Допинг
3 февраля 2019, 18:00
Сунь Яна можно с равными основаниями назвать как легендой мирового плавания, так и самым скандальным представителем своего вида спорта. Он стал первым спортсменом, кому удалось выиграть олимпийские золотые медали на трех дистанциях вольным стилем – 200, 400 и 1500 метров, причем случилось это на разных Олимпиадах – 2012 и 2016 годов. В промежутке между ними китаец успел отбыть трехмесячную дисквалификацию за запрещенный стимулятор триметазидин.
Это не самый серьезный препарат, который к тому же был запрещен ВАДА в том же самом году. Поэтому и наказание получилось таким щадящим. Но тень была брошена: Сунь Ян навсегда останется спортсменом с допинговой историей. И второй случай нарушения правил грозил ему, как минимум, восемью годами наказания – а это значит позорный конец карьеры.
4 сентября прошлого года к Сунь Яну домой (в китайскую провинцию Шеньчжанг) приехали допинг-офицеры для внесоревновательного тестирования. Пловец указал интервал, когда он обязуется быть дома – с 22.00 до 23.00. Однако в 10 вечера спортсмена на месте не оказалось. Офицеры принялись ждать (хотя теоретически могли бы через 15 минут уехать и поставить китайцу флажок за пропущенный тест). Ближе к концу интервала Сунь Ян все-таки появился. Что происходило дальше, достоверно не известно. Но даже те детали, которые опубликовали британские журналисты, шокируют.
Офицеры покинули дом Сунь Яна только спустя четыре с лишним часа, в 3.15 утра. При этом уйти им пришлось с пустыми руками – все пробы были уничтожены. Началось все с того, что пловец не поверил, что приехавшие к нему люди – допинг-офицеры, а не какие-нибудь грабители. Хотя у группы было официальное письмо от компании IDTM, на которую они работают. Это обычная практика: Всемирное антидопинговое агентство и федерация не имеют штата своих сотрудников, чтобы ездить по миру и собирать пробы. Вместо этого они пользуются услугами подрядчика. IDTM – крупнейшая из подобных компаний, по соглашению с международными структурами она собирает пробы, в том числе, и в России.
Так вот, Сунь Яну письма оказалось недостаточно. Он принялся звонить кому-то по телефону, консультироваться, но все-таки впустил офицеров в дом. Им нужно было взять пробы крови и мочи. Мочу в присутствии допинг-офицера, как того требуют правила, пловец сдавать отказался и зашел в кабинку в одиночестве.
При всем этом присутствовали мама спортсмена и его доктор Ба Чжен – он, кстати, ранее дважды был признан виновным в нарушениях антидопинговых правил. В какой-то момент, когда Сунь все-таки сдал пробу крови и пробирка уже была помещена в специальный контейнер, мама вдруг распорядилась ее уничтожить. После этого в комнату позвали охранника, он взял молоток, пытался сначала расколотить весь контейнер, не преуспел, достал отдельно пробирку и разбил ее. Сунь взял и разорвал бланк-форму допинг-контроля. Занавес. Напоминаю: спортсмен после всего этого признан невиновным и может выступать хоть завтра.
Изначально случай с Сунь Яном вообще должен был остаться тайной. Но британские журналисты раскопали информацию о скандальном инциденте. После этого ответ пришлось держать и международной федерации, и ВАДА. В конце января антидопинговый комитет ФИНА принял решение признать Сунь Яна невиновным. Дело в том, что оказывается, каждый из допинг-офицеров действительно должен был иметь отдельное письмо от ФИНА с разрешением на тестирование. Одно письмо на всю группу – это не по правилам. А значит, Сунь Ян имел право не пустить этих людей в дом и делать с пробами, которые они взяли, что его душе угодно. Хотя, конечно, ФИНА рекомендует на будущее все-таки соглашаться на тестирование, а потом уже писать обо всех нарушениях.
Сунь Ян обвинил офицеров во всех смертных грехах. От неквалифицированного забора крови до того, что они попросили разрешения с ним сфотографироваться, а потом удалили кадры. Доказать это уже невозможно, но якобы все это дало основания усомниться, что перед ним именно сотрудники IDTM, а не самозванцы. Решение ФИНА полностью оправдать спортсмена, которое было принято 3 января, но стало известно только на днях, прогремело сенсацией. ВАДА имеет право подать апелляцию в Спортивный арбитражный суд и, скорее всего, этим правом воспользуется. Иначе это уже полный абсурд.
Сунь Ян – далеко не единственный спортсмен, кто пытался избавиться от собственной допинг-пробы радикальными методами. Известен случай, например, с российской метательницей копья Ладой Черновой. Та при перепроверке пробы "Б" выхватила пробирку у зазевавшегося офицера и попыталась разбить ее об пол. Чернова, видимо, не знала, что пробирки делают из особо прочного стекла и чтобы уничтожить их нужен как минимум молоток.
Так что у Черновой все-таки нашли запрещенный анаболик, спортсменка получила свою дисквалификацию, а потом и еще одну, уже пожизненную. Ее она, кстати, успешно оспорила в гражданском суде, используя ровно те же аргументы, что и Сунь Ян: офицеры неправильно оформили бумаги, не по процедуре брали пробу и тому подобное. Вот только Черновой это спортивного счастья не принесло: международная федерация подала апелляцию, и выступать она так больше и не смогла. А вот китаец пока еще держит свою удачу за хвост. Отобрать ее может только ВАДА в еще одном суде. Но вот захочет ли?