Формула-1

17 августа 2022, 10:30

«Формула-1» ввела нефтяное эмбарго. В чем смысл декарбонизации королевской серии?

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
Перевод болидов на синтетическое топливо — это дорогущий пиар или реальная борьба за экологию?

Всемирный совет по спорту Международной автомобильной федерации (FIA) одобрил технический регламент на двигатели «Формулы-1», которые будут использоваться после 2025 года. Самый интересный, хотя и ожидаемый, новый пункт — через три года силовые установки болидов должны работать исключительно на синтетическом топливе. Это совершенно новая разработка, созданная под флагом борьбы за экологию. Ее внедрение требует очень серьезных материальных и организационных затрат, однако в FIA верят, что со временем эти инвестиции окупятся и в будущем углеродно-нейтральные машины наряду с электромобилями станут доминировать не только на соревнованиях, но и в потребительском секторе.

Площадка для экспериментов

Международная автомобильная федерация давно пытается избавиться от обвинений зеленых в том, что автогоночные соревнования сопряжены с серьезными выбросами в атмосферу и вносят существенный вклад в негативное изменение климата планеты. Для улучшения репутации была запущена целая серия стартов для электромобилей — «Формула Е», впрочем, там для зарядки аккумуляторов тоже используется необычное топливо — на основе глицерина. Углеродных и дымовых выхлопов у генераторов в «Формуле Е» нет вообще, а выбросы оксидов азота крайне низки. Однако перспективное направление оказалось не таким уж перспективным — автопроизводители не проявляют к электрической «Формуле» бешеного интереса.

Выхлопная система. Фото Global Look Press
Выхлопная система.
Фото Global Look Press

Многие западные страны планируют запретить продажу автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в промежуток между 2030 и 2040 годами. Однако процесс замещения бензиновых моторов и дизелей на электрические идет крайне медленно — в 2020 году электрические или гибридные автомобили составляли лишь один процент от мирового автопарка. А в нынешней геополитической ситуации процесс явно не ускорится. Даже по старым оценкам, к 2030 году из двух миллиардов машин на дорогах только восемь процентов будут полностью электрическими. А это означает, что автоконцернам необходимы другие решения для сокращения выбросов углерода. И «Формула-1» очень хочет стать площадкой для тестирования новых, углеродно-нейтральных видов топлива.

В данный момент двигатели королевской серии работают на топливе, которое носит маркировку E10. Это смесь, состоящая на 90 процентов из высокооктанового бензина и 10 процентов так называемого возобновляемого этанола. Последний производится из сельскохозяйственных отходов (в основном кукурузных) и якобы является полностью экологичным. Теперь же FIA собирается полностью отказаться от нефтепродуктов на основе ископаемого горючего и полностью перейти на синтетическое топливо. Причем переход должен коснуться не только «Формулы-1», но и «младших серий» — «Формулы-2» и «Формулы-3» и, возможно, женской W-Series. Для этого в год потребуется более миллиона литров топлива.

Вред от «дыхания лосей»

Что собой представляет новое «углеродно-нейтральное» топливо, пока до конца непонятно. Главный технический эксперт «Формулы-1» Пэт Симондс, который занимается этим проектом, не раскрывает деталей производства «безнефтяного бензина», а лишь описывает идею. Смысл не в полном исключении выбросов углеродных соединений при сжигании топлива, а в том, что эти выбросы будут равны тому количеству углерода, которое будет забираться из атмосферы при производстве «питания для моторов». Выглядит немного по-шулерски, но разработчики проекта уверяют, что это внесет существенный вклад в борьбу с глобальным потеплением.

Уже известно, что производством нового чудо-топлива займется саудовская компания Aramco — причем сразу на двух заводах, в Испании и Саудовской Аравии. Опытные образцы уже существуют и были протестированы на нынешних формулических силовых установках. Одна из фишек проекта состоит в том, что новое «зеленое горючее» не требует создания специальных двигателей, а теоретически должно работать там же, где работает классический «ископаемый» бензин. Однако исследования показали, что с синтетическим топливом мощность машин существенно падает, так что дорабатывать двигатели все равно придется. Как вариант — их производительность придется повышать за счет большего расхода топлива.

Болид "Формулы-1". Фото Reuters
Болид «Формулы-1».
Фото Reuters

При этом надо понимать, что все эти нововведения напрямую не приведут к сокращению вредных вбросов в автоспорте. В целом выхлопы машин непосредственно на треке в масштабе общемировой «карбонизации» просто смехотворны. В свое время защитники королевской серии сравнивали вред от болидов с количеством углерода, которое привносит в атмосферу планеты «дыхание лосей». Кроме того, очевидно, что главный вред окружающей среде исходит не от самих гоночных авто, а от вспомогательных грузовиков и самолетов, при помощи которых оборудование для гонок перемещается между этапами. Количество этапов растет, выхлопы в результате переездов — тоже. А фургоны и грузовые авиалайнеры переводить на новое горючее пока не планируется.

Эффект здесь может быть только долговременный — если синтетическое топливо хорошо зарекомендует себя в королевской серии, а производители найдут способы удешевления его производства, в будущем оно сможет составить конкуренцию или даже вытеснить «ископаемый бензин». Запасы нефти на планете, как известно, ограничены, и в будущем результаты экспериментов в «Формуле-1» действительно могут оказаться очень полезными. Пока же это не более чем очень дорогостоящий пиар, и к непосредственной борьбе за экологию новый технический регламент FIA для двигателей отношения не имеет.