25 сентября 2022, 03:10

Что общего у Дацика с Тайсоном и где здесь бокс

Андрей Баздрев
Обозреватель
Турнир Hardcore Boxing завершился в Москве и оставил довольно странное послевкусие.

Финал сильно напоминал некоторые бои Майка Тайсона в середине 90-х. Мощная рекламная кампания, длинный вечер с андеркардом, хайп, нетерпение, шоу — и вот главный бой заканчивается за раунд. С одной стороны, до этого все длилось будто целую вечность, ожидание казалось таким долгим, что странно жаловаться на поединок, продлившийся 13 секунд. Вы же получили то, что хотели, — нокаут. Лежащее неподвижно на ринге тело.

С другой стороны, очень легко объяснить себе и всем, почему все сложилось именно таким образом. Тайсон — зачеркнуто! — Вячеслав Дацик бьет очень сильно, к этому бою он подошел в приличной форме, а про Александра Емельяненко можно только сказать, что он был допущен к бою по формальным признакам и смог дойти до ринга. Плохо срежиссированный спектакль, которым был его бой с Монсоном (да и другие недавние бои Джеффа в других лигах) не мог обмануть внимательного зрителя — АЕ был очень плох. Что изменилось перед этим боем? Он стал еще старше. Рефлексы не стали острее, а способность держать удар если однажды была утрачена, то больше не вернется. Так что — да, Дацик знал, что делал, когда пошел вперед, выбрасывая тяжелые хуки и свинги.

А Емельяненко замер, как олень в свете фар приближающегося автомобиля. Просто потерялся. Я даже уверен, что он знал, что делать, но руки и ноги не слушались.

Александр Емельяненко. Фото Федор Успенский, "СЭ"
Александр Емельяненко.
Федор Успенский, Фото «СЭ»

В какой-то момент Дацик затормозил руку, уже отведенную для замаха, выждал доли секунды — и швырнул удар в цель. Выглядело это примерно как Усейн Болт, притормаживающий перед финишем, чтобы обернуться и увидеть, как далеко отстали остальные. Но если относиться к этом зрелищу критически, с минимальной долей иронии, то становится жаль потраченного времени.

От со-главного боя, признаться, я ожидал чего-то другого. Не потому, что верил в победу Кудряшова, здесь другое. У ребят, которые слишком долго в кулачных боях, как Сослан Асбаров, их чисто боксерские навыки трансформируются во что-то другое, и возвращение к классике проходит обычно не очень. Боксерские бои Моряка, Гаджи Автомата, Асбарова не складывались до этого. Но Сослан смог вернуться туда, где когда-то давно начинал. Работа быстрыми сериями, движение по рингу, выносливость — все было. Там был свой драматизм, Кудряшов и пытался замедлить соперника ударами по корпусу, и поймать тяжелыми хуками в голову, — но, кстати, лучше проходили прямые. В целом Дмитрий был медленным и предсказуемым, а дальше становился еще медленнее и атаковал еще более предсказуемо. И вот уже Асбаров с легкостью его разворачивал спиной к канатам, терпел редкие пропущенные удары, демонстрировал стиль и в каждом раунде показывал, что он больше боксер, чем кто-то еще сегодня. Ну и заслуженно победил.

Ведущие говорили что-то про историческую значимость того, что мы видели в ринге, но единственное, что можно утверждать с уверенностью, — публика забудет об увиденном через неделю. Такова особенность потребления современного медиапродукта. В мире поп-бокса и поп-ММА (давайте называть это именно так) нет ничего более значимого, чем текущий момент. Каждый бой важен именно тогда, когда он происходит, каждый персонаж становится значимым там в ринге, и не нужно их сравнивать с Тайсоном, Холмсом и Холифилдом... Просто потому, что эта аудитория не видела те бои. Так что это все их отдельный мир, отрезанный от боксерской реальности. Там свои чемпионские титулы, свои понятия о крутизне и в целом своя абсурдная витальность, где в порядке вещей выпустить в ринг человека, которому требуется лечение и терапия, а затем, когда его нокаутировали за 12-13 секунд, смотреть, как он договаривается с соперником о реванше.

Александр Емельяненко. Фото Федор Успенский, "СЭ"
Александр Емельяненко.
Федор Успенский, Фото «СЭ»

Именно это и получает живой отклик у аудитории. На это приходят спонсоры. И здесь нет даже намека на спорт и на противостояние равных по силе бойцов. И таких шоу становится больше. К счастью, здоровья Александра Емельяненко не хватит на то, чтобы и далее принимать во всем этом слишком деятельное участие.

В эти непростые времена, когда российский бокс отрезан от мирового контекста и живет сам по себе, обращаясь иногда к причудливым формам, в очередной раз понимаешь главное. Бои служат для развлечения толпы. И профессиональный бокс — это не спорт. Да, титулы чемпиона имеют значение, а еще класс, стиль и технические навыки... Но люди платят не за это — им нужны герои, персонажи, яркие личности. Емельяненко и Дацик этому запросу полностью соответствуют.