3 апреля, 14:30

Выгорит или прогорит? Сработают ли хитрости «Феррари» на трассе Судзука

«Гран-при Японии» пройдет с 4 по 6 апреля на трассе Судзука
Особенности японского «Гран-при» и прогнозы на предстоящий этап.

После короткого перерыва «Формула-1» возвращается к стартам, на этот раз — в Японию. При этом гонка откроет собой тройник Судзука — Бахрейн — Джидда. Китай оказался показателен — несмотря на дисквалификацию двух болидов «Феррари», скорость команд вполне отражает реальные характеристики болидов. Пройдемся по топ-конюшням более конкретно, чтобы понять, чего стоит ждать от гонки в Стране восходящего солнца.

Специфика трассы

Судзука — автодром, способный максимизировать сильные стороны болида, но в то же время обнажить его слабости. Это же относится и к особенностям пилотажа гонщиков. Этот трек имеет виражи всех типов: единственный трек чемпионата, пересекающийся сам с собой в изысканной форме восьмерки, открывается скоростным поворотом, требующим входа с крайне поздним торможением.

Затем — среднескоростной второй, где необходимо как можно сильнее прижать машину к апексу, чтобы как можно раньше встать на газ и выиграть время на короткой прямой. А после — Эски. Секция, обманывающая своим простым видом: каждый следующий проходится медленнее предыдущего, требует более высокой прижимной силы, возможности машины выносить сильнейшие боковые перегрузки и не срываться с трассы. Но после — они выходят к затяжному седьмому виражу, где пилот может встать на газ и дать себе короткую передышку.

Чтобы пройти первый сектор гладко, обычно требуется найти к нему подход. Потому что такие техничные повороты являются испытанием не только техники, но и гонщика. Это не Монако, где близость стен заставляет увеличивать скорость постепенно, а что-то совершенно отдельное. Например, на первом секторе трассы в Остине с похожими поворотами несколько лет назад Сайнс нашел свой подход — перед каждым новым изгибом трассы он слегка замедлял болид, за счет этого находил больше сцепления и на не слишком послушной машине «Феррари» взял второй поул в карьере.

Второй сектор трассы — испытание не меньшее, однако его сложность в другом. Если в Эсках можно найти один, почти универсальный ключ, прочувствовать пределы сцепления болида, то на втором секторе каждый поворот — отдельная тема. Открывается он угловатым восьмым поворотом, где, необычно для скоростных виражей, требуется легкий наезд на поребрик. И далее — девяностоградусный девятый, один из сложнейших поворотов чемпионата, который требует огромной точности при торможении и повороте руля.

Автодром «Судзука».
Фото Global Look Press

В прошлом году девятый поворот, Дегнер, стал местом множества ошибок, где гонщики задевали гравий, чем портили себе выход, или вовсе, наглухо пропустив точку торможения, летели в сторону ближайшего барьера. Дегнер не награждает за правильный пилотаж, но наказывает за неправильный. Следующий поворот — шпилька, которая в силу рельефа требует прохождения по среднему радиусу и невероятно аккуратного открытия газа, иначе корректировки задней оси заставляют терять время.

Далее, после прямой, следует секция с забавным названием Ложка. Это два среднескоростных поворота, которые требуют крайне точного позиционирования машины перед длинной прямой. Первый пройти проще, так как он короче, второй же — затяжной. Чтобы начать разгон как можно раньше, необходимо направить передние колеса болида точно на поребрик и затем слегка довернуть в сторону прямой.

Если первый сектор задает ритм, позволяет внутренне зацепиться за тенденцию изгибов трассы, то второй полностью рушит этот ритм, заставляет работать гоночный креатив, быть готовым к пилотажным экспериментам.

Третий сектор, напротив, состоит почти только из прямых: знаменитый поворот 130R уже давно не требует торможения или даже отпущенного газа. После — торможение на подходе к шикане, Треугольнику CASIO, где на входе нужно агрессивно атаковать поребрик, слегка нажать на газ, и затем — наконец-то выехать на старт-финишную прямую.

Учитывая пилотажный и техничный характер трассы — она дает минимальное количество возможностей для обгона, нещадно наказывает за ошибки потерей времени на круге, и следить за квалификацией может быть интереснее, чем за гонкой. Тем более в прошлом году Шарль Леклер не без трудностей, но проехал гонку с одним пит-стопом. С учетом развития экономии резины у болидов нас вряд ли ждут стратегические столкновения. Однако многое будет зависеть от шинников из «Пирелли» - если составы остались примерно такими же по жесткости, нас, вероятно, будет ждать отсутствие яркой стратегической борьбы. Если же резина окажется более крепкой, чем в прошлом году, — она, наоборот, будет заслуживать большего внимания.

Обгоны в Судзуке, пусть и не частые, все равно являются элементом шоу. Их редкость вкупе со сложностью трассы делает их захватывающим зрелищем, которое надолго остается в памяти. Есть множество примеров — обгон Леклера Ферстаппеном три года назад, на дождевом старте, обгон Хюлькенберга Цунодой в Эсках в прошлом году, борьба Алонсо и Феттеля до самой линии финиша в сезоне-2022.

Оскар Пиастри и Ландо Норрис.
Фото Reuters

Фавориты

Главные фавориты на японский этап — снова «Макларен». Их машины последовательно начиная с 2023 года побеждали оппонентов в скоростных поворотах и постепенно ликвидировали остальные слабые стороны своей техники. Чего уж говорить, сейчас MCL39 быстрее остальных по всем параметрам.

Но скрасить картину может еще один нюанс: Судзука — гладкая трасса. Это означает, что команды смогут настроить свои машины настолько низко, насколько это возможно, и извлечь из них максимальный потенциал. Машины «Ред Булл» всегда хороши при низком дорожном просвете — это показало и наращение темпа Максом Ферстаппеном в течение гонки в Китае.

«Мерседес», судя по всему, хорош в любых условиях. Но создается впечатление, что по пиковой скорости они слабее и «Ред Булла», и даже «Феррари», которые собираются попробовать несколько иной подход к настройке машины. Выгорит их идея или прогорит — большой вопрос. Но прежде, чем судить о скорости Скудерии, стоит разобраться с износом шин и планки, чтобы снова не оказаться под угрозой дисквалификации.

Поэтому лидерство остается в руках «Макларен», но не стоит делать поспешные выводы. Почву для них, как обычно, продемонстрируют тренировочные сессии. А наличие сразу трех, в сравнении с китайским спринт-уикндом, даст еще больше материала для анализа.

«Гран-при Японии-2025»
Расписание уикнда (московское время):

4 апреля, пятница
5.30. Первая практика
9.00. Вторая практика
5 апреля, суббота
5.30. Третья практика
9.00. Квалификация
6 апреля, воскресенье
8.00. Гонка

7