Велоспорт

7 июля 2010, 02:00

Остановка у ворот ада

TOUR DE FRANCE

Победителем третьего этапа "Тура" стал норвежец Тур Хусховд. Желтую майку лидера вернул себе швейцарец Фабиан Канчеллара, а главных претендентов на победу разбросало по вымощенным булыжниками дорогам Франции.

МЕРЗОСТЬ И БЛАГОРОДСТВО

"Нет предела человеческой мерзости" - эта фраза (ставшая у нас поистине народной с легкой руки Анатолия Бышовца) гуляла по пелотону "Тура" в понедельник вечером. Большинство гонщиков не скрывало своего презрения по отношению к организаторам легендарной многодневки, включившим в программу второго по счету этапа "Большой петли" (дистанция проходила между бельгийскими Брюсселем и Спа) тяжелейший спуск с вершины Стокё.

У того, что творилось там в понедельник, мало аналогов (если они есть вообще) в истории велоспорта. Продолжительного дождя и хитрющего профиля спуска (к тому же некоторые гонщики и вовсе утверждали, что видели на асфальте масляные пятна) оказалось достаточно для того, чтобы в кюветах побывала добрая половина пелотона. Кто только не падал!

Армстронг, Контадор, братья Шлек, Уиггинс - фактически все претенденты на желтую майку, кроме разве что Меньшова, не обошлись без кровавых ссадин и травм разной степени тяжести.

- На этом спуске невозможно было не упасть, - рассказывал Контадор. - Я грохнулся на скорости 60 км/ч. Люди лежали на каждом вираже, это был какой-то кошмар. И когда пришло сообщение о падении Анди (Шлека. - прим. С.Б.), я дал команду своим одноклубникам из "Астаны" сбросить скорость. Просто не мог поступить иначе в той ситуации, в какую он попал. Надеюсь, что если когда-нибудь подобное случится со мной, Анди поступит точно так же. Подождет упавшего. Даже если он из другой "конюшни".

Звездный спринтер российской "Катюши" Робби Макьюэн, как и ее лидер Владимир Карпец, после этапа были вынуждены отправиться в больницу на рентген.

- Серьезных повреждений - таких, чтобы отказаться от дальнейшей борьбы, - у обоих, к счастью, выявлено не было, - рассказал вчера пресс-атташе "Катюши" Виталий Абрамов корреспонденту "СЭ". - Макьюэн пострадал чуть больше - у него довольно глубокие порезы и рана на правом локте. Робби оказали помощь еще по ходу гонки, забинтовали локоть, и на финише он был четвертым, а в больнице Макьюэну вдобавок наложили бандаж. Что же касается Карпеца, то он поранил правую сторону тела. Конечно, все это на третьей неделе может сказаться, но с другой стороны, а кто из фаворитов общего зачета не упал?!

Падения - часть велоспорта, - продолжил Абрамов. - Как сказал недавно президент нашей команды Андрей Чмиль, если бы во время шахматной партии под стол упал гроссмейстер, это было бы неожиданно. Но кого удивишь падением велогонщика?..

Настоящим хозяином пелотона проявил себя в понедельник действующий олимпийский чемпион и многократный чемпион мира швейцарец Фабиан Канчеллара. После того как по радио стали поступать сообщения о массовых завалах, он забрался в самую голову основной группы, возглавлявшей погоню за будущим победителем этапа и обладателем желтой майки французом Сильвеном Шаванелем, и принялся изо всех сил тормозить группу. Время от времени к Канчелларе подъезжали гонщики: "Что происходит, Фабиан? Мы гоняемся или как?" "Не гоняемся!", - отвечал им Канчеллара. И не стал догонять Шаванеля, добровольно уступив тому лидерство в гонке. А на самом финише швейцарец, словно дирижер, расставил руки, не дав никому поиграть мускулами в борьбе за второе место, а следовательно - за драгоценные очки в зачет спринтерской номинации.

- На свете есть более важные вещи, нежели желтая майка, - сказал Канчеллара после финиша. - Сколько народу побывало на асфальте! Если ты знаешь, что люди отстают от тебя на пять минут не потому, что слабые, а потому, что не могут найти на дороге свой велосипед после падения, то обязан их подождать. Благородство должно быть выше эгоизма.

Честное слово, слушая Канчеллару, понимаешь: живы еще на этом спортивном свете прин-ципы fair play. Возможно, лучше других все произошедшее сформулировал немец Линус Гердеманн, сказавший: "Это не было забастовкой, поймите нас правильно. Мы просто хотели продемонстрировать солидарность с теми, кто стал жертвой обстоятельств".

Раздались, правда, голоса и тех, кто открыто обвинил Канчеллару в "бунте на корабле" ради интересов своей команды Saxo Bank, которая потеряла в завалах обоих капитанов - братьев Шлек. Дескать, все эти громкие слова и красивые жесты направлены лишь на то, чтобы спасти шкуры двух люксембургских медведей. Больше других бушевал по этому поводу норвежский спринтер Тур Хусховд, борющийся за зеленую майку и лишившийся в понедельник драгоценных очков. "Почему Канчеллара вправе принимать такие решения? - обижался Хусховд. - Он всего лишь один из нас".

ЗАЧЕМ "БОЛЬШОЙ ПЕТЛЕ" БРУСЧАТКА?

Но куда больше вчера утром обсуждали не поступок Канчеллары, а решение организаторов включить в маршрут третьего этапа сразу 7 спецучастков по брусчатке, превращая и без того утомительный трехнедельный "Тур" в подобие зубодробительной "Париж - Рубэ" ("Северного Ада", как еще называют эту весеннюю классическую однодневку по мощеным булыжниками дорогам XIX века).

Подачу был вынужден принимать директор гоночного комитета "Большой петли" Жан-Франсуа Пешо, в рукаве которого, как оказалось, запрятан козырный туз. "Если бы мы действительно отнеслись к гонщикам по-свински, в чем нас многие обвиняют, - сказал Пешо, - то обязательно включили бы в программу этого этапа проезд по Аренбергскому лесу, где для большей части пелотона этот "Тур" и закончился бы". Это был убийственный аргумент. Нет Аренбергского леса (между прочим, его прозвище - Ворота Ада) - уже хорошо. Потому что дорога в этом лесу - чуть ли не самое страшное, что есть в велоспорте.

Перед этапом все рьяно прикидывали шансы фаворитов показать (или не показать) себя на брусчатке. Вспоминали о многом. О том, как в 2004 году, когда в программе "Тура" булыга присутствовала в последний раз, именно здесь проиграл гонку классный горняк испанец Иван Майо, бросивший вызов Армстронгу. О том, что Контадор впервые попробовал встать на булыгу только в этом году, готовясь к "Туру". О том, что Армстронг здесь тоже не так уверен в себе, как в горах или в индивидуальном отрыве.

- Кто-то сегодня проиграет "Тур де Франс", - без обиняков заявил глава американской Garmin-Transitions Джонатан Воутерс. - Возможно, этим кем-то будет Армстронг. Возможно, Контадор. Быть может, кто-то из братьев Шлек.

Эхо этого заявления витало над пелотоном весь вчерашний этап. И вот, наконец, пришло время первого из семи спецучастков. Здесь все было точно так же, как этим апрелем, когда мне посчастливилось прочувствовать атмосферу "Париж - Рубэ" на себе. Слившийся в колокольный звон звук сирен, рев мотоциклов, автомобильные клаксоны, хрипящие рации в машинах спортивных директоров. Одним словом, конец света. Альтернативой хлипкой весенней грязи в кюветах, которой - как и дождливой погоды и собачьего холода - в избытке на севере Франции в начале апреля, вчера выступила июльская жара и дикая пыль. Не хватало разве что вдрызг пьяных фанатов, ливших в апреле гонщикам под колеса воду, чтобы своими глазами увидеть падение. На этот раз сотни тысяч зрителей вдоль дороги вели себя пристойно.

Основная группа, едва попав на брусчатку, стало медленно, но верно дробиться на маленькие островки. Гонщики не успевали перевести дух на нормальном асфальте, как тут же следовал новый спецучасток, выбивавший руль из уставших рук. И так несколько раз! Не подготовленные к этому кошмару позже, за ужином, не смогли взять вилку в руку. Гарантирую - я такое сам видел.

…Сначала упал старший из Шлеков - Франк. Пока он в полубессознательном состоянии лежал на спине (позже выяснилось, что у него перелом ключицы и гонка для него закончена), все вспомнили пророческие слова Воутерса. Одним претендентом на желтую майку стало меньше.

Надежно прикрытый мощным корпусом Канчеллары, его брат Анди Шлек наращивал свое преимущество над группой, в которой пыхтели Контадор и Меньшов - не любящие, но, как оказалось, умеющие (когда припрет) ездить по булыге. Эти двое, на мой взгляд, сдали вчера экзамен на "отлично". Хорош был и Армстронг, но за 15 км до финиша замахал руками, и взял вправо - к обочине. Прокол! Пелотон укатил дальше (какой, к чертовой матери, fair play на булыге!), а командная техничка где-то там, в дикой пыли, пробивала себе путь по узкой мощеной дороге.

Кто дал колесо Армстронгу, я так и не понял, зато видел, как рвал жилы для своего капитана "лейтенант" Ярослав Попович, в очередной раз оставивший собственное здоровье где-то в полях Франции, но не позволивший Армстронгу в тех же полях расстаться с мечтами о желтой майке.

Терминатор Канчеллара тем временем увозил своего капитана - Анди Шлека - все дальше от преследователей. Швейцарец давно мог бросить этого Шлека, как будто он был чемоданом без ручки, уйти в отрыв самостоятельно, выиграть этот эпический этап и надеть желтую майку. Но Канчеллара - джентльмен во всем. Он остался со Шлеком до самого конца и не дернулся, когда его и остальных почти на одном колесе объехал единственный оставшийся в первой группе спринтер. Угадаете, кто им был? Конечно, Хусховд, этот брюзга!

А вы говорите, зачем на "Тур де Франс" еще и брусчатка?

Сергей БУТОВ

97-я мужская многодневная велогонка "Тур де Франс". 6 июля. 3-й этап. Ванзе (Бельгия) - Аренберг Порт дю Эно (Франция). 213 км. 1. Хусховд (Норвегия, Cervelo) - 4:49.38. 2. Томас (Германия, Sky). 3. Эванс (Австралия, BMC). 4. Хеседал (Канада, Garmin - Transitions). 5. А.Шлек (Люксембург, Saxo Bank). 6. Канчеллара (Швейцария, Saxo Bank) - у всех время победителя…11. МЕНЬШОВ (Rabobank) - отставание 0.53… 13. Контадор (Испания, Astana) - 1.13. 14. Макьюэн (Австралия, "КАТЮША") - 1.46… 32. Армстронг (США, RadioShack) - 2.08… 48. Родригес (Испания) - 2.25. 49. ВОРГАНОВ… 71. КОЛОБНЕВ… 82. КАРПЕЦ… 88. ИВАНОВ - у всех то же отставание… 101. Плюшкин (Молдавия) - 3.58… 105. Ванденберг (Бельгия) - 5.48… 160. БРУТТ (все - "КАТЮША") - 11.37.

Общий зачет. 1. Канчеллара - 14:54.00. 3. Томас - отставание 0.23. 3. Эванс - 0.39. 4. Хеседал - 0.46. 5. Шаванель (Франция, Quick Step) - 1.01. 6. А.Шлек - 1.09… 9. Контадор - 1.40… 13. МЕНЬШОВ - 1.49… 18. Армстронг - 2.30… 23. Макьюэн - 2.52… 34. КАРПЕЦ - 3.05… 60. Родригес - 3.33… 74. КОЛОБНЕВ - 3.48… 76. ВОРГАНОВ - 3.54… 84. Плюшкин - 4.49… 88. Ванденберг - 7.07… 134. ИВАНОВ - 13.29… 169. БРУТТ - 22.18.