30 марта 2009, 10:00

Наших медалей Югра не увидела

На завершившемся вчера в Ханты-Мансийске финальном этапе Кубка мира обе российские команды - мужская и женская - так и не смогли порадовать своих болельщиков ни одной медалью.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Ханты-Мансийска

ПРЕЗУМПЦИЯ ПОМЕНЯЛАСЬ?

Сложно объяснить словами, откуда взялось это чувство, не покидающее все последние дни. Из разговоров, наверное, из телефонных звонков, из собственных размышлений. Никто ни о чем в лоб не говорил. Никто не информировал и не обнадеживал. И я не хочу. Нет повода. А есть только надежда на слабый шанс.

Речь о нашей биатлонной тройке, ожидающей сейчас результаты анализов, исследованных в лозаннской лаборатории. Результаты из Европы все не идут. Тем временем спортивный арбитражный суд в той же Лозанне оправдал финнку Кайсу Варис. Будучи второй раз в карьере пойманной на ЭПО, Варис подала иск, заявив о нарушении процедуры: ей не предоставили возможность лично присутствовать при вскрытии пробы "Б". О содержании самих проб не было сказано ни слова, хотя обе они оказались положительными. В результате финку суд оправдал. Варис была признана невиновной по чисто формальным признакам.

Так вот, надежду на подобные формальные признаки и дает задержка результатов анализов нашей троицы. Абсолютно все, казалось бы, заинтересованы в том, чтобы дело поскорей разрешилось. Спортсменам нужна определенность, пусть даже печальная. IBU спит и видит, как бы доказать миру свою правоту и продемонстрировать последовательность в борьбе с допингом. Болельщики в России ждут не дождутся результатов внутреннего расследования, чтобы впервые за долгие годы сказать, наконец: "Вот теперь мы верим, что наказаны действительно виновные и что всем любителям допинга преподнесен по-настоящему жесткий урок". Или не сказать - если они этого не увидят. А анализов все нет. Почему?

Президент IBU Андрес Бессеберг в одном из недавних интервью разложил все по полочкам, назвав задержку сугубо технической. Тем самым он вновь подтвердил: шансов нет. А надежда все равно есть. Уж больно демонстративным и неожиданным получилось оправдание Варис. Сугубо судебная презумпция невиновности была поставлена во главу угла там, где до сих пор царила презумпция тотальной, подавляющей виновности спортсменов. А раз так - чем мы хуже? Ау, адвокаты, - ищите зацепки! Если уж калечить людям судьбы, то находясь в полной уверенности, что они виновны! Саму же борьбу с допингом придется ужесточать и перестраивать - это не обсуждается.

ФАЛЬШСТРЕЛЬБА ПОСЛЕ ФАЛЬСТАРТА

Иван Черезов занял в спринте 26-е место и на старт гонки преследования вышел. Светлана Слепцова стала в пятницу 25-й и в субботу не побежала. Кто был прав, а кто нет, сказать сложно. Тот же Черезов поднялся в итоге всего на четыре ступеньки вверх, бежал очень быстро, стрелял неудачно, провел всю гонку с мученическим выражением на лице, но дотерпел, дострадал до финиша.

Слепцова взяла паузу. Если занемогла - все понятно. Но если была жива-здорова, не имея лишь вкуса к безнадежной борьбе, то оправдать ее отказ не так-то просто. Спорт почти всегда - работа вопреки настроению. А вокруг - свои, российские зрители: для кого ж тогда работать, как не для них? Стоило ли Свете в этом случае так убиваться в спринте, где она действительно не пожалела себя ни на йоту? И что ей по большому счету могло дать удачное выступление в масс-старте, для которого она себя, по словам тренера Александра Селифонова, специально сберегла? Получение Малого хрустального глобуса? Резкий подъем в общем зачете? Ни то, ни другое. Тогда почему Булыгина может бежать три гонки подряд, а Слепцова нет?

О позиции тренеров, не обладая всей информацией, рассуждать тоже непросто. Заставить спортсменку бежать они не могли. Но попробовать убедить, мне кажется, должны были. Выдавливать из себя по капле плохие результаты лучше не через отдых, а через гонки, - утверждается в подавляющем большинстве методик. Даже если дело происходит в конце сезона.

Впрочем, внутренних метаний в отдельных членах российской команды, если они и были, не заметил почти никто. Мужчины, бежавшие в субботу первыми, куда больше были озабочены натуральным фальстартом, случившимся из-за сбоя электроники. Волею этого железа расстояние между Бьорндаленом и Шуманном на деле получилось меньше, чем полагалось по стартовому протоколу. Зная пренебрежение норвежца к таким мелочам, как лишний десяток метров дистанции, можно было предположить, что и сейчас его широкая душа не заметит случайной ошибки. В дело, однако, вмешались добросовестные судьи и организаторы. В отличие от апелляционного комитета IBU они не стали делать вид "а шо тут такого?!", остановили гонку и перезапустили ее через какое-то время в соответствии с правилами.

Евгений Устюгов пришел седьмым. Он развил очень приличную скорость, став по этому показателю шестым вслед за норвежцем Хафсасом, немцем Решем, шведом Бергманом, Черезовым и победителем Свендсеном. Обратите внимание: двое россиян опередили по скорости таких самолетов, как Бьорндален и Сикора! Но стрельба... У Устюгова с Чудовым по три промаха, у Черезова - пять. В переводе на биатлонный язык эти показатели в большинстве случаев означают ноль медальных надежд.

МОДЕЛЬ ДЛЯ Веры МУХИНОЙ

Барышни наши перед преследованием позволяли рассчитывать на большее. Но и тут дело закончилось седьмым местом у лучшей из них. Зайцева и Вилухина стартовали прытко: ноль промахов в "лежке" у первой, один - у второй. Потом, однако, обеих стало потихоньку "накрывать", и в компанию к ним влилась боец без страха и упрека Булыгина. Аня тоже мазала понемногу, но марку держала.

Удивительней всего то, что разворачивалась наша борьба с мишенями и нервами на фоне абсолютно геройской невозмутимости Магдалены Нойнер. Эта леди решила схитрить и не скакать вперед "быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла", а спокойно подышать на лыжне в расчете на то, что ее, орлицу, никакие Зайки все равно не догонят. Взамен Нойнер получила собственное спокойствие и учебно-показательную возможность пострелять не задыхаясь.

Пока все ждали, в какой момент ее начнет привычно потряхивать, Нойнер методично попадала. На последнем рубеже стало ясно: трясучка отменяется. Лена в кои-то веки ушла с последней "стойки" не понуро, а с гордой осанкой девушки, запечатленной известным скульптором Верой Мухиной на входе в ВДНХ. И пронесла свою гордость до самой финишной черты, ничуть ее не расплескав. По времени Нойнер выиграла у Зайцевой - вот она, хитрость-то! - всего секунду. То есть, бежала "головой", а не на эмоциях.

Для меня стало откровением, что именно в Ханты-Мансийске Магдалена одержала больше всего своих кубковых побед - четыре. Что роднит смазливую немку с этими суровыми краями, и почему именно она глянулась им, а не, допустим, Кати Вильхельм, у которой с Хантами непростые отношения, ведают, должно быть, только духи Югры.

- Я сама не знаю, почему у меня иногда получается хорошо выстрелить, а иногда нет, - откровенничала Нойнер после финиша. - В следующем году обязательно уделю стрельбе повышенное внимание. Нет у меня ответа и на другой вопрос: почему мне так везет именно в Ханты-Мансийске. Трасса здесь приятная, место хорошее, и я вся такая расслабленная в конце сезона - может, в этом дело?

Что касается Вильхельм, то перед последней гонкой сезона - вчерашним масс-стартом, она набрала в общем зачете Кубка мира абсолютно одинаковое количество очков с Хеленой Юннсон - 915. Обе, понятно, лидировали. Развязка обещала быть жаркой. Но спрашивали журналисты немку не только об этом. В конкурсе на оригинальность победил следующий вопрос: "Вас повышают по службе после ваших побед?"

Кати, как и положено служивому человеку, юмора не усекла:

- По законам Германии спортивная и служебная карьеры военнослужащего никак не связаны между собой. Я лейтенант бундесвера, и это мой карьерный потолок, что бы я в будущем ни выиграла.

Подводя итоги гонок преследования, замечу: слишком уж горьких упреков ни женщины, ни мужчины, стартовавшие в субботу, не заслужили. Кроме одного: после двух соревновательных дней Ханты-Мансийск ни разу не был близок к тому, чтобы хоть одним глазом увидеть хотя бы одну российскую медаль.

"ПРОСТИ, Я СНОВА БЕЗ ЦВЕТОВ..."

Не увидела Югра ее и в воскресенье. Вчерашний мужской масс-старт прошел в привычно-горемычном ключе. Жестокую битву за цветочную церемонию мы проиграли, хотя героизм из наших, как водится, бил ключом. Чего стоит одна только прыть Чудова, повредившего палку в самом начале гонки, но умудрившегося держаться на трассе первым до тех пор, пока тренер Владимир Аликин не подал ему новую! На первом рубеже Максим не промахнулся ни разу, на втором - однажды, на третьем - дважды, а на четвертом уже не имело значения, сколько мишеней он не закроет.

Иван Черезов продержался дольше - до стрельбы из положения стоя. На двух последних рубежах он не закрыл три мишени и сполз на почетное для многих других биатлонистов 10-е место. А вот Бьорндален поступил наоборот. Он для начала промазал пару раз, а затем, порхая, все это наверстал, став в итоге третьим. Победил же австриец Эдер, стреляющий, как герой дешевых боевиков - то есть неправдоподобно быстро и точно.

Российские девушки, к сожалению, переняли от наших мужчин худшее. Медведцева после первой стрельбы ушла на трассу лидером, рядом красовались Зайцева и Слепцова. Потом были промахи. Россиянки что-то "съедали", кого-то нагоняли, выцарапывали секунды... Счастье, как по заказу, кончилось на стрельбе стоя, где все окончательно рассыпалось. Последняя наша надежда - Зайцева не попала на второй "стойке" целых три раза. Слепцова заняла 22-е место с семью промахами. Давайте убережемся от малейших намеков на злорадство, но понять, ради чего Света пропускала преследование, действительно очень трудно. "Не хочу" и "не могу" - разные вещи. Первой не место в спорте. А иногда и второй.

После всего, что случилось, нам оставалась одна забава - следить за судьбой Большого хрустального глобуса. Ровно два года назад здесь же, в Ханты-Мансийске, Кати Вильхельм в самой последней гонке билась за Кубок мира. Она крайне неудачно стреляла, однако ее главная конкурентка Андреа Хенкель стреляла еще хуже - шесть промахов против пяти! Зато Хенкель быстрее бежала. В последнем масс-старте она стала 15-й, Вильхельм - 17-й. Кати проиграла Глобус.

А победила в той последней гонке двухлетней давности, кстати, Хелена Юнссон. Именно с ней вчера билась при тех же исходных данных Вильхельм. И именно ей она опять проиграла. Претендентки набрали одинаковое количество финальных очков - по 952. Банк сорвала шведка, имеющая большее число побед.

Сразу после оглашения результатов камера выхватила в толпе счастливое лицо тренера победительницы Вольфганга Пихлера. Специалист он, видно, неплохой.