Велоспорт

24 мая 2010, 02:20

Жестокий отбор на горе Дзонколан

ДЖИРО Д'ИТАЛИЯ

В воскресенье пелотон "Джиро д’Италия" столкнулся, возможно, с самым трудным испытанием в лице горы Дзонколан. Испанец Давид Арройо сохранил розовую майку лидера, однако "теневым лидером" гонки стал чемпион "Джиро"-2006 и победитель вчерашнего этапа итальянец Иван Бассо.

Разведка боем состоялась еще в субботу, когда в рамках 14-го этапа гонка взяла штурмом гору Граппа. Капитан "Катюши" Владимир Карпец неспроста сказал в интервью "СЭ", что вся суть "Джиро" состоит в том, чтобы ее выиграл кто-либо из итальянцев. Горный уик-энд "Джиро" действительно стал бенефисом лучших горных гонщиков Италии.

В субботу атаковал один из двух капитанов команды Liquigas Винченцо Нибали, и его красивый побег из группы не только принес ему победу, но и основательно перетряхнул общий зачет. Как результат, случайный в общем-то обладатель розовой майки австралиец Ричард Порт "передал" ее испанцу Давиду Арройо, который, можно предположить, сумеет на последней изнуряющей горной неделе распорядиться ею лучше.

Если Граппа перетряхнула общий зачет, то что тогда говорить о Дзонколане, одной из труднейших гор в мировом календаре велогонок? Вчера на этой горе произошел более чем жестокий отбор претендентов на высокие места.

Еще до подножия Дзонколана пелотон пропустили, словно через мясорубку, через три крутых горы, каждая из которых в любой другой день вполне могла бы претендовать на роль главной. Поэтому первые же метры восхождения на Дзонколан (при уклоне под 11 градусов, и это было только начало) раскрыли карты фаворитов, если таковые у них оставались.

На горе солировали те, от кого этого и ожидали, - Иван Бассо, Кадел Эванс, Микеле Скарпони, Дамиано Кунего и Александр Винокуров. Вернее сказать, солировал один Бассо - всем остальным в этот день достались места в зрительном зале (только вряд ли так можно сказать о людях, проехавших в седле велосипеда более 11 км почти вертикально вверх на одном только Дзонколане).

Все они заслужили максимум уважения. Как и Карпец, уступивший вчера победителю более 6 минут и окончательно потерявший шансы на победу. Как каждый, кому покорилась эта невероятная гора.

Сергей БУТОВ

Мужская многодневная велогонка "Джиро д’Италия". 14-й этап. 205 км. 1. Нибали (Италия, Liquigas) - 4:57.51. 2. Бассо (Италия, Liquigas) - отставание 0.23. 3. Скарпони (Италия, Androni Giocattoli). 4. Эванс (Австралия, BMC) - у обоих то же отставание. 5. Винокуров (Казахстан, "Астана") - 1.34. 6. Самойлов (Белоруссия, Quick Step) - 2.25… 22. КАРПЕЦ ("КАТЮША") - 4.46… 28. ТРОФИМОВ (Bbox)… 30. Карузо (Италия, "КАТЮША") - у обоих то же отставание… 45. А. ЕФИМКИН (AG2R) - 13.17… 49. Поццато (Италия) - 15.22… 58. ПЕТРОВ - 18.50… 67. Маццанти (Италия)… 74. Оррах (Испания) - у обоих то же отставание… 102. Макьюэн (Австралия) - 26.22… 141. ИГНАТЬЕВ… 145. КЛИМОВ - у обоих то же отставание.

15-й этап. 222 км. 1. Бассо - 6:21.58. 2. Эванс - отставание 1.19. 3. Скарпони - 1.31. 4. Кунего (Италия, Lampre) - 1.58. 5. Винокуров - 2.26. 6. Састре (Испания, Cervelo) - 2.44… 21. А. ЕФИМКИН - 6.01. 22. ТРОФИМОВ - 6.11… 23. КАРПЕЦ - 6.14… 39. ПЕТРОВ - 9.59… 58. Маццанти - 22.55. 59. Поццато… 76. Оррах - у обоих то же отставание… 95. КЛИМОВ - 24.50… 112. Карузо - 26.15… 115. ИГНАТЬЕВ - 26.32. Макьюэн - не стартовал.

Общий зачет. 1. Арройо (Испания, Caisse d’Epargne) - 67:48.42. 2. Порт (Австралия, Saxo Bank) - 2.35. 3. Бассо - 3.33. 4. Састре - 4.21. 5. Эванс - 4.43. 6. Винокуров - 5.51… 13. КАРПЕЦ - 13.09… 16. А. ЕФИМКИН - 16.37… 29. ПЕТРОВ - 36.45… 37. ТРОФИМОВ - 55.54… 41. Карузо - 1:01.32… 43. Оррах - 1:07.23. 44. Поццато - 1:07.32… 82. Маццанти - 1:54.03… 88. КЛИМОВ - 2:00.06… 151. ИГНАТЬЕВ - 2:58.56.

Владимир Карпец: "Джиро" создана для итальянцев"

"Джиро"-2010 вступила в решающую стадию - на заключительной неделе многодневки горы будут доминировать над равниной. Капитан "Катюши" Владимир Карпец - один из тех россиян, от кого стоит ожидать в горах приятных сюрпризов.

Наш разговор состоялся в пятницу вечером - после этапа, в котором Карпец решился на сольную атаку. Побег из пелотона оказался удачным: Владимир отыграл около двух с половиной минут, поднявшись на 14-е место. А вот субботняя гонка сложилась для Карпеца куда менее удачно - он проиграл победителю этапа итальянцу Винченцо Нибали более четырех минут, а главное - растерял добытое в пятницу преимущество над другими претендентами на высокие места в общем зачете. Тем не менее, по мнению Карпеца, судьба "Джиро" должна была решиться на вчерашнем этапе, а также на завтрашней тяжелейшей горной разделке на План де Коронес.

- Володя, во-первых, хотелось бы понять, почему вы вдруг решили ехать "Джиро", хотя изначально планировали готовиться к июльскому "Тур де Франс" без столь серьезной нагрузки?

- Здесь нет никаких подводных течений. В моем графике стояли "Тур Романдии", Dauphine Libere и, наконец, сам "Тур". Но мне показалось, что этого маловато. А так как я на "Романдии" чувствовал себя хорошо, то для того, чтобы поддержать форму, попросился еще и на "Джиро".

- И какие задачи вы здесь решаете? В общем зачете вы вроде бы далеко от розовой майки, но сегодняшний (напомню: наш разговор состоялся в пятницу вечером. - Прим. С.Б.) этап показал: вам не все равно, что происходит наверху турнирной таблицы.

- Пока трудно сказать что-то конкретное. Все прояснится на горных этапах. В принципе надеть розовую майку хочет любой из стартующих на "Джиро". Лично я собирался это сделать после командной гонки. Надеялся также на пролог.

- Мне кажется, это был все-таки не "ваш" пролог. С вашими-то 193 см и фактурой гонки по улицам с большим количеством поворотов вообще противопоказаны.

- Я согласен, хотя по километражу - 8,5 км - пролог был нормальным. Не какие-нибудь жалкие 2-3 км, как иногда бывает. Но саму трассу проложили по самому центру города, и это было мне на руку.

- Раз вы не надели майку, значит, командная гонка не получилась?

- Нам откровенно не повезло с погодой. Вернее, не только нам, но и еще трем командам. Когда мы стартовали, попали в тучу с градом. Быстро там не поедешь. Стартовали бы в начале гонки или в конце ее, мы, поверьте, могли бы быть не четвертыми, а выше.

- Как назвать вашу сегодняшнюю атаку? Акцией устрашения?

- Я просто поехал отыгрывать время, которое потерял ранее. А чего ждать-то? Гонка неконтролируемая, ни одна из команд пелотон не тянет. Сегодня, например, работали ребята из Cervelo, и возникает вопрос: с чего это вдруг, если розовая майка у Saxo Bank?!

- Уезжали сложно?

- Абсолютно нет. Встал из седла и уехал. Никто меня и не хватился. Повторяю, никакого контроля в пелотоне. Никто не хочет брать на себя инициативу. Я себе объясняю это тем, что нет ни одного гонщика, который был бы в себе уверен на 100 процентов, - отсюда и соответствующее поведение команд.

- А как же слова казахстанца Александра Винокурова о том, что он чувствует себя хорошо и готов победить, что это его последний шанс выиграть "Гран-тур"?

- Винокуров, может быть, и готов победить, но это вопрос конкурентоспособности команды в целом. У "Астаны" в строю осталось четыре человека, не считая самого Винокурова. Еще неизвестно, что будет дальше, когда начнутся настоящие горы. Поэтому единственный шанс Винокурова надеть майку, как мне кажется, состоит в том, чтобы сделать это на последнем этапе - прямо на разделке в Вероне. Все иные варианты кажутся мне маловероятными. Понимаете, без команды на "Джиро" далеко не уедешь. Да и контролировать такую гонку впятером тоже невозможно.

- Вы хотите сказать, что Винокуров обречен?

- Я этого не утверждаю. Штука в том, что вся первая десятка, что сейчас впереди, за редким исключением в горах посыпется. Пожалуй, лишь Арройо и Тондо смогут оказаться по итогам всей гонки в первой десятке. А так, считаю, за призовую тройку будут сражаться все те же 7-8 человек, которые выпали из десятки после того этапа с отрывом, помните?

- Разве такое забудешь?! Что, кстати, произошло на той гонке, почему отрыву удалось привезти пелотону более 12 минут?

- Не удалось собрать воедино силы 3 - 4 команд, чтобы организованно возглавить погоню. Все геройствовали поодиночке. Сначала вышла вперед BMC Эванса - и развалилась. Потом попыталась тянуть Liquigas - тоже рассыпалась. Впереди побывали и Lampre, и "Астана". А уж потом, когда в группе осталось 20 человек, тянуть начали все, включая Винокурова. Просто чтобы не проиграть отрыву еще больше.

- В пелотоне и впрямь нервничали? Liquigas потом "Астану" обвинял в нежелании работать.

- Лично я ничего такого не слышал. Да и вообще - при чем здесь "Астана"? Что, Saxo Bank много работал впереди, когда майку получил Порт? Уж кто больше всех был заинтересован в ликвидации отрыва, так это как раз Liquigas. В конце концов, они едут "домашнюю" гонку и хотят ее выиграть. У них есть два человека на общий зачет - Бассо и Нибали. А Винокуров один.

Вопрос о том, что работать должна команда, везущая лидерскую майку, в последнее время неожиданно стал в велоспорте дискуссионным. Гонщики Saxo Bank сегодня (в пятницу. - прим. С.Б.) вообще сидели позади. Им, такое ощущение, было просто все равно, что там происходит впереди - сколько человек уедет? Насколько далеко?

- Две с половиной минуты, которые выиграны у остальных претендентов на розовую майку, - это максимум?

- Если бы ко мне раньше опустились Климов и Оррах, которые работали в отрыве, я, наверное, смог бы выиграть и побольше. С другой стороны, информация о том, что меня везут сразу двое, могла гораздо сильнее активизировать пелотон. Нашей же команде надо было определиться, чего она хочет, - попробовать победить на этапе усилиями Климова и Орраха либо подняться в общем зачете. Ко мне в итоге отрядили одного Орраха, убрав его из отрыва, но это, по сути, было половинчатым решением.

- Хочется прояснить вашу позицию по поводу борьбы за розовую майку. Вы собираетесь биться здесь, не щадя живота своего, или планируете поберечь силы на главную гонку года - "Тур де Франс"?

- Сложно ответить до конца честно - горы, по сути, еще не начались. Думаю, ситуация прояснится после воскресенья и горной разделки на План де Коронес во вторник. Там-то и станет более или менее понятно, каковы мои шансы.

- Иными словами, если шансы будут, станете биться до конца. Если пойдет не очень - просто доедете "Джиро"?

- Во втором варианте, конечно, не будет особого смысла убиваться.

- Что вы вынесли из прошлогодней "Большой петли", которую впервые в карьере проехали лидером на общий зачет в сильной команде?

- Главный вывод - нужно научиться лучше контролировать ситуацию в голове пелотона. Это очень сложно на самом деле. На "Туре"-2009 было несколько случаев, когда я не мог отреагировать на атаки конкурентов, потому как копошился в это время где-то в середине группы. Если препарировать мое выступление на том "Туре", то по ходу гонки у меня было два падения, из-за которых я проиграл минуту. А единственным, как мне кажется, этапом, который я проиграл по-настоящему, бесповоротно, был последний горный. Все остальное - недостаток опыта и везения.

- Насколько "Джиро" сопоставима по уровню с "Тур де Франс"?

- Мне кажется, "Джиро" проводится ради того, чтобы ее выиграл итальянский гонщик. Короткие разделки, масса горных этапов - для гонщиков из Италии, где горы в изобилии, это то что нужно. На "Туре" таких крутых гор нет. Контадор и Меньшов, выигравшие последние две "Джиро", так подпортили статистику побед итальянцев, что организаторы в этом году еще больше усложнили маршрут. Чтобы уж точно никто из иностранцев не проскочил (улыбается).

- Жизнь "Катюши" в большей степени сконцентрирована на Филиппо Поццато. Вас как капитана команды на "Джиро" это устраивает или вы хотели бы больше внимания к собственной персоне?

- Меня это не задевает, если вы об этом. Я по характеру одиночка. Чем меньше меня трогают, тем лучше. А то, что Поццато постоянно в центре внимания, легко объяснимо, ведь персонал команды в основном итальянский.

Сергей БУТОВ
Имола – Москва