 

 

Same in English at https://www.facebook.com/sergey.shubenkov/posts/1613959705285690 Последние полтора года - самый тяжелый период в моей жизни. Каждый мечтает заниматься любимым делом. А когда ты еще и лучший в этом деле - это вдвойне приятно. Поэтому так тяжело, когда у тебя забирают любимое дело. Особенно неприятно, когда ты ни в чем не виноват. Больше года я ковырялся в бумагах, консультировался с юристами, бился за то, чтобы вернуть себе свою профессию. И вот на днях стену удалось пробить, хоть и не до конца. Первое, о чем надо помнить, допуск - не гарантия участия в стартах. Надо будет с каждым организатором договариваться. Но это уже работа менеджера. Я себя чувствую избитым человеком, который победил в уличной драке. Вот только не ощущается пока этой победы. Почему все так долго? В моей жизни за это время глобально ничего не менялось: те же тренировки, сборы, отсутствие допинга, регулярный контроль раз в месяц от шведской компании по запросу ИААФ. Так почему в июле было нельзя допустить, а сейчас можно? Юрий Борзаковский сказал, что на ЧМ атлеты должны выступать под флагом России. Согласен! И когда такая возможность появится я вновь буду выступать под флагом. Я акцентирую внимание на том, что "выступать под флагом". Я не говорю, что буду вновь выступать за Россию. Потому что я русский, и мне можно хоть на лоб наклеить хоть пять нейтральных флагов, но я все равно останусь русским, буду жить и тренироваться в России, и выступать за Россию. Но есть второй вариант - продолжать ждать, когда восстановят нашу Федерацию. Это может затянуться и на годы. Вот только я, скорее всего, уже не буду нужен этой сборной. Без практики. Без соревнований. Без результатов. Обо мне просто все забудут. А я этого не хочу! Последние полтора года я продолжал активно тренироваться, ездил на сборы. Чувствую себя хорошо. Моя цель - выиграть Чемпионат мира в августе. Пусть на пьедестале гимн России включить не разрешат, но ребята из сборной по биатлону уже показали, что наши спортсмены неплохо поют ?

Публикация от Sergey Shubenkov (@sergey.shubenkov) Апр 12 2017 в 1:34 PDT

ИААФ НЕ ГОВОРИТ КАТЕГОРИЧЕСКОГО "НЕТ"

Глядя на огромный процент отказов, закрадывается мысль: в ИААФ просто не хотят видеть на соревнованиях слишком много россиян, пусть и без флага. Мало им, злодеям, было лишить нас Олимпиады, так еще и без чемпионата мира в Лондоне норовят оставить. Ведь нейтралы – это дополнительная головная боль для федерации и организаторов. Как провести церемонию награждения, в какой форме выпускать на старт, как оперативно поменять инфографику, чтобы нигде не "всплыл" российский триколор... Все эти технические моменты сейчас приходится оперативно решать, а нет спортсмена в таком статусе – нет и проблемы.

Тем не менее, стоит проанализировать ситуацию, как версия всемирного заговора рассыпается. Критерии и форма подачи индивидуальных заявок в ИААФ опубликованы и есть в открытом доступе. На трех с половиной страницах там перечисляется, каким конкретно образом российский легкоатлет может доказать свою непричастность к допинговым схемам.

Одним из ключевых условий является регулярное соревновательное и внесоревновательное тестирование. Проходят это тестирование, в основном, спортсмены, которые являются частью так называемого пула ИААФ. Иными словами, эти люди регулярно предоставляют информацию о собственном местонахождении, и теоретически допинг-офицеры могут приезжать к ним хоть каждый день. Но так как финансы ограничены, а пул тестирования не резиновый, на данный момент туда по представлению федерации входит 61 российский легкоатлет. И – внимание! – абсолютно все из тех 15 человек, кто уже получил разрешение выступать.

Есть еще и национальный пул тестирования для спортсменов более низкой квалификации. Туда входят еще 79 легкоатлетов, не считая тех, кого проверяет ИААФ. Но далеко не все из тех, кто сейчас мечтает выступать в нейтральном статусе, попали даже в этот, более широкий пул. Масса заявок в ИААФ поступила от людей, которые в принципе частью какого-то организованного пула тестирования не являются. И сдают допинг-пробы несколько раз в год на соревнованиях. Это, конечно, не значит, что все они употребляют допинг. Но и инструментов, чтобы доказать обратное, у них практически нет.

– Наши критерии указывают, что спортсмен не обязательно должен сдавать пробы за пределами России, но обязан быть частью независимой и соответствующей Кодексу ВАДА программы тестирования на протяжении довольно длительного времени. Это могут быть спортсмены из пула тестирования ИААФ, – заявил "СЭ" заместитель директора медиа-департамента ИААФ Крис Тернер.

В общем-то, представители ИААФ не говорят людям не из пулов тестирования категорического "нет". И, вероятно, именно поэтому получили в свой адрес полторы сотни заявок, из которых больше половины – от спортсменов, чьи фамилии что-то скажут только профессионалам. Но если прочитать документы полностью, складывается ощущение, что если ты не попал в пул тестирования – никаким критериям ты уже не соответствуешь. А практика пока что это утверждение только подтверждает.

Член президиума ВФЛА Михаил БУТОВ (справа). Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Член президиума ВФЛА Михаил БУТОВ (справа). Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ВФЛА: НЕ ХОТИМ ПОЛИТИКИ ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ

Самый актуальный вопрос на сегодняшний день – стоит ли в принципе отправлять в ИААФ "непроходные" заявки. Результат их, судя по всему, предопределен, а время уходит. Не будем забывать, что рассмотрением заявок в международной федерации занимаются всего три человека. На каждую они должны представить подробный ответ с обоснованием. Не исключено, что пока они отвечают "нет" какому-нибудь чемпиону района, своей участи ожидает чемпион мира.

– Если спортсмен не подвергался регулярному тестированию в отчетный период, никакого смысла в принципе отправлять такую заявку я не вижу, – заявил "СЭ" член президиума ВФЛА Михаил Бутов. – Понятно, что это не вина самого атлета. Он может просто по уровню своей квалификации не подходить для включения в пул тестирования. Тем не менее, у нас есть критерии, которыми мы должны руководствоваться.

– Правда, что большой наплыв заведомо непроходных заявок забирает время у чиновников ИААФ? И из-за этого затягивается рассмотрение тех заявок, на которые они могли бы ответить положительно?

На любую заявку уходит время, плюс создается определенный фон. К тому же, совсем скоро у нас стартует чемпионат мира среди юношей в Найроби (12 июля. – Прим. "СЭ"). Не вполне себе представляю, как сейчас наши спортсмены готовятся к этому турниру, даже не зная, смогут там выступать или нет. Здесь уже возникает вопрос к ИААФ, которая все-таки должна стараться обеспечить равные условия для всех.

– Почему вы не заворачиваете еще на уровне национальной федерации заявки от спортсменов, которые не входят в пулы тестирования и заведомо не соответствуют критериям? – вопрос спортивному директору ВФЛА Андрею Крупорушникову.

– Изначально, когда мы обсуждали этот вопрос, у нас были два варианта. И один из них – не отправлять вообще такие заявки, где шансов почти нет. Но тут встают сразу несколько проблем.

– Каких именно?

– Если вы помните, изначально спортсмены отправляли заявки в ИААФ самостоятельно, не задействуя ВФЛА. В частности, именно так отправила свою заявку Маша Ласицкене. Потом уже ИААФ попросила нас тоже включиться в процесс. Если мы сейчас начнем блокировать какие-то заявки, получится политика двойных стандартов: кто успел отправить заявку сам – молодец, кто не успел – своего шанса не получит. Мы решили, что люди и так уже достаточно потеряли в своей спортивной жизни, чтобы не дать им хотя бы минимальный шанс. Тем более, сейчас мы по просьбе ИААФ достаточно подробно комментируем каждую заявку и можем так указать все свои замечания.

– Какого рода комментарии вы даете?

– Ну, например, вот вам конкретная ситуация. Некая спортсменка в 2016 году входила в пул ИААФ. В 2017-м она в этот пул не попала, но с мая была включена в пул РУСАДА. Учитывая соревновательные пробы, перерыв в тестировании у нее получился – четыре с половиной месяца. Мы написали, что, несмотря на этот перерыв, считаем правильным учесть, что спортсменку регулярно проверяли до этого, у нее "чистая" допинговая история, она, насколько нам известно, не фигурирует в закрытой части доклада Макларена, и поэтому мы поддерживаем ее заявку.

ДОБРОВОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ – ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ?

Решить моральную проблему – отправлять или нет заведомо непроходные заявки, легко мог бы Национальный антидопинговый план, который был представлен на недавнем Совете при президенте в Краснодаре. Там содержится предложение о так называемом добровольном тестировании. Это означает, что отдельный спортсмен или федерация смогут оплатить свое включение в пул, что подразумевает регулярное тестирование по всем правилам.

На практике это будет выглядеть следующим образом. Хотите отправить заявку в ИААФ, даже если по уровню квалификации ни в какой пул тестирования не попадаете? Без проблем, оплатите нужное количество внесоревновательных проб и ждите офицеров. Если денег ни у спортсмена, ни у федерации нет, тут уж остается сетовать только на самих себя. Точно так же можно жаловаться, что нет денег на инвентарь, на сбор и так далее. Остается только ожидать, пока Национальный план в этой его части будет реализован. Учитывая, что рассчитан он на 2017-й год, произойдет это уже в ближайшем времени.