Новости Статьи Матч-центр

Бесценная лига

Бородатый хоккей

Киберспорт   //  Киберфутбол 

"На нас никто не ставит. Как и на Россию перед ЧМ-2018". Игрок сборной - о Кубке наций по киберфутболу

14
12
Обсудить
Поделиться в своих соцсетях
Большое интервью с одним из ведущих киберфутболистов России – о любимом клубе, социальных сетях и отношению к критикам.

22-летний киберфутболист "Локомотива" Роберт "Ufenok77" Фахретдинов громко заявил о себе в 2013 году, сходу выиграв несколько турниров. Первые три года карьеры он выступал за команду RoX, а летом 2016-го стал первым киберфутболистом, с которым подписал контракт клуб премьер-лиги – "Уфа". Защищая цвета башкирского клуба, он обратил на себя внимание и уже через год подписал контракт с любимой командой – "Локомотивом", цвета которого защищает до сих пор.

К началу 2019 года в его послужном списке 13 первых мест на российских и международных турнирах, в том числе титулы чемпиона РФПЛ по киберфутболу и Strawberry Fields Cup в прошлом году.

Наш разговор мы, конечно же, начали с eNations Cup, который пройдет в Лондоне 13-14 апреля.

– Эмоции самые положительные, я рад вызову – начинает Роберт. – Понятно, что любой спортсмен стремится играть за сборную, представлять свою страну на турнирах. Когда ездишь от клуба на международные соревнования, ты в любом случае представляешь страну. Майка сборной, уверен, вдохновит и даст особенную мотивацию.

Учитывая, что это первый турнир сборных, я рад, что я в составе сборной, а также то, что в команде два человека. Это действительно круто – заряжает готовиться к турниру по-особенному, чтобы выступить как минимум достойно.

– "Как минимум достойно" – это как? На какой результат рассчитываете?

– На бумаге мы аутсайдеры группы. Если посмотреть, у нас не самая легкая группа, но есть и посильнее. В целом она ровная – португальцы, датчане, австралийцы и голландцы. Понятно, что Португалия и Голландия – футбольные страны, но если брать FIFA, Дания – один из мировых лидеров, входит в топ-3 по уровню игры. У Австралии те два игрока, которые будут выступать, – это топ-10 мирового рейтинга на PlayStation и на Xbox.

Поэтому на бумаге мы никакие не фавориты, даже не входим в топ-3 в группе. Понятно, что это ничего не значит. Тем более в текущей версии FIFA, когда мы сыграем всего один матч. Думаю, будут очень непредсказуемые результаты. Точный исход загадывать не хочется, потому что это было бы дополнительное давление на себя. Сейчас главное просто подготовиться и отыграть, получая удовольствие. Если мы сможем показать нашу игру, то у нас есть шансы как минимум на выход из группы.

– Вдохновляетесь примером сборной России на ЧМ-2018? Тогда тоже никто не ставил…

– (смеется) Думаю, это в принципе вау пример для нашей страны. Но, опять же, это, скорее, исключение из правил – это был домашний чемпионат мира. Если бы мы играли в Москве, это одно дело. А тут мы будем играть не дома. Дополнительной поддержки у нас не будет, хотя со мной едет менеджер "Локо", для меня это важно.

У Антона вообще нет международного опыта. С другой стороны, может это будет какой-то определенный плюс. Если взять мой бэкграунд, я до 2015 года не опускался ниже тройки на мировых чемпионатах, но после этого у меня были определенные провалы на турнирах. Будет тяжело. Результат вообще загадывать не хочется. Сейчас мы готовимся, делаем все, чтобы подойти к турниру в максимально хорошей форме. Будет еще формат "2 на 2". С сегодняшнего дня мы будем собираться в Yota Arena на Тимирязевской, чтобы тренироваться, чтобы не испытывать давления. Там мы постараемся максимально абстрагироваться от каких-то обязательств и результатов и просто будем делать то, что умеем.

Более того, менеджер клуба организовал для меня спарринги со спортсмена самого высокого уровня. Вот-вот улечу в Европу, чтобы на неделю абстрагироваться от суеты и давления и всё время посвятить спаррингам, отработке "фишек", анализу. Считаю это ключевым этапом подготовки к предстоящим турнирам.

– Как относитесь к введению формата "2 на 2"? Это что-то новое для вас?

– На официальном уровне формат "2 на 2" будет впервые. Были турниры локального уровня. Там участвовал со своим другом из Уфы, который тоже играет на профессиональном уровне. У нас хорошее взаимопонимание, одно видение футбола. Мы очень много онлайн-турниров выигрывали, даже европейских. Сейчас мы будем с Антоном, который играет в абсолютно другом стиле. Плюс, это будет мировой чемпионат, где цена ошибки будет совсем другой. Это будет что-то новое, пока непонятное.

Сейчас начнем тренироваться. Будет видно, какие у нас шансы в "2 на 2". В тех парах, которые сформированы, не так много игроков, которые до этого между собой играли в таком формате. Все будут в примерно равных условиях. Может быть, для нас хорошо, что есть этот формат, потому что, как я уже сказал, в играх один на один мы не фавориты. Но и не совсем аутсайдеры, как китайцы или еще кто-то. Может быть, получится, что "2 на 2" – это тот формат, в котором у нас получится набирать очки.

– 20 команд – достаточное количество участников, или их можно было увеличить до 24, как на чемпионатах Европы?

​– Думаю, 24 – оптимально, а 32 – интереснее, потому что были бы африканские страны. Могли бы ту же Украину позвать. Чем больше наций, тем интереснее. Понятно, что чем больше команд, тем больше разброс в уровне. Но в целом, неплохо, что собрали 20 команд, потому что изначально они планировали позвать 16. Они объявили об этом и буквально через день написали, что будет добавлено еще четыре команды. И в этот список как раз попали мы и даже немцы.

Это первый турнир. Организаторы отталкивались от каких-то маркетинговых историй, связей с футбольными союзами. В любом случае, и с 20 командами будет круто! Главное, что сборную России позвали, и мы готовимся отыграть там на хорошем уровне.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

@rzd_official 💪🏻💪🏻💪🏻

Публикация от Robert (@ufenok) 24 Мар 2019 в 10:45 PDT

"Когда привели на хоккей, я заплакал"

– C чего началось ваше увлечение футболом?

– У отца спортивное прошлое. И Уфа – спортивный город. Конечно, больше хоккейный, особенно в то время. Папа пытался меня отдать в единоборства, но я капризничал. Когда на хоккей меня привели, я заплакал: "Папа, хочу в футбол играть". У меня есть двоюродный брат, он на два года старше меня, он тоже футболом занимался.

Школа у меня рядом с домом, от подъезда 30 секунд идти – там и была футбольная секция. Еще до того, как пойти в начальную школу, меня в пять лет отдали в нее. Занимался у будущего моего физрука. С тех пор я начал играть, а в четвертом классе меня перевели из обычной школы в спортивную. Там, понятное дело, более качественный подход к футболу и к тренировкам. Все детство занимался до 15 лет, был в составе сборной Башкирии.

Из моего года рождения в "Уфе" сейчас играет Игорь Безденежных. При Гончаренко он очень круто смотрелся, а как он ушел, сел на скамейку и шансов почти не получает. Тем не менее, до молодежной сборной поднялся. По нашему году были хорошие игроки, а я просто ушел в FIFA. Возможно, сейчас где-то в ФНЛ бегал бы…

– А как в вашу жизнь вошли компьютерные игры?

– В FIFA вообще я начал играть в 2002 году, мне было пять или шесть лет. Тогда играл еще на компьютере у дяди. Это было хобби, увлечение, какие и может быть у ребенка – поиграть свободные полчаса–час. А профессионально я начал играть в 2012-м. С пяти лет я занимался футболом. Понятно, что FIFA у меня была на протяжении жизни. Играл в каждую новую версию, но буквально час в день. А когда сломал ногу, у меня появилось много свободного времени – лежал в гипсе и играл более активно.

Так получилось, что в самый первый год, как я начал играть в FIFA, выиграл почти все турниры в России и вошел в топ-3 в Европе. Это был раннер, где ты тренируешься по сети с европейцами. Там я был в тройке, а других россиян не было и в топ-50. Это такой турнир, что если попадаешь в топ, значит ты уже суперкрутой в этой версии игры. Понял, что здесь у меня очень хорошие перспективы и стал больше времени уделять, появился более профессиональный подход. А на следующий год на чемпионате мира во Франции я занял второе место.

– Спортивные симуляторы были первыми играми, в которые вам довелось поиграть?

– В детстве у меня была Dendy, потом дядя Sega подарил. Мне даже не родители, а бабушка какие-то картриджи покупала. Там и SuperMario был, и в Sonic я играл. FIFA не была первой, были Tetris и "Тамагочи". А как у меня появилась Sega, там уже было много картриджей, среди них была и FIFA. Кажется, 2000-я. Мне было четыре года, даже особо не помню, как я в нее играл. Первая сознательная была FIFA-2002, когда играл уже на компе. А все эти "марио" – я еще совсем карапуз был.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Легенда ❤️💚🚂🚂🚂

Публикация от Robert (@ufenok) 26 Фев 2019 в 7:28 PST

"FIFA19 не похожа на реальный футбол"

– Многие критикуют FIFA 19 за еще большую аркадность, чем в предыдущих частях игры. Согласны с таким мнением?

– Да, безусловно. Обычно игру критикуют те, для кого она важна в плане результата. Но такой критики вообще никогда не было. Моим друзьям, которые просто собираются поиграть в компании, настолько не нравится геймплей, что долго не засиживаются. Хотя с прошлыми версиями таких проблем не было. Порой они даже могут запустить старую версию игры, потому что в этой очень много рандомных вещей – ты не контролируешь большое количество процессов. Если играешь в удовольствие, на это еще как-то можно закрыть глаза. Но если ты играешь на профессиональном уровне, то хочешь контролировать хотя бы 80 процентов того, что происходит на поле. А бывает такое, что очень тяжело описать нормальными словами. В этом году FIFA впервые не похожа на реальный футбол, она вообще не вознаграждает тебя за футбольный интеллект. Условно, ты пытаешься играть в футбол, проводить комбинации на третьего, но гол сможешь забить с помощью трюка, который в жизни невозможно представить. Даже Неймар его не выполняет!

Есть финт El Tornado – даже по названию видно, что он мультяшный. После него ты делаешь навес, и очень много голов залетает. Его почти нельзя закрыть. Бывает, с 30 метров залетают голы, навесы с каких-то непонятных углов. Или, вы никогда не увидите, чтобы человек бежал по флангу в 30 метрах от ворот, выполнял финт, пробрасывал мяч через голову и выполнял навес в одно касание, откуда игрок бьет слета в касание – и это в 90 процентах случаев гол.

– В 2001-й было подобное – проход по флангу, навес, удар через себя и гол. Проходило тоже в 90 процентах случаев…

– В FIFA 11 это было – опять же, в 30 метрах от ворот ты делаешь замах, убираешь под себя на фланге и зажимаешь "Q" (заброс на ход), и он летел по такой траектории за шиворот вратарю, и он вообще не дергался. Просто не успевал.

11-я – последняя, где были такие явные баги. С FIFA 12 все привыкли, что это симулятор футбола – ты забиваешь голы после того, как разыграл какую-то комбинацию, или вывел на хороший удар с хотя бы с 20-25 метров. Понятно, что всегда есть место какому-то суперголу, удару с 30-35 метров. Но это единичные случаи. В FIFA 19 это происходит настолько часто, настолько нереалистично, что все плюются.

– Сколько времени такой профессионал как вы проводите за тренировками?

– Перед турнирами нужно очень много времени тренироваться. Например, в апреле у нас два турнира. Ты понимаешь, что остается 3-4 недели – все, ок. Сейчас время для того, чтобы просидеть очень много времени за игрой, порядка 7-8 часов в день. Но это не только тренировки и спарринги с европейцами. В этот момент ты делаешь какие-то паузы, записываешь свои игры, смотришь моменты пропущенных голов, разбираешь ошибки, которые ты допустил. Анализ – важнейшая составляющая тренировочного процесса.

Еще по 7-8 часов ты играешь на старте, когда FIFA только вышла, ведь каждый год версия меняется. В первые два месяца играешь очень много – треть суток минимум.

– Вопреки стереотипу о геймерах, вы находитесь в хорошей физической форме. Как поддерживаете ее?

– Мне кажется, это давний стереотип, он потихоньку уходит. Много примеров вокруг – например, в российской команде по Counter-Strike были поляки, тот же pashaBiceps – просто качок. А сейчас, особенно в фиферской тусовке, в России ребята более спортивные – многие занимаются футболом, пришли в игру из футбола. Сейчас футбол – это не только работа. Это хобби, это то, что ты любишь. Почти все находят время, чтобы хотя бы один-два раза в неделю побегать.

В моем случае, когда бросил заниматься футболом, я продолжал играть на любительском уровне. И даже получал за это деньги. Сейчас в Москве есть очень много турниров.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

❤️💚🚂🚂🚂

Публикация от Robert (@ufenok) 4 Окт 2018 в 2:34 PDT

"Мне всегда было комфортно в роли хедлайнера"

– Как получилось, что вы, болея за "Локомотив", стали представлять "Уфу"?

– До этого я три года играл в другой киберспортивной организации. Когда весь хайп начался, клубы стали подписывать игроков. У меня было предложение из другой топ-команды, но я туда не пошел. Когда "Уфа" предложила мне контракт, подумал, почему бы не договориться с клубом из родного города?

Почему не "Локомотив"? Естественно, я хотел сразу туда – это Москва, лучшие условия, клуб, за который болею с детства. Но "Уфа" опередила, потому что руководство клуба было более вовлечено в эту историю, оно с самого начала поверило в киберфутбол. Отыграл два турнира от РФПЛ и на них, так скажем, ближе познакомился с "Локо". Они поразили всех своей медиа-командой, шумной поддержкой, это было просто вау. Поверьте, и сейчас любой спортсмен из СНГ мечтает стать частью "Локо". Стабильность, сумасшедшая поддержка команды, превосходные условия, о чем еще мечтать? Время спустя представители "Локо" вышли на меня сами, два-три месяца мы общались. Затем уже боссы клубов начали общаться напрямую и так оформили мой трансфер.

– Это был первый российский трансфер в киберфутболе?

– Официально, да. Между клубами – да, железно. Понятно, что, возможно, давно были какие-то мини-трансферы между организациями, которые занимались FIFA и геймингом. Но я об этом не слышал.

– Каково быть дважды первым? Вы и первый киберфутболист, подписанный клубом премьер-лиги, и первый, кого один клуб перекупил у другого. Не давит такой статус?

– (Смеется.) Этот статус – громко сказано. Ничего такого, привык к давлению. Понятно, что оно не сравнимо с тем, что испытывают игроки футбольных топ-клубов, но, тем не менее, тоже есть большая ответственность – не только перед клубом и близкими людьми, но и аудиторией. На меня она не давит, потому что я очень давно в игре. Мне всегда было комфортно в роли хедлайнера. Люблю играть под давлением, нравится мандраж – это заводит и мотивирует.

– В Loko Esports Team вы уже больше полутора лет. Довольны тем, как они прошли и какое достижение считаете для себя главным?

– В принципе, удовлетворительно. На этой дистанции я был почти всегда в призах. Во всех российских турнирах был как минимум в финале. Да, в некоторых проигрывал, но был в финале, чего не скажешь о других игроках.

– Самое главное достижение?

По сезону FIFA-18 – наверное, победа в чемпионате РФПЛ была крутой. Потому что я выиграл, а через неделю "Локомотив" стал чемпионом, дома обыграв "Зенит". Невероятные эмоции. Мне тогда видеообращение записал Илья Леонидович Геркус, футболисты пожелали удачи и зарядили. Плюс эта победа дала мне квоту на участие в турнире в Амстердаме, это был последний отборочный этап чемпионата мира. Да, в итоге я провалился, но, тем не менее, считаю, что тот сезон был достаточно крутым. Впереди два турнира в апреле, оба – в Англии. Они определят мои перспективы на ЧМ.

– Расскажите, что из себя представляет команда Loko Esports Team? Кто входит в ее состав? Как относится к ней новый генеральный директор "Локо" Кикнадзе?

– Идейный вдохновитель проекта Даша Спивак, которая придумала и поверила в это, сейчас трудится в другом клубе. Мои партнеры – это блогер Ставр, фристайлер Игорь Олейник и юный фифер Степа Михович. Проект возглавляет менеджер клуба Таня, за соцсети отвечает Игорь. Вот собственно и всё. В прошлом году насколько я слышал проект начал успешно монетизироваться. Думаю, клуб должен быть доволен. С Василием Александровичем Кикнадзе я пока не знаком, жду нашей встречи. Надеюсь, что и он проникнется киберфутболом.

"Смолову повысили рейтинг. А предпосылок он не давал"

– Как отнеслись к тому, что в FIFA теперь нет всего российского чемпионата, а представлен он всего тремя клубами?

– Плохо, но это, в первую очередь, вина лиги, которая, решила погнаться за быстрыми деньгами. Я не могу знать всех нюансов, по которым они приняли такое решение. Судя по всему, Konami предложила деньги за лицензию, от которых сложно отказаться и лига перешла в PES. Хорошо, что хотя бы "Локомотив", ЦСКА и "Спартак" есть в FIFA.

Для меня в первую очередь важно, что есть "Локо". Какие еще клубы там есть, меня, в принципе, не интересует. В игре я использую логотип и форму команды. Соответственно, если бы не было "Локомотива", пришлось бы использовать лого другого клуба. Опять же, договор между "Локо" и EA был в пользу клуба – электроная компания заплатила хорошие деньги за лицензию и присутствие клуба в игре.

– Довольны тем, какие скиллы прописали игрокам "Локо"? Может кого-то из основы незаслуженно обделили?

– Нет (усмехается). Наших постоянно обделяют. Дело не в "Локомотиве", просто нашу лигу очень сильно недооценивают. Даже условный Халк, когда приезжал в Россию, в предыдущей версии был очень крутым игроком. А в следующей FIFA у него рейтинг автоматом упал на три показателя.

Нас не считают топ-державой в футбольном плане и это, наверное, сказывается на скиллах. Например, у Ману (Фернандеша. – Прим. "СЭ") показатели хуже, чем у нескольких игроков РПЛ в FIFA 19, хотя он стал игроком года в прошлом чемпионате. Он явно заслужил быть хотя бы в тройке самых высокорейтиновых игроков "Локо", ЦСКА и "Спартака". Там он в конце топ-10. Это очень странно. А тому же Смолову, я ничего не хочу сказать против Феди, по-моему, даже повысили рейтинг по сравнению с прошлой версией, хотя он провалил отрезок, который был перед выходом FIFA 19, и не давал предпосылок для того, чтобы быть выше того же Ману. Тут логику разработчиков понять сложно.

– Как думаете, кто из нынешнего состава "Локомотива" способен закрепиться в одном из пяти ведущих чемпионатов?

– Если брать российских игроков, надеюсь, что вся молодежь – Тугарев, Миронов, Карапузов – в будущем заиграет. Если брать из тех, кто старше и активно играет, Баринов говорил, что хотел бы уехать. Не знаю, насколько получится. Миранчуки – им окрепнуть еще сезон и на следующий год у них может где-то получиться. Смолов – не знаю. По возрасту это будет его последний шанс, может быть, у него получится уехать. Гильерме мог бы спокойно играть в любой хорошей европейской команде, топ-8 клубов той же Англии или Испании. Там он был бы основным голкипером. В условном "Эвертоне", если Пикфорд уйдет на повышение, Гильерме смог бы быть основным вратарем. Тут все зависит от игроков.

Тот же Зинченко уехал, его "Манчестер Сити" отдал в аренду в ПСВ. Там он даже толком не выходил, его специально мариновали какое-то время и хотели сбить цену. Тем не менее, человек за два года из игрока, которого никто воспринимал всерьез, о нем даже Андрей Воронин в интервью говорил: "Парень о себе возомнил, он никогда не будет там играть", вырос в игрока основного состава. Ему сейчас даже дают отдохнуть. Да, понятно, что Менди травмирован, но не факт, что когда он восстановится, будет котироваться выше Зины (прозвище Зинченко. – Прим. "СЭ"). Александр очень круто встроился в команду Гвардьолы.

– С кем из игроков "Локо" удалось поиграть? Есть кто-то, кто может составить вам конкуренцию за джойстиком, или всех обыгрываете чуть ли не с закрытыми глазами?

– Один раз сыграли с Димой Тарасовым. У него сильное футбольное мышление, он чувствует игру, просто не знает финтов и фишек FIFA (смеется). Оно и понятно, у игроков другие задачи. Их задача футбол, моя – FIFA. Поэтому конкуренции тут совсем нет.

– Реально ли зарабатывать в России на киберфутболе?

– Конечно, реально. Все зависит от тебя. Если ты показываешь какие-то топ-результаты, то у тебя есть много вариантов для развития.

– Есть какая-то работа помимо выступлений за Loko Esports Team, или трудовая лежит в клубе?

– Я официально трудоустроен в "Локо", до этого был в "Уфе". У меня нет какой-то другой работы, все свое время я уделяю тому, чтобы быть лучше в этой игре.

"Kefir – просто блогер"

– С учетом того, что переехали в Москву, у вас больше возможности встречаться с другими фиферами. Пользуетесь ей?

– У меня нет такой необходимости, в столице у меня много друзей. Единственный плюс относительно FIFA– тут интернет лучше и легче спарринговаться с европейцами. Опять же, финалы турниров чаще проводятся в Москве. Не нужно далеко ехать – взял такси и добрался до места проведения турнира.

– У вас долгая история взаимоотношений с Сергеем "Kefir" Никифоровым. Самая яркая ее страница – ваша дисквалификация после матча с ним, когда вы во время игры нажали кнопку PS. В каких вы сейчас отношениях?

– У нас нет никаких отношений. Он просто блогер, создающий контент на основе FIFA для своего YouTube-канала.

По дисквалификации немного искаженная информация. Она была фиктивная, не затрагивала ни один турнир, который я мог бы пропустить. Дисквалификацию нарисовали, чтобы снять негатив, который мог быть в мою сторону. Чтобы люди увидели, что я на какое-то время дисквалифицирован. Она была в июне, кажется, на два месяца, а следующий турнир был только в сентябре. Плюс она была от частной организации. Вы должны понимать, что это не официальная организация – не РФС, не Федерация киберспорта. Не думаю, что на официальных турнирах кто-то довел бы до такого ситуацию, потому что есть четкий регламент.

Тут я никаких регламентов не нарушал. То, что было на том турнире, произошло один раз за семь лет моей карьеры. Я Сереге лично говорил – это было не специально. Он может верить или нет, его право. Думаю, он и тогда все сам понимал. Мне и в его окружении люди говорили, что он зарабатывает на YouTube – это его хлеб.

Андрей МИХАЙЛОВ
Все материалы автора

Понравился материал —
не забудь оценить!
vs
14
Офсайд
Новостная рассылка «Вечерний Спорт-Экспресс»
Только на самые главные новости и важные материалы из мира спорта