Биатлон

30 октября 2018, 17:15

Двойной масс-старт и интернациональные команды. Это не шутки, а будущее биатлона

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Революционные форматы биатлонных соревнований, на которые стоит посмотреть.

Новый биатлонный сезон преподнесет болельщикам немало сюрпризов. В программе соревнований: дебютируют на международном уровне двойной масс-старт и новый формат смешанной эстафеты. "СЭ" предлагает поглубже изучить матчасть и немного пофантазировать: какие еще гонки могли бы усилить биатлонный календарь в ближайшем будущем.

Марафон

Гонка на 40 км у мужчин и на 30 км у женщин с восемью огневыми рубежами уже десять лет проводится в чемпионате России. Особенно зрелищной ее не назовешь: рубежей слишком много, разрывы получаются большими, а в самом начале соревнования вообще можно не смотреть. Современный телевизионный формат требует динамики с первых до последних метров. Постепенно из программы Кубков мира исчезают даже индивидуальные гонки, а ведь они вдвое короче марафона. У длинных гонок есть, пожалуй, одно заметное преимущество – они позволят подниматься на подиум биатлонистам из "третьего мира", которые в нормальных условиях о медалях не мечтают. Необычно большая дистанция и огромное количество рубежей ставят на первое место стабильную стрельбу и выносливость. А значит, география победителей и призеров могла бы заметно расшириться.

Вероятность появления в программе Кубка мира: 10 процентов

Вадим Мелихов, глава техкома Союза биатлонистов России: "Марафон – интересная гонка для зрителей. Важно, что если в обычных гонках с массового старта спортсмены ушли со стрельбища – и никого нет, то тут на рубеже практически всегда кто-то находится. Лидеры меняются практически после каждой стрельбы, а на заключительном круге, когда уже начинает сказываться сильная усталость, вообще возможно всякое. Есть более коммерческий вариант, с шестью огневыми рубежами, по три лежа и стоя. Он уже проводился на соревнованиях в Тюмени, там участвовали в том числе Дарья Домрачева и Кайса Мякярайнен. Всем гонка понравилась, и я надеюсь, будущее у нее есть. Во всяком случае, она могла бы стать красивым завершением сезона".

Гонка патрулей

Гонка, с которой начинался современный биатлон. Старт принимает команда из четырех человек, причем всю дистанцию спортсмены проходят вместе и расстояние между первым и последним членом не может превышать 50 метров. Регламент стрельбы и количество рубежей могут различаться: порой стреляют по очереди по двое, порой – по одному. Штрафные круги проходят все вместе, финишируют тоже.

Интересно, кстати, что классическая гонка патрулей по-прежнему жива. Она проводится в рамках Всемирных военных игр, причем патруль там смешанный – из лыжников и биатлонистов – и стреляют все по очереди, но только из положения лежа.

Похожее соревнование включено и в программу чемпионата России. Гонку дистанцией в 25 км у мужчин и 20 км у женщин проходит команда из пяти спортсменов, которые проходят два огневых рубежа. Стреляют все вместе, старт дается с интервалом в две-три минуты.

Вероятность появления в программе Кубка мира: 1 процент

Мелихов: "Не думаю, что сейчас стоит всерьез говорить о возвращении к этому историческому формату. Сейчас ценятся скоротечные соревнования, современному спорту нужны личности, яркие лидеры. Для соревнований квартетов есть эстафетные гонки. Плюс, есть одиночные эстафеты, смешанные эстафеты... Вряд ли у еще одного командного вида есть какие-то перспективы".

Двойной масс-старт

Масс-старт на 60 человек вместо привычных 30 дебютирует уже в наступающем сезоне. Не факт, что новая гонка сразу появится на Кубке мира – скорее всего, ее сначала обкатают на Кубке IBU или юниорских соревнованиях.

Проблема в том, что установок на любом стрельбище всего 30. Поэтому спортсмены будут стрелять по очереди: на первом огневом рубеже обладатели первых 30 номеров будут стрелять лежа, а вторая 30-ка сразу отправится на дистанцию. Потом они поменяются местами, а начиная со второй стрельбы, уже будут заходить на рубеж в порядке прихода на стрельбище. Непонятно пока, не получится ли накладок и очереди на рубеж. Судя по расчетам экспертов, этого не должно случиться. И новый необычный масс-старт имеет все шансы прижиться и занять свое место в программе Кубка мира.

Вероятность появления в программе Кубка мира: 90 процентов

Мелихов: "Масс-старт дает важную возможность спортсменам участвовать в гонках. Допустим, в спринт заявились 100 человек, в преследование потом попали 60, а в масс-старт в заключительный день – всего 30. Куда деваться всем остальным? Получается, для них этап Кубка мира ограничился одной гонкой?"

Смешанная эстафета с произвольной сменой этапов

Новая дисциплина дебютирует уже в наступающем сезоне, правда, точное место пока не определено. Принципиальное отличие от привычного всем микста состоит в том, что порядок этапов меняется местами: стартовать будут мужчины, а финишировать – женщины.

Решать это могут непосредственно организаторы в зависимости от имеющихся у них условий и трассы.

Также впервые на Кубке мира появятся смешанные команды из представителей нескольких стран. Это давно напрашивалось: ведь у маленьких сборных зачастую не набирается полноценного состава, а теперь выходить на старт смогут все желающие. Правда, очки в зачет Кубка наций в таких случаях делиться не будут.

Вероятность появления в программе Кубка мира: 100 процентов

Суперспринт

Самая динамичная гонка в биатлонной программе состоит из двух частей. Подобно лыжному спринту, утром здесь проводят квалификацию – гонку на 3 км с двумя огневыми рубежами, а вечером финал (5 км с четырьмя рубежами). Подобные гонки пользуются большим успехом в рамках шоу и прекрасно подходят для проведения в городских условиях. Не факт, что суперспринт приживется в программе отдельных этапов Кубка мира, но как отдельное шоу вполне имеет право на жизнь.

Вероятность появления в программе Кубка мира: 30 процентов

Мелихов: "Суперспринт находится в реестре международных гонок уже около десяти лет. Изначально думали, что за промахи спортсменов будут снимать с дистанции, но получилось не очень хорошо – до финиша порой добирались по два-три спортсмена. Мы на российских стартах придумали другую формулу: ввели штрафные круги по 75 метров, и никого не дисквалифицировали. В прошлом году суперспринт впервые прошел на Кубке IBU в Ханты-Мансийске. После этого была большая дискуссия, но главное, что в программе Кубков IBU гонка сохранилась. А после апробации уже возможно ее появление на Кубке мира".