Баскетбол

26 февраля 2019, 10:45

Сергей Тараканов: "Сборная России может бороться с любым соперником и проиграть – почти любому"

Антон Бабошин
Корреспондент
Сергей Тараканов – о том как оценивать итоги отборочного цикла ЧМ-2019 для нашего баскетбола.

Олимпийский чемпион-1988 и бывший генеральный менеджер сборной России подвел для "СЭ" итоги отборочного турнира чемпионата мира, по итогам которого наша национальная команда сыграет в финальной части турнира впервые с 2010 года.

– Решающая игра с Финляндией вышла очень нервной, – начал Тараканов. – Сейчас очень многое зависит от трехочковых, если броски не идут и появляется неуверенность, то играть становится сложно. В защите у нас есть проблемы. И вообще, финны на протяжении трех четвертей играли интереснее, хотя классом, конечно, нам уступают. Нам надо было включать внутренние резервы – хорошо, что у этой команды есть характер, это положительный момент. У нас опытные игроки, они продолжали верить в себя, в то, что в конце концов появится бросок и мы добьемся нужного результата.

Нам не хватает доминирующего центрового

– Что еще можно отнести к положительным моментам?

– То, что атмосфера в коллективе хорошая, это даже не требует доказательств. Потому что очевидно – игроки рвутся выступать за сборную, все приезжают в нее с большим удовольствием. Это заслуга нынешнего руководства национальной федерации, в прошлые годы все было скажем так, по-другому, но ситуацию удалось изменить. Замечательной была и обстановка на трибунах в Перми.

– А чего не хватает команде Сергея Базаревича?

– Центровых, давления на соперника под кольцом. Базаревич сознательно не поставил в состав на матч с Финляндией и Клименко, и Забелина, хотя последний тоже не является номинальным центровым. Но тренер учитывал, что у нас нет доминирующего центра, а против маленького быстрого состава соперников у высокорослых, но не таких подвижных баскетболистов могли появиться проблемы. В целом, это сработало, но я думал, что игра для нас сложится гораздо проще.

– Многие болельщики достаточно скептически оценивали силу сборной Финляндии.

– Сейчас много таких команд – средний уровень европейского баскетбола подравнялся. Уважение их тренерскому штабу – из не слишком выдающегося состава они извлекли очень много пользы. Пока у них были силы, команда выглядела прилично. Но потом финны "спеклись", и это нам помогло.

Новая формула на руку средним сборным

– Если говорить об итогах отбора в целом, что можете отметить у нашей команды?

– Повторюсь – характер. Мы смогли выиграть последним броском Шведа матч у чехов, дожали в концовках Финляндию и Болгарию. Играли в целом неровно. Возможно, с возвращением в команду Мозгова что-то изменится на позиции центрового. Если, опять же, он будет здоров и готов играть – ведь Тимофей пропускает нынешний сезон. Добавит ли его присутствие что-то команде, сейчас тоже вопрос. Теоретически – да. Боломбой, опять же, может помочь. И даже больше Мозгова. Он большой, подвижный, атлетичный.

– Нынешний отбор прошел по новому регламенту, с так называемыми "окнами" ФИБА, порой не позволявшими командам собрать всех сильнейших. Ваше мнение на этот счет?

– Эта формула в большей степени играет на руку, так скажем, среднему звену европейских сборных. Наглядный пример – Сербия в предыдущем туре проиграла Эстонии. В отсутствие игроков НБА и Евролиги шансы выравниваются, их получают команды, которые не на слуху, у которых лидеры не выступают в больших клубах. В этом смысле это положительный момент, хотя и не совсем справедливый по отношению к большим командам. Но с точки зрения популяризации баскетбола это имеет право на жизнь. Больше команд, которые раньше и не мечтали попасть на чемпионат мира, получают возможность. А болельщики регулярно видят свою команду, переживают за нее.

– В оптимальном составе сборную России не видели уже пару лет, и какой он – знает, наверное, только Базаревич. Как вам кажется, кто точно будет играть на Кубке мира?

– Судя по тому, что мы видели в важных матчах отбора, очевидно, что костяк команды все-таки определен. Понятно, что игроки еще будут добавляться – нам могут помочь Швед, Карасев, Боломбой, возможно, Мозгов. И они вытеснят тех, кто сейчас получал меньше игрового времени. Хотя не ясно, что у нас в оставшееся до турнира время будет с травмами и здоровьем. Но Хвостову, например, вообще у нас замены почти нет. Еще не понятно, почему не вызывают в команду Воронова, это для меня нонсенс. А так – те, кто сейчас был основой: Воронцевич, Курбанов, и будут играть.

Мы не входим в число лидеров мирового баскетбола

– Сборной России не было на Кубке мира девять лет – большой срок.

– Конечно, большой. Мы сейчас не лидеры среди сборных. Российские клубы очень прилично выступают, но это все-таки заслуга во многом и иностранцев, и больших бюджетов ведущих команд. У нас сейчас сборная, которая может бороться с любым соперником, но и проиграть тоже почти любому. Какого-то запаса прочности, как у других, у нас нет. Почти все сильнейшие игроки задействованы, и даже навскидку сложно назвать тех, кто еще на слуху и мог бы усилить команду. Большого количества новых имен не появляется.

– Если посмотреть на состав россиян на турнире в 2010 году, то там нет ни одного баскетболиста старше 30, а большинству игроков 24-25 лет. Сейчас же у нас команда средним возрастом как раз под 30. О чем это говорит?

– У нас действительно есть проблема. Если бы наши игроки больше выходили на площадку в своих клубах, и не было такого количества легионеров, ситуация, на мой взгляд, была бы лучше. Может, мы бы какое-то время не боролись за победу в еврокубках. Но я сейчас смотрю матчи суперлиги – там есть ребята, которые, если их больше поддерживать и давать играть, могут расти. Сейчас у них не так много шансов проявить себя в той же Единой лиге: мало команд, как минимум 60 процентов мест занято иностранцами. Как молодому пробиться? Он должен быть талантом уровня Кириленко. Или произойдет какое-то невероятное стечение обстоятельств. Даже если его возьмут на контракт, он играть не будет, ведь над тренером довлеет результат. Поставит новичка, а он ошибется по молодости. Поэтому остается проявлять себя на тренировках. И не так много шансов дорасти до основы, стать важным игроком ротации в команде. Любому тренеру проще купить готового баскетболиста и добиваться результата, который от него требуют.

– Какие задачи будут стоять перед командой на Кубке мира?

– Задачи должна ставить федерация. Я, например, очень не люблю, когда задолго до начала соревнований уже начинают звучать фанфары – мы поедем за медалями, и так далее. Все это непонятно, на чем основано. В Кубке мира участвуют 32 лучших команды планеты, и говорить, что вот мы сейчас туда отправимся и будем бороться за пьедестал, мне кажется, слишком агрессивный тон. Как болельщик сказал бы так – мы должны показывать все, что умеем, и биться в каждом матче. Вот в этом я почти уверен.

– В Китае будут разыграны первые путевки на Олимпиаду-2020. Но от их получат только две сильнейшие команды Европы и по одной от остальных континентов. Да и вообще на Играх представлено всего 12 команд.

– И одно место занимают хозяева. Я считаю, что 12 мест это очень мало для такой игры как баскетбол, которая сейчас популярна во всем мире. Но это уже решать Международному олимпийскому комитету. А нам будет сложно, что уж говорить.