Автоспорт

23 января 2012, 00:02

Сложные перемены для "КАМАЗ-Мастер"

АВТО

19 января с "Дакара" вернулась команда "КАМАЗ-Мастер" - десятикратная победительница знаменитого ралли-марафона

Команда из Набережных Челнов, сделав ставку на омоложение состава пилотов, на этот раз, скажем так, не снискала лавров. А лавры для нее - традиционные статуэтки "бедуинов", вручаемые за призовые места на этом марафоне. "Дакар"-2012 доказал, насколько сильны соперники российской команды, а ведь когда "КАМАЗ-Мастер" безоговорочно побеждал, многие поговаривали о слабости соперников. Теперь всем стало понятно, что это не более чем пустые разговоры.

Сказать, что прошедший марафон оказался для "КАМАЗ-Мастер" непростым, - значит не сказать ничего. К примеру, сильнейшие и опытнейшие соперники нашей команды - коллектив Герардуса Де Роя на Iveco использовал не разрешенные техническим регламентом настройки подвески. Уже после четвертого этапа гонку покинул шедший на тот момент лучшим из камазовцев Эдуард Николаев, дисквалификация которого после столкновения с одним из джипов была по меньшей мере спорной. Наконец, в десятый день "Дакара" из-за поломки двигателя выбыл из борьбы Айрат Мардеев, и за пять этапов до финиша российская команда осталась всего с одним боевым экипажем.

Но даже оказавшись в одиночестве, Андрей Каргинов при поддержке быстрой технички Ильгизара Мардеева продолжал борьбу за подиум. И в итоге дебютант "Дакара" финишировал четвертым, что в данных условиях можно назвать выдающимся результатом.

На третьем месте марафон завершил грузовик "КАМАЗ" казахстанской команды "Астана" пилота Артура Ардавичуса, который полностью обслуживается "КАМАЗ-Мастер" и был построен в ее суперсовременном техническом центре, возведенном несколько лет назад, во многом благодаря спонсорскому взносу ВТБ.

- Нынешнюю гонку можно назвать одной из самых сложных, - считает руководитель "КАМАЗ-Мастер" Семен Якубов. - Раньше на нашей стороне был опыт пилотов, многое у них получалось, можно сказать, автоматически, а сейчас руку на пульсе приходилось держать на каждом шагу. Нынешний "Дакар" был непростым еще и потому, что по ходу ралли не раз возникали спорные моменты, которые стали достоянием общественности (Якубов имеет в виду нарушения регламента командой Де Роя и дисквалификацию Николаева. - Прим. Л.Х.). Короче, интрига, которую мы вам обещали на старте "Дакара"-2012, была закручена невероятно лихо! За ней, кстати, в этом году смогли наблюдать гораздо больше болельщиков, чем в прошлом, - банк ВТБ профинансировал покупку видеокартинки ралли, с нами на гонке присутствовала съемочная группа телеканала "Россия 2", благодаря чему российские болельщики смогли следить за "Дакаром"-2012 в ежедневном режиме. Что же касается аварии экипажа Эдуарда Николаева, то она - очередное доказательство небезопасности раздельного старта, который применяют организаторы марафона.

- И все-таки почему вы не стали протестовать по поводу нарушений регламента командой Де Роя?

- Он был наиболее подготовленным пилотом для победы на "Дакаре". В его лидерстве нет ничего удивительного. Что же касается хода подвески, то этот вопрос давно уже стоит на повестке дня в плане нарушений. FIA волевым решением с 400 мм перевела всех на 300 мм, а в таких условиях машины подвергаются большим нагрузкам. Все понимают, что надо возвращаться на 400, но поскольку это не было даже устно оговорено со всеми участниками "Дакара", то считалось, что любые изменения в подвеске являются недопустимыми. Тем не менее Де Рой пошел на нарушение. Пусть это останется на его совести.

- "КАМАЗ-Мастер" являлся лидером "Дакара" на протяжении многих лет, вы занимаетесь организацией гонки "Шелковый путь". Неужели вашего авторитета недостаточно, чтобы в спорные моменты, как с Николаевым и с нарушениями техрегламента, инициировать тщательные расследования?

- В данной ситуации авторитет только мешает! У участников может сложиться впечатление, что Якубов имеет влияние на организаторов и на спортивных комиссаров и проталкивает свои решения. Если организаторы сделают небольшой шаг навстречу "КАМАЗ-Мастер", это будет воспринято в штыки всеми остальными.

Команда наша авторитетная, и спрос с такой команды гораздо выше, чем с остальных. И наказание выше. Что поделаешь - приходится терпеть. Просто надо так себя вести, чтобы не было ни единого повода придраться. Что же касается команды Де Роя, то если бы его машины сняли с гонки по нашему протесту, то, на наш взгляд, победа в таких условиях не была бы достойной. Не так мы привыкли выигрывать.

Повторю, что Де Рой изначально был потенциальным победителем "Дакара". Он самый подготовленный, он девять лет ждал этого момента. И мы его искренне поздравили.

- Кстати, как ваши спонсоры оценили "непобедное" выступление команды на нынешнем "Дакаре"? Думается, были недовольны.

- Мы получили очень хорошую поддержку, даже более весомую, чем в прошлом суперуспешном году. Когда отчитываешься за гонку четырьмя первыми местами, комментарии излишни. А в этот раз спонсоры понимали, что нам особенно нужна моральная поддержка - мы ведь сознательно пошли на перемены, хотя предполагали, что могут возникнуть трудности. В итоге после финиша "Дакара" я получил массу звонков со словами поддержки: не переживайте, мы с вами, мы будем вместе идти вперед.

Вот как, например, оценивают результаты нынешнего Дакара представители банка ВТБ: "Несмотря на то что команде "КАМАЗ-Мастер" не удалось завоевать призовое место на "Дакаре"-2012, ВТБ будет продолжать поддерживать этот проект. Это осознанный выбор в стратегии продвижения бренда. "КАМАЗ-Мастер" - рекламный носитель, совпадающий с географией нашего бизнеса, потому что мы много работаем за пределами России. Потрясающая картинка гонок и мужественность пилотов интересны людям энергичным, любящим и умеющим принимать решения. То есть тем, кто нужен нам в качестве клиентов и партнеров по бизнесу. И ведь по сути ничего не изменилось: "КАМАЗ-Мастер" - это по-прежнему самый успешный проект в российском автоспорте, в котором работают настоящие профессионалы и истинные энтузиасты своего дела. Банк стал первым крупным спонсором, 6 лет назад поддержавшим "КАМАЗ-Мастер", и мы не собираемся отказываться от сотрудничества с командой в период смены поколений пилотов".

Лина ХОЛИНА

Владимир Чагин: "Теперь я веду борьбу из-за кулис"

- Безусловно, все уже привыкли видеть нас возвращающимися с "Дакара" с призами, с традиционными "бедуинами", - сказал семикратный победитель марафона Владимир Чагин, который впервые наблюдал за развитием событий со стороны - как менеджер команды. - На этот раз у нас в руках их нет. Но есть опыт, который молодые ребята получили, впервые участвуя в "Дакаре" в качестве пилотов. Потенциал у них есть, они способные, они смогут. Думаю, в ближайшее время, не буду говорить когда, мы обязательно вернемся с "Дакара" с призами.

- Когда все пошло не совсем так, как хотелось, у вас не было мысли: вот бы сейчас самому сеть за руль?

- Для меня "сесть за руль" на этот раз значило бы "сдаться". Нет, появилось другое желание - научить ребят, чтобы они побеждали. Ко мне после финиша подходили и Стейси, и Де Рой, и Мики Бьязьон. Говорили: "Давай на следующий год на "Дакар" за рулем!" Я отвечал: "Нет, ребята, вы наших молодых воспринимайте как меня, я с вами буду бороться из-за кулис. И мы победим!"

- А был уже какой-то разбор итогов "Дакара"?

- Мы проводили ежедневный анализ каждого спецучастка. Ведь велась запись всех технических данных. Плюс в кабинах были камеры, смотревшие на дорогу - вперед и назад, плюс две камеры смотрели внутрь кабины - одна была направлена на весь экипаж, другая на лицо пилота, так что можно было видеть его реакцию на все происходящее. Велась запись речи. Получалась абсолютно полная картина, по которой можно было сделать точный анализ. Конечно же, такие разборы гоночных ситуаций на пользу экипажам, и с каждым днем у нас было все меньше ошибок.

- Во время вашего дебюта у "КАМАЗ-Мастер" еще не было богатой истории, а у нынешних дебютантов была еще и ответственность за победный имидж команды.

- В этом смысле им, конечно, было сложнее. Все знают "КАМАЗ-Мастер" как команду победителей, и им этот уровень нужно было держать. Я дебютировал, когда у нас был период становления: ну не выиграли "Дакар", так от нас никто этой победы и не ждал. Теперь нашим пилотам нужно было как минимум финишировать. А финишировать на "Дакаре" с первого раза крайне сложно. Более того, ребятам нужно было не просто финишировать, но и прийти на достойном месте. Честь страны защищаем, нельзя упасть в грязь лицом!

- Ситуация с аварией и дисквалификацией Николаева - это недоразумение?

- В гонке пыль, обгоны, а значит, аварии неизбежны. Это всегда очень нервные моменты. Эдуард столкнулся с джипом, который не двигался, а остановился в пыли. После того как тот экипаж вернулся на бивуак, я разговаривал с пилотом, спросил, нет ли к нам претензий. Он извинился, говорил, что весь спецучасток у него были проблемы с рулевым управлением и в какой-то момент пришлось даже остановиться. Это в итоге доставило проблем и им самим, и нашему экипажу.

Наши ребята остановились метрах в ста от точки аварии - ведь скорость автомобиля была около 100 км/час. Подбежали к джипу, пилот которого попросил поставить их машину на колеса. К тому же в ходе столкновения на "КАМАЗе" было повреждено колесо, и наши просто не могли сразу вернуться к месту аварии. Они поменяли колесо, но за это время джиперам кто-то из проезжающих помог, и они продолжили движение.

- Я так понимаю, что после аварии экипаж Николаева включил счетчик времени нейтрализации?

- И в итоге, так как во время нейтрализации вошел и процесс ремонта "КАМАЗа", организаторы приняли жесткое решение - дисквалифицировать. Помню диалог с комиссарами: им самим было тяжело выносить это решение.

- А можно ли было настаивать на том, чтобы Николаев продолжал участие в гонке?

- Решение было принято. Да, можно было спорить, доказывать, но "Дакар" суров не только трассой, но порой и решениями, которые принимаются. Вспомните 2005 год, когда гонку выиграл Фирдаус Кабиров. Тогда Ханс Стейси был на второй позиции, и на финиш в Сенегал приехала большая группа поддержки из Голландии, люди хотели поприветствовать его на подиуме. А организаторы в последний день гонки взяли и сняли Стейси из-за нарушения техрегламента. Тогда голландские болельщики даже не пускали японский экипаж, выдвинувшийся на второе место вместо Стейси, заехать на подиум.

Эдуарду, конечно, было тяжело. Любому гонщику было бы тяжело. Мы пытались поддержать его. Вся спортивная карьера у него еще впереди. А такие моменты тоже нужно пережить, чтобы в дальнейшем быть более стойким, уверенным, уметь достойно выходить из трудных ситуаций. Эдуард еще выиграет "Дакар".

- В итоге лучшим в "КАМАЗ-Мастер" на "Дакаре"-2012 стал Каргинов с двумя победами на этапах.

- Андрей, конечно, был счастлив, когда выиграл первый этап "Дакара". В жизни любого пилота это - событие. Почувствовав уверенность в себе, он и в последующие дни стал лучше ехать. И выиграл еще один этап. Причем эта победа был ему просто необходима, ведь накануне он потерял очень много времени и скатился в общем зачете на шестое место. А рывок на последнем боевом спецучастке гонки позволил ему вернуться на четвертое. Андрей около 20 минут привез на том этапе второму призеру!

- Можно сказать, что среди трех молодых камазовских пилотов Николаев был первым "рулем", Айрат Мардеев вторым, а Каргинов третьим?

- Команда никого по местам не расставляла. В последние годы мы всех троих отправляли и на чемпионат России, и на этапы Кубка мира. Никого не выделяли, создавали равные условия на тренировках. Короче, готовили одинаково, а дальнейшее - в их собственных руках.

- Прокомментируйте напоследок результат Ильгизара Мардеева, который на боевой техничке приехал в общем зачете "Дакара" пятым.

- Он молодец! Опередил даже команды Tatra и MAN, которая приехала на "Дакар" большим составом, на первых этапах имела машины в пятерке на всех спецучастках. Потом у многих все пошло на убыль, а Ильгизар, как всегда, не подкачал и уверенно - причем с тонной (!) дополнительного груза - приехал сразу за лидерами.

Лина ХОЛИНА