ГОНКИ НА АСФАЛЬТЕ
Если тебе 17 лет, надо иметь невероятную выдержку, чтобы 31 декабря лечь спать пораньше. Но пилотов "Формулы-Россия", отправившихся в Китай на первые тренировки, не пришлось уговаривать и контролировать. Ведь утром 1 января они впервые в жизни должны были сесть за руль настоящей гоночной формулы.
Когда в рюкзаках у пилотов гоночные перчатки лежат рядом с дневником, планировать сезон надо с оглядкой на школьное расписание. "Формула-Россия", первые соревнования которой запланированы на нынешний год, рассчитана на гонщиков, которые добились успехов в картинге и готовы пересесть на "взрослые" машины. Такие пилоты чаще всего еще учатся в школе. Поэтому в календаре чемпионата есть перерыв длиной в месяц, приуроченный к сдаче ЕГЭ. А ради первых тренировок гонщикам пришлось встретить новый год в Китае. Иначе они не успели бы вернуться домой к окончанию школьных каникул.
Самому младшему из четырех пилотов, принявших участие в тренировках - 14 лет, самому старшему - 17. Все они - не новички в гонках и успели показать достойные результаты в картинге. Трое из них в прошлом году стали призерами различных турниров вплоть до чемпионата России. Но трасса в Чжухае стала первым полноценным современным автодромом, с которым познакомились молодые гонщики.
- Конфигурация трассы в Чжухае и правильный подбор шестеренок коробок передач позволили избежать беды многих других автодромов - когда пилот быстро добирается до высшей передачи, выкручивает мотор до максимальных оборотов и перестает разгоняться, - рассказывает Иван Самарин, спортивный директор "Формулы-Россия", выступавший на тестах в роли тренера. – Правда, в Чжухае с этой проблемой мы не сталкивались, моторы редко "упирались в отсечку". Если говорить о конфигурации, то большинство поворотов я назвал бы простыми, но пара любопытных мест все-таки есть. К примеру, в третьем повороте все надо делать очень быстро и точно: коротким торможением сбить скорость с 210 км/ч до 140, сразу же правильно выставить машину и хорошим ходом пролететь по обоим поребрикам - внутреннему на апексе и внешнему на выходе из поворота.
Автомобили младших формул с мотором мощностью в 150-200 л.с. на самой длинной прямой трассы в Чжухае могут разгоняться до 230 км/ч. Но на машины новичков перед первыми заездами ставят ограничитель хода педали газа - простой болт, не позволяющий выжать педаль до упора. Цель - ограничить не столько скорость на прямой, сколько момент и мощность на выходе из поворота. Не так просто сразу правильно распорядиться двумя сотнями сил, которые выдает двухлитровый двигатель: с непривычки вчерашний картингист заставит ведущие колеса пробуксовывать на выходе из каждого медленного поворота. С ограничителем же проще отследить пробуксовку и постепенно свести ее на нет.
Впрочем, не борьба с пробуксовкой была главной проблемой. Молодые гонщики впервые столкнулись с коробкой передач - ведь, как бы они ни были быстры в картинге, возраст не позволяет им водить обычный автомобиль. Освоить переключение вверх не представляло особого труда. Тем более, что электроника не позволяла "перекрутить" двигатель, ограничивая обороты коленвала 7 250 об/мин. С переключением вниз (оно обычно выполняется одновременно с торможением на подходе к повороту) дела обстояли похуже. Несколько раз гонщики слишком рано включали пониженную передачу. В этот момент трансмиссия, чьи детали вращались с высокой скоростью, "подбрасывала" обороты двигателя так, что они могли превысить отметку 8 000 об/мин. Для мотора это считается небезопасным - если регулярно допускать "перекрут", можно быстро загубить двигатель.
- Второй важный момент, который не сразу осваивают картингисты - торможение, - рассказывает Самарин. - На карте педалью тормоза работаешь по принципу "включил-выключил". Жмешь до упора, некоторое время держишь "в полу", потом резко отпускаешь. На формуле техника другая: ты со всей силы бьешь по педали - и тут же начинаешь плавно ослаблять усилие. Иначе колеса заблокируются, и машина замедлится не так быстро, как могла бы. Если гонщик учится сам, без помощи тренера, то легко может запутаться. Он решит, что тормозил слишком поздно и сдвинет точку торможения подальше от поворота. Хотя дело не в том, когда нажимать на педаль, а в том, когда ее отпускать.
Но были и такие нюансы управления формулой, которые вчерашние картингисты освоили быстро. Все смогли тронуться с первого раза несмотря на жесткую педаль сцепления с коротким ходом. На трассе россияне быстро нашли траектории, близкие к идеальным, стали плавно вращать руль, а под конец второго дня - допускать небольшие скольжения, потихоньку нащупывая предел сцепления шин с асфальтом. По итогам тестов время, показанное лучшим из россиян, Константином Терещенко, позволило бы ему стартовать из первых рядов на этапе азиатского чемпионата "Формулы-Рено".
- Сильные стороны ребят проявляются сразу, - говорит Самарин. - К примеру, у Константина Терещенко сразу заметен математический склад ума. Мне часто приходится что-то подсчитывать в боксах - например, суммарные перегрузки (квадратный корень из суммы квадратов продольной и поперечной перегрузки), которые нужны для понимания предельной нагрузки на шину. Константин часто садился рядом и начинал сам делать вычисления. Никита Годованюк в жизни может показаться слишком живым и даже легкомысленным. Его все интересует, ему надо во всем поучаствовать, обо всем спросить. Но сев в машину, он сразу становится серьезным. Хотя порой возраст, конечно, сказывается. Я помню себя в 15 лет: все происходит так быстро, что ты не всегда успеваешь соображать. Например, Андрей Яценко выезжает на трассу с пит-лейн, нажимает на газ слишком сильно и заднюю ось начинает нести. Гонщик пытается выпрямить машину, слегка виляющую по сторонам, но видно, что он в легком ступоре - газ при этом не отпускает!
Во время ужина гонщицкие проблемы отступали на задний план. Чжухай находится в континентальном Китае, где кухня экзотическая даже по сравнению с Гонконгом. Заказывать приходилось наугад. А самые странные из принесенных блюд россияне разыгрывали между собой, используя вращающийся стол в качестве рулетки. И если на трассе пилоты старались все делать "по уму", то за столом им порой оставалось полагаться только на удачу.
Кирилл КАЧНОВ
Справка "СЭ": автогоночную серию "Формула-Россия" планируется провести впервые в нынешнем году. Участники будут выступать на одинаковых автомобилях Tatuus FA010 с турбомоторами Fiat (1,4 л, 180 л. с.) - такие же машины используются на соревнованиях популярной европейской "Формулы-Абарт". Тренировки на трассе в Чжухае проводились на арендованных автомобилях "Формулы-Рено", максимально близких к машинам "Формулы-Россия" по своим характеристикам.