Допинг

Статьи

Допинг

25 октября 2016, 18:00

Дмитрий Свищев: "Нужно выстраивать отношения с Западом с чистого листа"

Владимир Иванов
Обозреватель
Депутат Госдумы и президент Федерации керлинга России (ФКР) считает, что России надо признать проблемы с допингом, и предлагает выходы из сложившейся ситуации

– Сейчас очень непростые для российского спорта времена, – выдохнул Свищев. – Винить в этом можно кого угодно, но следует признать: по части борьбы с допингом упущено многое. На ранних этапах не следовало вставать в позу – нужно было сразу начинать вести переговорный процесс. Мы не среагировали вовремя, но просто обязаны извлечь урок из произошедшего.

– Удивительно, что вы говорите об этом. От чиновников подобное редко услышишь.

– Чиновники сейчас разделились на два лагеря: одни наотрез ничего не признают, другие, наоборот, хают всех и вся. Наверное, тем самым зарабатывают себе некие политические висты. Показательно, что последним занимаются, как правило, отставники. Вот только где они были, когда сами были большими начальниками в нашем спорте?

Лично я считаю, что нынешняя политическая ситуация в определенной степени отражается на российском спорте. Но это не главная и уж точно не единственная причина. Мы, безусловно, упустили допинговую тему. Дыма без огня не бывает, и, конечно, определенные проблемы у нас имеются.

– Когда они начались?

– Сложно взять что-то за точку отсчета. Но еще два года назад я говорил о необходимости создания некого спортивного атташе. Вот в посольствах есть военный атташе, атташе по культуре и другие. А как же спорт? Но меня в Госдуме тогда не поддержали. Сказали, что это дела МИД и мне лучше туда не влезать. А не ошибка ли это?

– В чем должна заключаться роль атташе по спорту?

– Когда возникают скандалы на крупных зарубежных турнирах, интересы наших спортсменов и делегаций зачастую отстаивать некому. Я же вижу происходящее так: если что-то случилось, тут же следует звонок в консульство, приезжает атташе по спорту. Уверен, многие проблемы решались бы уже на первоначальном этапе. Если ситуация сложная, атташе мог бы внимательно следить за происходящим, за тем, как реагирует на это пресса, в случае необходимости телеграфировать в МИД, ОКР и Минспорта.

Что же получилось сейчас? Весь мир упрекает нас в нечестной игре, а мы машем головой и говорим, что мы хорошие. Потом вскрывают пробы – и пожалуйста. Дошло до такой стадии, что консервативными методами спастись невозможно. Поэтому единственный выход из ситуации – начать все с чистого листа и выстраивать отношения с Западом. Вне зависимости от того, любим ли мы их, а они нас.

ЕСЛИ У МУТКО БУДЕТ РЕСУРС,
ОН ДОВЕДЕТ ДО КОНЦА ЛЮБОЕ ДЕЛО

– Перестановки, которые происходят в российском спорте, – как раз из серии "начать все с чистого листа"?

– Очень надеюсь, что новое спортивное руководство, которое сейчас встанет у руля российского спорта, будет одну за другой решать все проблемы. С позиции силы нам сейчас разговаривать никто не позволит. Необходимо включить все ресурсы мягкой дипломатии, авторитет наших известных спортсменов и функционеров – и искать точки соприкосновения. При этом, поверьте, никто не испытывает ненависти к России. Я общался со многими президентами международных федераций, в том числе с президентом FIS Джанфранко Каспером, главой Международной федерации керлинга Кейт Кейтнесс. Они меня заверили, что наша изоляция не нужна никому, мы – важная часть мирового спорта. Но при этом нам надо найти силы признать свои ошибки, если они есть.

– Вице-премьером по спорту назначен Виталий Мутко. Что вы думаете об этом назначении?

– К Мутко многие относятся по-разному. Но лично я считаю, что он глубоко погружен в тему спорта и является большим профессионалом. Уверен, благодаря его работе мы получим четко выстроенную вертикаль, с которой удастся довести все намеченные планы до конца. В первую очередь я говорю о чемпионате мира по футболу-2018. Без полномочий вице-премьера проконтролировать все ему было бы гораздо сложнее.

– О чем вы?

– Я хорошо помню сочинскую Олимпиаду. Если бы не вице-премьер Дмитрий Козак с его жестким стилем управления, далеко не факт, что олимпийские объекты были бы построены в срок. Иначе никак. Впереди у Виталия Мутко колоссальная работа: необходимо проконтролировать выполнение всех обязательств перед ФИФА – строительство спортивных объектов, инфраструктуры, огромное количество организационных вопросов. И, конечно, провести сам чемпионат мира на высочайшем уровне. Ведь это не один город, а вся Россия. Если у Мутко будет должный ресурс, он доведет любое дело до успешного завершения. Именно на позиции вице-премьера, уверен, Виталий Леонтьевич с этим вопросом справится.

– На чем базируется ваша уверенность?

– До его прихода на пост министра ситуация со спортом в стране была совершенно иной. Программы и бюджеты того времени и нынешние сравнивать просто невозможно. Федерации вообще сидели без денег! Я тогда был первым вице-президентом Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России и прекрасно помню, как мы постоянно ходили с протянутой рукой. Сейчас есть система. Я перестал волноваться за то, на какие средства отправить детей на соревнования. Есть уверенность в завтрашнем дне. При этом хочу отметить, что в этом заслуга не только Мутко, но и всей его команды.

ЗАКОНЫ О ДОПИНГЕ

– Вы были одним из главных инициаторов закона об уголовной ответственности за допинг. В какой он сейчас стадии?

– В настоящий момент на рассмотрении находятся несколько законопроектов. Речь идет о введении уголовной ответственности за склонение к употреблению запрещенных препаратов. Срок наказания – от 3 до 5 лет. Закон уже прошел первое чтение. При этом надо признать, что мы здесь не пионеры. Существует международный опыт, например, в Италии, где аналогичные законы реально работают.

Но хочу обратить внимание, что введение уголовной ответственности не является самоцелью: существующая дисциплинарная ответственность спортсменов, их тренеров и персонала далеко не исчерпывает своих возможностей по предотвращению применения допинга.

Введение уголовной ответственности – это в значительной степени профилактическая мера для пресечения попустительства к допинговым нарушениям по таким составам, как склонение к применению запрещенных препаратов и методов, фальсификация и сокрытие допинг-проб. Этим шагом мы показываем, что готовы к конструктивному сотрудничеству со специалистами ВАДА, указывающими на систематические, по их мнению, факты сокрытия и фальсификации в российских антидопинговых структурах.

– Проясним еще один момент. Не секрет, что некоторые наши спортсмены осознанно встают на допинговый путь, поскольку понимают: если удастся выиграть олимпийскую медаль, они получат квартиру, машину и солидные призовые. При этом все знают, что даже если со временем их обман вскроется, возврата от них никто требовать не будет.

– Это действительно так, заставить вернуть что-то государству сейчас технически невозможно. Но этот вопрос рано или поздно придется решать. Как вариант, спортсмены будут подписывать некие гарантии, согласно которым они обязуются вернуть деньги и все остальное в случае выявления допинг-нарушений даже спустя время.

Кстати, есть предложение, не связанное с российским законодательством. Накануне Олимпийских игр в Рио перед нашими спортсменами стояло условие: для допуска каждый должен был сдать три внесоревновательные пробы. Это же шикарная идея! Вот только она должна быть применима к спортсменам всего мира. Помните, как раньше у нас ходили в бассейн? Принес справку от врача – проходи. Так и здесь.

ХОТИМ, ЧТОБЫ В ОЛИМПИЙСКОЙ ПРОГРАММЕ
БЫЛО ЧЕТЫРЕ ДИСЦИПЛИНЫ КЕРЛИНГА

– Наша команда со скипом Александром Крушельницким победила на чемпионате мира по миксту в Казани. Это очень здорово. Насколько это значимо для вас с учетом того, что данная дисциплина – неолимпийская?

– Керлинг – вообще молодой для России вид спорта. Однако его любят в Северной Америке, Европе, Азии. Есть спонсоры, без которых сложно представить Олимпийские игры. И упускать тенденции нам ни в коем случае нельзя. Потом будет сложно догонять. В миксте и дабл-миксте правила отличаются от классических. Там всего восемь эндов, а это уже совсем другая динамика, быстрее развиваются события. Плюс многим интереснее наблюдать за командами, в которых девочки и мальчики играют вместе.

Может, кто-то еще не слышал, но дабл-микст вошел в программу Олимпийских игр в Корее. И наши ребята в прошлом сезоне выиграли чемпионат мира в этой дисциплине. Историческое событие!

– При этом теперь на федерации совсем другая ответственность.

– Мы это понимаем. Тем более сейчас, после повышения статуса дабл-микста, наши основные конкуренты – канадцы, шотландцы, скандинавы – начали уделять этой дисциплине куда больше внимания. Теперь они формируют команды не по остаточному принципу, а специально подбирают дуэты. Мы же сразу приняли решение собирать такие команды отдельно. У нас не было такого, что если девочка не попадает в команду, например, к Анне Сидоровой, мы переводим ее в дабл-микст. И это дало результат. Время показало, что мы были правы.

– Тот редкий случай, когда Россия оказалась на шаг впереди конкурентов.

– Только это не означает, что на Олимпиаде нам будет легко. Скажу больше – туда надо еще отобраться. И еще не факт, что в Корее выступят именно Александр Крушельницкий и Анастасия Брызгалова, которые стали чемпионами мира. У нас всегда первостепенен спортивный принцип, и внутренний отбор – важная его часть. Былые заслуги не в счет – такова наша политика.

– Вы в контакте с Кейт Кейтнесс. Она считает, что четыре комплекта медалей в керлинге на Олимпийских играх – это реально? Или все-таки три – это объективный максимум?

– Кейт действительно убеждена, что на Олимпиаде должно быть четыре дисциплины. При этом не исключено, что в какой-то из них придется менять правила, игра может стать короче. Мы готовы идти на это.

КОМАНДА СИДОРОВОЙ
НА ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ НЕ ПОЕДЕТ ТОЧНО

– Вы уже говорили о принципиальности внутреннего отбора. Означает ли это, что команда двукратной чемпионки Европы и трехкратного призера чемпионатов мира Анны Сидоровой, сенсационно уступившей в Суперкубке команде Виктории Моисеевой, точно не выступит на предстоящем чемпионате Европы?

– Это факт. Менять решение задним числом мы не будем. Если в следующем сезоне исполком выберет другой вариант отбора – будем следовать ему. Команда Анны Сидоровой – одна из сильнейших в мире. После нескольких медалей чемпионата мира говорить об этом можно смело. Но сейчас они проиграли. В честной борьбе. Я уже говорил с девчонками. Они не собираются опускать руки. Перед чемпионатом мира у нас вновь будет отбор. И все в руках самих спортсменов. В жизни и в спорте нередко поражения значительно полезнее побед. Необходимо лишь объективно разобраться в их причинах и сделать правильные выводы.

При этом я пытался разобраться в итогах Суперкубка. Главный вопрос: так хорошо сыграла Моисеева или ниже своих возможностей – Сидорова? Материалы статистического анализа шести игр отборочного турнира, которые мне предоставили тренеры сборной команды, подтверждают оба предположения. В связи с этим хотел бы отметить работу Сергея Беланова, который за несколько лет из числа молодых игроков смог собрать и подготовить отличную, конкурентоспособную команду.

При этом я понимаю, что, отправляя на такой важный турнир менее опытную команду, мы идем на определенный риск. Девушкам, которые сейчас поедут на чемпионат Европы, необходимо попадать хотя бы в топ-7. Иначе мы останемся без чемпионата мира. И тогда сильно осложним себе задачу попадания на Олимпийские игры-2018. Однако этот риск обоснован, ведь только в условиях честной, открытой конкуренции у спортсменов может быть сформирован высочайший уровень мотивации. Посмотрите, что происходит: опытная команда Стукальского также, неожиданно для многих, проиграла отбор молодой, сформированной из вчерашних юниоров. Становится очевидным, что сейчас уже невозможно выигрывать исключительно за счет класса игры, просто "перекидав" соперника. Теперь и в России это научились делать многие. Почивать на лаврах, как показали результаты отбора, – наказуемо.

– У российского керлинга есть все медали, кроме олимпийских. Я правильно понимаю, что в этом смысле вы испытываете серьезные надежды на Пхенчхан-2018?

– В Сочи нам не хватило всего одной победы для выхода в плей-офф. И это было очень обидно. Разумеется, сейчас мы нацеливаемся на совершенно другой результат. Мотивация – огромная. Уровень мужской сборной пока оставляет желать лучшего, и здесь задача – просто отобраться в Корею. А вот от девчонок и смешанной пары хочется, конечно, олимпийских медалей.