Прыжки в воду

23 декабря 2019, 11:25

Как разорвать YouTube прыжками в воду. А нам говорят, что в России не смотрят спорт

Владимир Иванов
Обозреватель
Вадим Бабешкин ведет канал на YouTube про очень непопулярный вид — и это пользуется сумасшедшим спросом.

Есть мнение: в России спорт продавать невозможно. Люди не готовы платить даже 299 рублей (один бургер стоит дороже) за месяц футбольных трансляций. На бесплатные чемпионаты страны по легкой атлетике или плаванию (где у нас полно звезд) никто не ходит. Но, может, дело низкой популярности соревнования, а в подходе? Это доказывает пример Вадима Бабешкин.

Когда-то он решился на бессмысленную, казалось бы, затею. Раскрутить прыжки в воду. Четыре года назад Вадим неделями жил в палатке и питался гречкой. Последние средства вложил в идею — раскрутку YouTube-канала. Сейчас он популярнее олимпийских чемпионов в своем виде спорта.

Бабешкин нашел способ показывать прыжки в воду так, чтобы их смотрели миллионы (а некоторые выпуски — под 10 миллионов). А на юниорский чемпионат России своей кампанией привлек на трибуны тысячу зрителей. На ЮНИОРСКИЙ. Ниже — поучительная история Бабешкина и и сигнал остальным видам спорта: нужно шевелиться, а не жить по тем же канонам, что полвека назад.

Пять лет провальных попыток

— Сколько собирали ваши первые ролики?

— Несколько тысяч. Потом, правда, и они хвостом подтянулись. Но сначала было скромно. При этом я вел паблики, посвященные прыжкам в воду, практически во всех соцсетях. Экспериментировал.

— Зачем?

— Хотел при помощи интернета привлечь спонсоров и внимание к любимому виду спорта. Это было хобби. Я работал менеджером по продукту в интернет-индустрии. В 2013-м параллельно стал президентом федерации прыжков в воду Санкт-Петербурга. Это общественная работа, денег за нее не полагается.

— Вау-эффекта в хобби, выходит, не ждали?

— Недавно встретились с другом и он напомнил: «Как-то шли со студенческие вечеринки и ты сказал, что на YouTube есть ролики про прыжки в воду, которые собирают бешеные просмотры. И если научиться делать их системно, можно построить большую историю». Для всех тогда это звучало как бред, но сам я на подсознании верил, что это возможно.

— Как разрабатывались идеи для роликов?

— Я впечатлительный человек и у меня работает воображение. Идеи ловил отовсюду.

— Например?

— Увидел рекламу с Ван Даммом. Два грузовика начинают разъезжаться — и он садится на шпагат. Мелькнуло: а если так сделать с трамплинами? Они же рядом стоят. А я на шпагат умею садиться. Под ту же музыку сделал пародию.

— Сработало?

— Вообще нет. Расстроился. Потом снова что-то увидел. Попробовал. И вот так порывами пытался что-то делать. Ничего не получалось. Собираю нарезку диких прыжков — не набирает. Прикол — снова мимо. Единственный просвет был, когда склеил серию попыток с чемпионата Азии — там парни дико бились о воду. Приперчил. И вдруг на этом ролике — 30, 50, 100 тысяч просмотров!

Обрадовался, захожу в аналитику. А там весь трафик испаноговорящий. Оказалось, что какой-то здоровенный то ли мексиканский, то ли португальский форум просто репостнул этот ролик. Понял, что это не органика. Снова расстроился.

— Самое большое разочарование?

— Чемпионат Европы по клифф-дайвингу-2015. На тот момент я остался без работы, денег не было. Собирал на поездку краудфандингом. Вложился тогда в видеблог, искал разные подачи, больше того — неожиданно для всех выиграл тот чемпионат Европы. Но это вообще ничего не набрало! Суммарно с 10 роликов по всем соцсетям было около 60 тысяч. А сил вложено — радикально много.

— Сочувствую.

— С другой стороны, это дало гигантский опыт. Я вообще считаю, что успех — это не когда тебе внезапно повезло, а когда сотни раз не получалось, но хватило терпения продолжать эксперименты. По сути, лет пять у меня была история неуспеха. И я, по крайней мере, знал, что точно не работает.

В 2016 году решил: пытаюсь последний раз. У меня было 60 тысяч руб. Отправился в Австрию на сбор по клифф-дайвингу. Курс был такой, что с этой суммой пришлось ехать с палаткой, гречкой и кастрюлями. Так и готовился. Написал 10 сценариев. Один из них — обзор эмоций прыжков с разных высот. Начинал с 3 м — и до 27. И вот это — зашло. Бах, 10 тысяч просмотров, 20, 30, 50, 100, 200. Вау!

До поездки на канале было 1500 подписчиков, по прилету домой уже порядка 12-15 тысяч. Самый крутой момент — когда шел в Питере в «сухой» бассейн. Стоят дети — и один мальчик начал показывать на меня пальцем, кричать: «Это он, это он». Для меня это стало таким шоком, что от неожиданности я убежал.

Как собрать людей на юниорский старт

— Дальше началась история успеха?

— В 2017 году меня не взяли на Кубок мира по хай-дайвингу. Хотя я очень рассчитывал. У меня была злость на грани ярости. Решил употребить ее в дело — взял на себя обязательства продвинуть юниорский чемпионат России.

— Безнадежная идея.

— Со стороны — да, полный бред. Но опыт, помноженный на эмоциональное состояние — хорошая смесь. На канале тогда было примерно 25 тысяч подписчиков. Я употребил весь свой креатив, чтобы собрать трибуны на детский старт. Родились идеи с прыжками красивых девушек, с крутыми блогерами, сняли ролик с 78-летней бабушкой-прыгуньей, начали нырять в надувные круги. Уже было понимание, какие заходы работают. В каждом ролике была информация, что он идет в поддержку юниорского чемпионата России — приходите тогда-то и туда-то. Суммарно те видосы набрали 15 миллионов просмотров.

Нашли спонсоров, которые в общем дали миллион рублей. Через интернет шла массовая популяризация этого турнира.

— Заполнили трибуны?

— В Питер приехали подписчики из разных городов и даже ребята из Белоруссии. На трибунах собралось чуть больше 1000 человек. Сначала я даже чуть-чуть расстроился, потому что вмещает «Невская волна» 1600. А потом понял — это тоже крутой результат нашей командной работы. На взрослой России никогда даже полпроцента от этого не было.

И у нас была чистая аудитория, ни одного человека насильно не притаскивали — не было ни солдат, ни студентов. Только те, кому реально интересно. Прямой эфир в общем смотрело порядка 300 тысяч.

Хотите попасть в «Книгу рекордов Гиннеса»? Приезжайте в Рузу

— В Питере это оценили?

— Я тоже думал, что это создаст максимальный резонанс. Но в Санкт-Петербурге председатель спорткомитета сказал мне: «Кстати, видел. Было прикольно». Это весь респект, который я получил. И это сильно подкосило мою веру в спортивную индустрию. Понял, что по большому счету все это никому ненужно.

— Сейчас думаете так же?

— Мы познакомились с правительством Московской области и мне поступило предложение. В Рузе одна из лучших в мире площадок для прыжков в воду. Там две глубокие чаши. Это перспективная история.

А в Питере мне надоело постоянно выяснять отношения, добиваться разрешений на съемку. Смешно, что вся федерация содержалась от этих роликов. Призы, подарки, соревнования — все это от заработков на ютуб-канале. Но вот так. В Мособласти я почувствовал другое отношение, доверие, мне дали полный карт-бланш. Мы решили переехать.

— Ближайшая большая идея?

— Январский Кубок России. Не строю огромных иллюзий по поводу аншлага. Руза — это 100 км от Москвы. В ней самой живет 13 тысяч. Но кое-какой план по промо есть.

— Так.

— Эксперимент называется «300 на вышке». По аналогии с бесстрашными людьми — тремястами спартанцами. Попытаемся войти в Книгу рекордов Гиннеса. Задумка такая: 300 человек встает в шеренгу и друг за другом прыгает с 10 м. Хочу по максимуму пригласить СМИ, видеоблогеров, медийных личностей. Они и все люди, которые хотят преодолеть себя, смогут поучаствовать в этом историческом событии. Будет ведущий, кто-то начнет отказываться, кто-то прыгнет. Кому страшно, смогут наблюдать за всем с трибун. Это будет час живых эмоций.

Планирую минимальный входной билет — рублей 100-200. Тогда мы физически поймем, сколько у нас людей и будет реально выстроить логистику. Иначе начнется хаос. Это планируется на 26 января в рамках пиара к предстоящим соревнованиям. А они — 31 января. В этот день пройдет мужская вышка, отбор на Олимпийские игры. Важная история. Людям, которые соприкоснутся с прыжками, будет уже интересно смотреть на профессионалов.

На YouTube можно зарабатывать миллионы в месяц

— Во сколько обходится вам один выпуск?

— От 20 тысяч и выше. Зависит от используемого реквизита.

— А выхлоп?

— Ну, 20 тысяч покрываю всегда.

— Реально ли жить, зарабатывая только на YouTube?

— Я живу. Кормлю семью. При этом у меня нет отдела продаж. А ютуберы, у которых все хорошо отлажено, могут зарабатывать и миллионы в месяц. Я к таким цифрам подступаюсь в редкие месяцы.

— Сколько человек у вас в команде?

— Пять. Начинал один.

— Первый миллион сами собрали?

— Целиком и полностью. Хотя приходилось двигаться очень много.

— С дивана столько не соберешь?

— Кстати, мой первый ролик, который набрал больше 2 миллионов просмотров, был снят именно с дивана. Тогда начал вируситься видос, как парень прыгнул с крыши, но не долетел до бассейна и сломал обе ноги. Я просто разобрал его прыжок. Как эксперт. Объяснил, как этого избежать и почему так вообще не стоит делать.

На этот ролик суммарно затратил час работы. А просмотры пошли безумные. И такое бывает. Да и вообще есть видеоблогеры, которые не выходят дальше своего кресла. Но их смотрят.

Любой вид спорта могут смотреть миллионы

— Если после этого интервью федерации фехтования и конного спорта захотят раскручивать свои виды через YouTube, с чего им начать?

— Нужен человек, который максимально на это заряжен. И дать ему полный карт-бланш. Убрать все запреты. Но все равно нет гарантий, что все быстро сработает.

Вообще это нужно культивировать внутри. Не факт, что вы быстро найдете Бабешкина в своем виде спорта. Нужно обращаться к детям. Можно проводить конкурсы — кто соберет больше лайков или просмотров. Пусть генерируют. Знаю, многие тренеры будут со мной не согласны.

— «Нельзя расплескиваться»?

— Именно. Но давайте смотреть правде в глаза: шансы ребенка в любой секции стать олимпийским чемпионов — 0,001 процента. Воспитать креативного и свободномыслящего человека, который потом поможет вашему виду спорта, намного проще.

Консерватизм нужно убирать. Спорт в условиях рыночной экономики — часть индустрии развлечений. И остановить это невозможно. Времена СССР давно прошли. Сейчас видам спорта приходится биться за внимание зрителя не только с другими видами, но и со всем, что есть в мобильном телефоне — сериалы, месседжеры, соцсети, ютуб-каналы, игры. Назрел сдвиг парадигмы.

Простой пример из гимнастики. Никита Нагорный и Эмин Гарибов развивают различные направления в Instagram и YouTube, но постоянно сталкиваются с недопониманием тренерского штаба. Это нужно исключить, иначе мы никуда не сдвинемся.

— Любой вид спорта может собирать миллионную аудиторию?

— Пример. Я ездил на чемпионат Крита по клифф-дайвингу. 18-минутный обзор с подробными объяснениями оценок и прыжков первых пяти участников посмотрело 2 миллиона. Удержание — процентов 40.

Рецепт прост. Если аудитория знакома с правилами, с персонажами и предысторией — она посмотрит все. Если одного из пунктов не хватает — сорри. Олимпиаду поэтому и любят — там настолько впечатляющая предыстория, что все сами готовы знакомиться с героями.

Но вот остальные события, включая даже чемпионаты мира, нуждаются в серьезной проработке. Если ее сделать — вид спорта не имеет значения. У каждого вида свои фишки.

Гандбол. Сделайте площадку, где людям нужно будет пробить профессионального гандбольного вратаря — выстроится очередь.

Велик? Сделайте обзор по звездочкам, запчастям. Устройте челлендж с разными видами велосипедов.

Свой бассейн для съемок

— Ваша глобальная цель?

— В следующем году большой инфоповод — Олимпиада. Я хотел бы сделать тур по городам с массовыми челленджами для местных. Собирать людей в бассейнах, показывать им движуху и заодно рассказывать про наших ведущих сборников.

Проехать нужно по тем городам, в которых есть прыжковые бассейны с 10-метровой вышкой, но нет школы прыжков в воду. Таких у нас десятки.

— И там вышки покрыты пылью?

— Именно. Если сделать тур от Калининграда до Владивостока, можно поднять эту проблему и решить огромное количество локальных задач. Все упирается в бюджет. Сейчас ищу спонсора.

Есть еще серьезная идея.

— Рассказывайте.

— Чтобы выйти на новый уровень создания контента, нужен свой съемочный бассейн. Уже разрабатываю концепцию. Он не должен быть огромным — 15х9 достаточно, главное, чтобы бы глубоким. И с голубой водой. Это важно для картинки.

На такой площадке можно снимать днем и ночью. И устраивать там водное шоу. Оно ведь пользуется огромным спросом в мире: в Китае, Италии и Мексике. У нас нет ни одного. А я уверен, что прыжки в воду могут дорасти даже до уровня фигурного катания.

— Бросьте.

— У нас много общего. Фигурное катание развилось во многом за счет шоу. И мы можем его делать. Вспомните хотя бы «Вышку», которая шла на Первом канале. Рейтинги-то были очень хорошие.

Реализовывать проект лучше всего в Сочи. Тогда мы сможем работать как профессиональная съемочная команда, а не как кочевое ютуб-стадо.

— Во сколько обойдется такой бассейн?

— Можно вместиться в 10 миллионов рублей.