Биатлон

17 января 2019, 11:45

Логинов сам виноват в своей травле? Он ведет себя неправильно

Дмитрий Гирин
Корреспондент
В чем беда российского биатлониста. Особое мнение журналиста "СЭ".

Когда-то в популярном рекламном ролике говорилось, что иногда лучше жевать, чем говорить. С российским спортом все наоборот. Молчание – одна из главных его бед. И случай Александра Логинова – как раз из этой серии.

Не готов распространяться на эту тему

Мартен Фуркад, Себастьян Самуэльссон и другие, допуская нелицеприятные комментарии в адрес россиянина, пожалуй, местами перегибают палку. Но отчасти виноват в этом и сам Логинов – мы ведь до сих пор не знаем, что произошло в 2013 году, когда Александр был пойман на допинге. Чех Михал Крчмарж, если отбросить всю эту риторику про "уважение" и "непростительно", на самом деле прав.

– Если бы он случайно съел печенье или употребил лекарство, содержащее запрещенные препараты, то я бы понял, что он просто совершил ошибку. Но переливания крови? ЭПО? Это непростительно, – сказал Крчмарж.

ЭПО – это вопиющий случай, а не случайно съеденная биодобавка, а вместе с Логиновым, напомню, попались Ирина Старых и Екатерина Юрьева. Но было ли расследование, обо всех деталях которого знала бы общественность? Показательное наказание виновных? Громкие отставки? Нет. СБР за пять лет не сделал ни одного разъясняющего заявления по этой теме.

Молчит и сам Логинов. В интервью "СЭ" вскоре после своего возвращения в спорт после дисквалификации он сказал, что не готов распространяться на эту тему. Позиция понятная и в чем-то объяснимая, вот только молчание во всей этой ситуации – худшее, что может быть.

Когда утаивать нечего

На неделе, кстати, произошла показательная история. Норвежская лыжная федерация распространила заявление, в котором говорилось, что две молодые спортсменки – 17-летняя Хелена Мария Фоссесхольм и 19-летняя Кристина Ставос Шистад – проходили курсы гормональной терапии. Фоссесхольм принимала гормоны роста и получала для этого терапевтическое исключение, Шистад пила препараты, не входящие в запрещенный список. Подчеркивалось, что девушки решили сами рассказать об этом, дабы избежать кривотолков и показать, что не нарушали правил ВАДА.

Можно спорить, насколько это все этично и реально ли спортсменки нуждались в лечении, но с точки зрения пиара все сделано абсолютно верно – мол, мы ничего не скрываем и не нарушаем, утаивать нам нечего.

Можно вспомнить, как повела себя Мария Шарапова в истории с мельдониевым скандалом. Она сразу сама собрала пресс-конференцию, на которой заявила – да, принимала, да, уже после того, как мельдоний попал в список запрещенных, да, она и ее команда совершили чудовищную глупость и сожалеют об этом. От годичной дисквалификации Шарапову это не спасло, но помогло избежать репутационных издержек – все ее партнеры и спонсоры остались с ней.

Критиков замолчать не заставишь

Увы, 99 процентов российских спортсменов в таких случаях либо просто молчат, либо выдают что-то неубедительное про то, что они ничего не делали и ничего не знают о том, как это могло произойти. Хотя, как показывает практика, лучше говорить. Что угодно, каким бы смешным это ни казалось – про помаду для губ, про средство для увеличения потенции. Иногда это даже прокатывает в судах.

Логинов молчит. Понятно, что ему тяжело – он оказался в реально непростой ситуации. Выбор у него был так себе. Расскажи он все сразу – стал бы героем в глазах СМИ, вот только наверняка пришлось бы завязать с биатлоном. Система российского спорта таких говорливых отторгает сразу. А так – никого не сдал, сор из из бы не вынес, честно отсидел, вернулся, занимается любимым делом. Но с такими вот издержками.

Словами, что он готов лично поговорить с каждым и все объяснить, уже не отделаешься. Да и на каком языке Логинов будет говорить что-то Самуэльссону или Фуркаду? Впрочем, подготовить заявление и распространить его через журналистов или в соцсетях, предварительно выверив нужную степень откровенности и все детали и продублировав все на английском, можно и сейчас. Немного сожаления, немного раскаяния – рецепты известны. Да, всех критиков замолчать не заставишь – всегда найдется парочка юродивых, но значительную часть напряжения это бы точно сняло.

Только, боюсь, этого не будет. Зачем что-то объяснять, когда проще молчать – ты не сдал систему, она не сдаст тебя. Только тогда не нужно обижаться, когда тебя до конца карьеры будут тыкать носом в ЭПО.

Кубок мира по биатлону: расписание этапов, календарь и результаты гонок