Допинг
Статьи

Допинг

5 марта 2018, 05:00

"Икар" с Родченковым получил "Оскар". И вот за что

Судьба и краткое содержание фильма Брайана Фогеля "Икар", а также информация о его создателе и главном герое. Лента стала победителем престижной кинопремии "Оскар" в категории "Лучшая документальная картина".

О ЧЕМ ФИЛЬМ

Картина рассказывает об истории знакомства малоизвестного американского режиссера Брайана Фогеля с российским ученым-химиком Григорием Родченковым, которая имела грандиозные последствия для российского и мирового спорта. Двух непохожих людей объединила идея разоблачения "допингового заговора" профессиональных спортсменов и тренеров, возникшая в 2014 году. По некоторым данным, глава Московской антидопинговой лаборатории уже после Олимпиады в Сочи планировал отъезд в США для работы над фильмом.

Но сразу уехать у Родченкова не получилось, а в конце 2014-го появились разоблачения Хайо Зеппельта о допинге в российской легкой атлетике, и у Григория Михайловича возникли серьезные неприятности на работе. В итоге идея фильма получила русский уклон. "Заговор" превращается исключительно в российский, благо, что Родченков был человеком, который на протяжении долгих лет находился в самом сердце национальной антидопинговой системы. В конце 2015 года ученого увольняют, и Фогель помогает ему бежать в США вместе с огромным объемом "компромата".

В Штатах режиссер знакомит беглеца с журналистами газеты "Нью-Йорк Таймс", и Родченков дает им свое знаменитое интервью, которое стало основой для самого большого в спортивной истории антидопингового расследования против одной страны. О знакомстве, творческом общении, бегстве и начальном периоде жизни ученого в Америке – это и есть сюжет фильма. В нем Родченков престает благородным и самоотверженным ученым, "икаром", который не побоялся разрушить свою жизнь и жизнь своих близких людей ради великой цели. Фанаты фильма уверяют, что эта картина – не о допинге, а о человеке и его стремлении к свободе.

Брайан ФОГЕЛЬ (справа) и Григорий РОДЧЕНКОВ. Фото The New York Times
Брайан ФОГЕЛЬ (справа) и Григорий РОДЧЕНКОВ. Фото The New York Times

КТО ТАКОЙ Брайн ФОГЕЛЬ

Режиссер фильма родом из Денвера, и "Икар" – самый громкий его проект. На заре карьеры Фогель без особого успеха пробовал себя в качестве актера и стенд-ап комика, а также написал комедийную пьесу Jewtopia (в российском переводе "По признакам несовместимости"). Она около пяти лет шла в некоммерческих театрах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, но попытка ее экранизации, предпринятая Фогелем, с треском провалилась – фильм получил разгромные рецензии и собрал в прокате меньше 50 тысяч долларов.

После этого Фогель переключился на тему допинга. Изначально его привлекла история легендарного велогонщика Лэнса Армстронга, лишенного наград в результате доноса бывших партнеров по команде. У велогонщика-любителя Фогеля возникла идея принять участие в велогонке, а затем целый год тренироваться с применением запрещенной фармакологии и снова проехать ту же гонку, чтобы сравнить результаты. Эксперимент, ради которого задумывался фильм, с треском провалился – из-за технических проблем "подготовленный" Фогель показал результат хуже, чем когда был "неподготовленным". Но в ходе работы над картиной режиссер подружился с Родченковым, которого нашел в качестве консультанта еще до начала всех скандалов с российским спортом.

Брайан ФОГЕЛЬ (справа) и Григорий РОДЧЕНКОВ. Фото netflix.com
Григорий РОДЧЕНКОВ (слева) и Брайан ФОГЕЛЬ. Фото Netflix

КАК РОДЧЕНКОВ СТАЛ ГЕРОЕМ ФИЛЬМА

Изначально Родченков собирался помочь Фогелю в его эксперименте: научить как принимать допинг и обмануть всю систему ВАДА, включая биологический паспорт. Но после провала "эксперимента" проект фильма приобретает неожиданный поворот. Ученый из консультанта превращается в главного героя – слишком много событий происходит в жизни Родченкова. Американский друг становится для ученого светом в конце тоннеля на фоне того, как рушится его жизнь в России. Именно Фогелю Григорий Михайлович в числе первых сообщает о своей отставке с поста руководителя Московской антидопинговой лаборатории.

Оставшись без работы, Родченков начинает опасаться за свою жизнь. "Я единственный человек, который может уничтожить и Россию, и ВАДА", – заявляет он в фильме. В результате 17 ноября 2015 года ученый улетает к Фогелю в Лос-Анджелес с одним чемоданом и жестким диском от компьютера в багаже. И уже после этого режиссер делает его главным героем своей картины, заодно превратив в главного информатора ВАДА по "русскому делу". Если отбросить в сторону все морально-этические аспекты, стоит признать, что зрители фильма наблюдают очень редкое явление. Мало кому известный ученый из России вдруг становится ньюсмейкером мирового масштаба, показания которого привели к огромным неприятностям для большой спортивной державы.

При этом режиссер является не пассивным наблюдателем, а сам участвует в развитии истории, заражая зрителя своей симпатией к главному герою.

Брайан ФОГЕЛЬ (справа) и Григорий РОДЧЕНКОВ. Фото Newsweek
Брайан ФОГЕЛЬ (справа) и Григорий РОДЧЕНКОВ. Фото Newsweek

СУДЬБА ФИЛЬМА

Картина была представлена публике 20 января 2017 года на кинофестивале Sundance в штате Юта. Там фильм был принят очень тепло и отмечен специальным призом жюри. С 4 августа 2017 года "Икар" доступен для открытого просмотра в системе Netflix. Сейчас у фильма уже с полдесятка различных наград – Хэмптонского и Лондонского кинофестивалей, гильдии кинокритиков США, и еще несколько номинаций.

В процессе подготовки фильма Минюст США включил Родченкова в программу защиты свидетелей и помог ему изменить внешность. На момент выхода картины в ней не содержалось никаких разоблачений, которые не были бы известны публике после откровений в "Нью-Йорк Таймс". Однако картина создала для беглого ученого благоприятный эмоциональный фон.

Во многом благодаря фильму Фогеля Родченкову на Западе стали доверять почти безоговорочно. Проникся даже Лэнс Армстронг, история которого лежала в основе режиссерской идеи. Приобретенная в фильме репутация позволила Родченкову развить свои идеи в новых интервью, хотя его информация, не касающаяся России, не вызвала на Западе особого интереса. По своему влиянию на мировую информационную повестку сравниться с "Икаром" не мог ни один из конкурентов. Пиарщики Netflix назвали его фильмом, "в одиночку разоблачившим крупнейший спортивный заговор всех времен" и "победившим российскую допинговую империю".

Брайан ФОГЕЛЬ. Фото netflix.com
Брайан ФОГЕЛЬ. Фото Netflix

КТО БЫЛ КОНКУРЕНТАМИ "ИКАРА"?

В конкурентах у "Икара" было четыре ленты.

"Абак" рассказывает о небольшой финансовой компании, ставшей единственной, кому были предъявлены уголовные обвинения после ипотечного кризиса 2008 года в США.

"Последние люди в Алеппо" – снятая датчанами история об основателях сирийского движения "Белые каски" и гражданской войне в стране.

"Остров сильных" – фильм-расследование о проблемах расовой сегрегации в США, затрагивающих юридическую систему страны, на примере одного убийства.

"Лица, деревни" – дорожная история известных французских режиссера и фотографа, которые объехали всю страну, снимая людей в провинции.

Спортивные фильмы – частый гость на "Оскарах". От "Рокки" и "Бешеного быка" до недавних "Охотника на лис" или "Маниболла". "Малышка на миллион", "Огненные колесницы", "Боец", "Небеса подождут", "Цвет денег" – все это лауреаты премии. Но и документалисты не обойдены вниманием академии. В 1995 году фильм "Баскетбольные мечты" стал вехой в истории премии – ленту, рассказывающую о двух пацанах из Чикаго, мечтающих играть в НБА, прокатили академики, и это вызвало скандал. В результате была изменена процедура голосования. В 1997-м премию получил фильм "Когда мы были королями", посвященный знаменитому бою Мухаммеда Али и Джорджа Формэна в Заире, в 2011-м "Непобежденные" – история о заштатной футбольной команде из Мемфиса и ее тренере.