Биатлон

25 марта 2019, 13:35

Успех Логинова и управленческий провал. Каким мы запомним этот сезон

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Пять главных выводов по итогам Кубка мира.

В выходные в норвежском Холменколлене завершился Кубок мира по биатлону. Формально он был успешным: Александр Логинов занял второе место в общем зачете, а на чемпионате мира у нас были три медали. Но помимо успехов, сезон вскрыл немало проблем, с которыми придется разбираться уже в самом ближайшем будущем.

Смена поколений позади

В прошедшем сезоне наша команда обновилась примерно на две трети. У мужчин завершил карьеру Антон Шипулин, скатились в более или менее далекий резерв трое других чемпионов мира – Антон Бабиков, Максим Цветков и Алексей Волков. В строю из основы сезона-2017/18 остались только Матвей Елисеев с Евгением Гараничевым, да еще Александр Логинов, который только второй год выступает после выхода из дисквалификации.

В женской команде все еще драматичней: из ветеранов соревнуется только Екатерина Юрлова-Перхт, а остальные девушки еще год назад в массе своей колесили по просторам Кубка России. В принципе, как показала практика, перемена слагаемых суммы особо не поменяла. Женская команда заняла высокое четвертое место в Кубке наций и сохранила максимальную квоту на следующий сезон.

В целом можно сказать, что самый болезненный момент смены поколений у нас уже позади. Логинов с каждой гонкой набирался уверенности и сейчас уже превратился в довольно прожженного бойца. Прибавил Елисеев, небезнадежны относительно молодые Эдуард Латыпов и Александр Поварницын. Девушки тоже получили бесценный опыт, а Евгения Павлова даже заработала титул "Новичка года" от Международного союза биатлонистов.

В прошлом году, кстати, это почетное звание тоже досталось россиянке – Светлане Мироновой. Если Светлана хотя бы отчасти наладит стрельбу, а Евгения – прибавит в скорости, именно эта парочка должна выйти на ведущие роли после ухода Юрловой-Перхт. Что-то подсказывает, что еще сезон наш лидер побегает, но вот останется ли до Игр-2022 в Пекине – большой вопрос.

Звезд нет и вряд ли скоро появятся

В России крепкая команда, но звезд мирового уровня в ней сейчас нет. Даже для Логинова тут вряд ли можно сделать исключение. Он, безусловно, звезда по результатам, но никак не по медийности. А одно без другого не работает.

Парадокс – даже лыжник Александр Большунов, который, как и Логинов, стал вторым в общем зачете Кубка мира, раздал в этом сезоне в разы больше интервью. Хотя Большунов уж точно далек от самопиара, а журналисты не ездят обозом по лыжным этапам Кубка мира, в отличие от биатлонных.

Но Логинов остается предельно закрытым от внешнего мира. Его можно понять: бесконечные вопросы о допинговом прошлом вывели бы из себя кого угодно. А рассказывать всю правду о том эпизоде Логинов точно не станет, по крайней мере, в ближайшие лет десять. Получается, что легче всего просто молчать. Рано или поздно журналистам надоест бесконечное ожидание и они переключатся на кого-то другого.

Проблема в том, что при такой стратегии поведения Логинов наносит урон не только собственному благосостоянию (вряд ли тут можно рассчитывать на поддержку личных спонсоров), но и своему виду спорта в целом. Одна из основных миссий большой звезды – это популяризация. Тысячи детей пришли в фигурное катание, чтобы стать похожими на Евгению Медведеву или Алину Загитову. В этих персонажах привлекательны не только результаты, но их личная история, харизма. В Логинове постороннему глазу невозможно рассмотреть что-то, кроме чистого результата. Никто не мечтает стать похожим на цифры в протоколе.

Помимо Логинова, ярких биатлонистов у нас нет. Павлова открыта и остра на язык, но у нее пока проблема как раз со спортивными результатами. Потенциально готова выступать на высоком уровне Миронова. Настораживает, что ее проблема со стрельбой не решается уже довольно давно, а личный тренер и наставники сборной обвиняют в этом друг друга.

Больше, пожалуй, потенциальных звезд пока не просматривается. Нынешняя команда совсем не такая яркая, как ее предшественницы. Поэтому биатлону предстоит напряженная борьба за рейтинги, а его комментаторам придется искать новые ходы, чтобы подогреть интерес болельщиков.

Стратегия Хованцева и Драчева не сработала

Перед началом нынешнего сезона пришедшие к власти Владимир Драчев и Анатолий Хованцев презентовали новую стратегию развития. Она подразумевала, что все команды, от юношеских до взрослых, будут работать по единой методике. Отбор будет осуществляться строго по спортивному принципу, самоподготовку отменят, а тренерам на всех уровнях будет запрещено самоволие: они только реализуют методику, которую утвердил Хованцев.

На практике все получилось совсем не так прозрачно. Ирина Старых готовилась самостоятельно с командой Тюмени, потом ее почему-то допустили до отбора на Кубок мира, который она успешно прошла, с тем чтобы более или менее уверенно выступить в декабре, а потом сдуться. Спортивный принцип тоже время от времени подводил: даже на чемпионат мира поехали не совсем те, кто набрал больше всех отборочных очков.

К единой методике тоже есть вопросы. Тренировать всех одинаково невозможно и неправильно, без индивидуального подхода не обойтись. Но как соблюсти эту грань: и от плана слишком сильно не отойти, и спортсмена, которому он может не подходить, не угробить?

Свидетели говорят, что тот же Логинов отступал от планов Хованцева довольно сильно. Это оправдалось, биатлонист прибавил. У остальных получалось по-разному: скажем, Бабиков и Цветков сделали в этом сезоне шаг назад, Елисеев – шаг вперед. То есть этот план, как любой другой, подходит не всем. Если тренеры и дальше будут позволять творчество одному Логинову, бунта не избежать.

Смена тренеров ничего не даст

В российском биатлоне есть проверенный рецепт: что-то пошло не так – меняй тренера. Это повторялось уже много раз, но ожидаемого результата, как правило, не приносило. Наставники годами менялись по кругу: из известных российских специалистов так или иначе в сборной засветились почти все. Но стоит человеку уйти, как он тут же превращается в яростного критика своих коллег, которые заняли его место.

Драчев сразу дал понять, что после нынешнего сезона больших перемен не будет. Хованцев и Виталий Норицын остаются на своих местах. На самом деле, это здорово: работать, когда у тебя есть кредит доверия, куда проще. В таких обстоятельствах и критика воспринимается легче. Ну и, если честно, альтернативы нынешним наставникам сейчас нет. Это лучшие специалисты, по крайней мере, в России, а на иностранного тренера в СБР нет денег.

С менеджментом надо что-то менять

Этот сезон начинался с управленческого косяка, когда в тренеры сборной почему-то записали борзого и несдержанного на язык в соцсетях молодого парня. По ходу Кубка мира чисто управленческих ошибок и ляпов было много: на этапы в США и Канаду не всем оформили визы, туда вовремя не пришло оружие, СБР пытался и не смог заключить спонсорский контракт с букмекерами...

Самое тревожное, что любые внутренние перипетии жизни сборной тут же становились достоянием прессы. Драчев в соцсетях выяснял отношения с Бабиковым, потом публично "наехал" на Гараничева за пропуск эстафеты на чемпионате мира. Хотя более искушенный тренер резервной сборной Андрей Падин советовал: "Скажите просто, что Гараничев заболел, не выносите его отказ на публику".

Конечно, для пиара замечательно, когда люди ругаются практически в прямом эфире. Но в профессионально организованных командах такого обычно не происходит. Если уж скандал выносится на публику, это должно быть что-то вопиющее. У нас же часто выплывали обыкновенные недопонимания, которые легко можно было разрешить одним телефонным разговором. Но вместо того, чтобы взять трубку и позвонить, герои начинали публично перемывать друг другу кости.

Нельзя обойти и историю Маргариты Васильевой, которая теперь будет дисквалифицирована за пропуск трех допинг-тестов в течение года. Формально тут виновата только сама спортсменка, она и понесет наказание. Но если честно, 15 человек в основной команде – это совсем немного для федерации, чтобы внимательно следить за каждым. Тем более, о двух уже имевшихся флажках у Васильевой было известно сильно заранее. Что мешало взять ее под усиленный контроль заполнения системы АДАМС? Либо вообще забрать у спортсменки логины и пароли и делать это вместо нее?

Это, может быть, не совсем соответствует духу антидопингового кодекса, но точно не нарушает никаких правил. А теперь мы потеряли перспективную биатлонистку и, что еще хуже, получили на пустом месте новую допинговую дисквалификацию. В общем, с менеджментом федерации точно надо что-то менять. Там явно не хватает порядка и рабочих рук.?

Все о биатлоне: новости и обзоры, календарь Кубка мира и результаты гонок