16 апреля 2010, 01:09

Трое в Кейптауне, не считая собаки

Перед началом активного весеннего сезона лучшая виндсерферша России Ольга Раскина успела заехать в Москву, где рассказала "СЭ ЭКСТРИМ" о поездке в Кейптаун, лагерях Windsurf Beauties и предстоящем трипе на Гавайи – в Мекку виндсерфинга.

- Оля, куда вы выбирались этой зимой кроме Египта?

- Снова побывали в Кейптауне, пробыли там два месяца – ездили втроем: я, Андраж Жан и Света Мартынова.

И в течение двух месяцев к нам приезжали всевозможные гости – собралась серьезная тусовка, в том числе был чемпион Европы по виндсерфингу, бельгиец Стивен ван Брокховен. В зимние месяцы – декабрь, январь, февраль, все едут в Кейптаун или в Австралию (у кого есть деньги). ЮАР ближе – из Европы можно слетать туда и обратно за 600 евро.

- Знаю, что вы, как и раньше, посвящали там себя не только виндсерфингу, но и классическому серфингу…

- Не дуло весь декабрь – не было ветра (волны как раз-таки были, поэтому и серфили). И мы со Светой буквально в первый день купили себе доски. Учились кататься на серфах и раньше, но в первый раз приобрели дешевые бэушные (стоили три копейки). За год они усохли – когда мы достали их из пыльного ящика в хранилке, поняли, что это - уже не доски…

Купили новые – недорогие. За 200 евро можно выбрать неплохие серфы, правда, белые, без дизайна. У Светы - 6,2 литра, у меня – 6,3 литра. Не очень большие, но они формы "малибу" – широкие на носу, то есть, на них удобно учиться, хотя они в принципе маленькие.

И целый месяц мы там выгребали! В тот день, как купили серфы, тут же отправились на пляж и оказались… в компании с акулой.

- Страшно было?

- Мы не догадывались, что в воде была акула, пока не включили сирену и по всему пляжу закричали: "Shark, shark!" Я не знаю, какого она была размера, но вообще белые акулы, мне кажется, там вырастают размером с троллейбус… Вода в ЮАР холодная и на открытках, которые там везде продают, акулы - довольно серьезных размеров.

Часть ЮАР расположена на побережье Индийского океана, другая – на Атлантическом. Многие серфовые споты находятся на Индийском, где потеплее, но в тот раз мы катались на Атлантике. Очень повезло, что там на спотах есть специальные люди – из службы "Shark Spotters", которые наблюдают за поведением акул. Приезжает специальный вагончик с прицепом, сидит народ с биноклем, если есть опасность – на берегу поднимают флаги.

Когда включили сирену, я думала – пожарные приехали… Была в полной уверенности, что, может, какие-то учения проходят? Но когда толпа людей вокруг стала ломиться к берегу и кричать: "Shark! Shark!", сразу стало не по себе. Но мы акулу так и не встретили – возможно, она была далеко от берега, и пока мы догребли до него, она нас не настигла.

Потом Света еще раз ездила на этот спот с другими ребятами и попала в такую же историю. Но они даже на воду выйти не успели.

Акулы встречаются в основном на серфовых спотах. Там много магазинов, кафе – целая индустрия, народ приезжает просто отдыхать. А где виндсерферы катаются, там дует и спотом может быть какая-нибудь заброшенная парковка или просто дорога идет, от нее спускается отвесная скала с какой-нибудь ужасной тропой – это и есть спуск к серф-споту. Туристов там нет, и за акулами никто не смотрит. Но чаще акулы встречаются на людных пляжах – что им делать на одинокой парковке?..

В ЮАР достаточно часто кусают – при нас по радио передавали, что одного местного чувака просто съели: он купался с друзьями, прыгал с каких-то скал (там достаточно глубоко, метров 10). Прыгал, прыгал, и даже не выплыл – его сразу ам – и все…

Но считается, что если ты катаешься на виндсерфинге, то доска с парусом у тебя больших размеров, так что акуле ты не интересен. Не то что на чистом серфе, когда лежа на доске ты – вылитый морской котик. Если ты катаешься на виндсерфинге, пока стоишь на доске, акула для тебя проблемой не должна быть. Но вот если упал и сломал, не дай бог, мачту – это да…

- Не было желания принять участие в чемпионате России по серфингу?

- Да ты что! Нас там частенько месит, как в стиральной машине, и полощет! Мы немного катаемся со Светой, но это - для души. Чтобы принимать участие в соревнованиях, серфингу нужно, как минимум, посвятить тот объем времени, который сейчас посвящен виндсерфингу. Мне кажется, это тоже очень техничный и сложный вид спорта.

- Почему вы снова отправились в ЮАР?

- Египетский Дахаб очень похож на большую деревню. Ходишь, катаешься в одном месте, здороваешься с одними и теми же людьми… А в ЮАР мы снимали машину напрокат, накатали за два месяца 6 тысяч км – прилично попутешествовали. Там интересен сам контраст – половина черных лиц, половина белых… Немного страшновато… В черных районах лучше не выходить из машины. Бывает, стреляют, надо поосторожнее. В принципе народ образованный, все по-английски говорят, но очень дешевый алкоголь и много пьют. Много бомжей, пьяных… В Египте этого нет. По улицам никто не шатается.

Но ЮАР – это и мегаполис: бизнес-центры, есть магазины невероятные – куча этажей, целый район – Century City, где только магазины. С девизом: "Купи весь мир!" Там можно приобрести все что угодно! Не знаю, сколько там лифтов – это целый поселок. Мы пробыли полдня и обошли маленькое ответвление, чуть ли не 120-ю часть.

- Вернемся немного в прошлое. Ответь на традиционный вопрос Lineup Mag: как ты изменила сноубордингу?

- Мне, скорее, вопрос здоровья "помог" - порванная за границей передняя крестообразная связка. Прошла, конечно, кучу врачей… Это был конец сезона – 25 марта, что ли. Я вернулась в Россию, походила по врачам. Большая часть докторов сказала: ты еще молодая, все заживет, закачивай коленку! Операция не нужна. И я расслабилась! Это был последний год в университете, я его закончила и полетела в Дахаб - учиться на виндсерфинге. Так, обычно я ездила в горы, но поскольку колено было еще "не рабочее", нужно было месяцев шесть отдохнуть – по сноубордингу у меня были планы на декабрь.

Попробовала – получилось. Осталась в Дахабе на пару месяцев. Потом вернулась в Москву и начала уже к зиме готовиться… Меня хватило недели на три. Я прыгала, приземлилась – и опять было такое же ощущение, как при первой травме. Уже пошла к другому врачу, и он сказал – как ты вообще ходишь, у тебя не то что связки нет, а вообще ничего нет! Колено держали мышцы, кроме операции никакого другого варианта не было. Далее - меня очень классно прооперировали, я довольна, потому что достаточно видела разных травм у разных спортсменов – у некоторых год проходит, а нога все еще не гнется…

Через 2 - 3 месяца я уже ходила в зал в Москве, а потом снова улетела в Дахаб. И с тех пор колено меня не беспокоит.

- Виндсерфинг в этом смысле менее травмоопасен?

- За пять лет я сломала только два пальца на ноге! Мне в этом смысле везет. Мне кажется, что если бы я вернулась в сноубординг, то опять бы поломалась…

- А вот кайтеры, бывают, серьезно ломаются…

- Немудрено. Кайтеры делают трюки на высоте, вылетают. А у нас максимальный вылет во фристайле – если с гладкой воды – метра два, не больше. Причем чем ниже делаются трюки во фристайле, тем у тебя больше скорости остается. Ты стараешься, чтобы плавник вылетел на 20 - 30 см, и тебе хватает, чтобы еще прыгнуть. А в вейве (куда мы в ЮАР ездили) – мы еще новичики, вылетали метра на три - пять, с больших волн, бывало, и повыше. Просто волна работает, как рампа. Ты вылетаешь с нее метров на 5, но если высота волны тоже метров 5, то приземляешься вниз в воду с 10 метров. Это как с крыши трехэтажного дома прыгнуть вниз. Профики вылетают еще выше – метров на 10 - 15. Зависит от волны, конечно, с "кочки" ты на 10 метров не выпрыгнешь.

- В PWA соревнования проходят на гладкой воде или на волнах?

- Мы катаемся между волн. Так исторически сложилось, что все соревнования проходят там, где есть прибой, волна. Мы тренируемся и живем в основном в Дахабе, там, где гладкая вода. На ней ты можешь выучить какие-то новые трюки. Потому что, когда ты приезжаешь на волну и пытаешься выучить что-то новое, часто падаешь, можешь сломать мачту – нужно уметь это делать.

- Поделись планами на будущий сезон...

- В PWA у девушек точно будет два этапа, у ребят побольше – четыре. Я бы, честно, говоря, пропустила год в соревнованиях, но боюсь, что у меня это не получится. Потому что в апреле нас с Егором пригласили на Гавайи!

Это очень крутая тема – туда каждый год приезжает мировая команда JP-Australia, мировые райдеры, но до сих пор ни разу не приглашали виндсерферов из России. И тут досочные спонсоры и нас позвали, потому что мы ездили на этапы PWA, знакомы с тим-менеджером международной команды. Дядечка, Мартин Бренднер, очень классный, он впервые за всю историю виндсерфинга берет на подобный сбор национальных райдеров. Хотя до сих пор наш статус в команде не очень понятен… То ли мы входим в международную команду, то ли нет…

Мы едем в США с 12 по 28 апреля. Будем участвовать в фотосессиях, съемках для будущих каталогов и так далее. Соревнований не будет.

И я боюсь, что если подпишусь под эту тему, то летом мне уже никто не позволит не участвовать в соревнованиях, скажут: "Ты что, смотри, давай езжай!" Но для себя я бы еще год потренировалась, потому что с этим мировым туром у меня так спонтанно сложилось – я в него не особо рвалась…

- Что ты ждешь от поездки в США? Все-таки Гавайи – это Мекка всех серфовых видов спорта…

- Меня, конечно, распирает любопытство – интересно. Поскольку у нас там будет фотосессия и мы будем ходить рука об руку с Джейсоном Поляковым и прочими звездами… Мы, в общем, видимся в туре, и, может быть, даже здороваемся, но никогда в жизни не общались. Джейсон - это же легенда виндсерфинга, 30 лет на доске! Хочется познакомиться поближе, интересно же!

Потом, Гавайи – это место, где круглый год тренируются все профики. Мы видели эти споты в тысячах видео и фильмах, смотрели, глаза уже все промозолили… Интересно, как там вживую! У меня нет, конечно, таких ожиданий – типа Гавайи, всех там порвем! Интересен человеческий фактор – узнать всех поближе, познакомиться, покататься, себя показать (может быть)…

Еще там ветер – справа, а это совсем другая история… До этого я столкнулась с такой ситуацией только в Бразилии - один раз в жизни каталась с ветром справа. Необычные ощущения. В Бразилии мы пробыли два месяца, я успела привыкнуть. А в США будем всего две недели – если нас высадят на волну в пять метров, ветер с другой стороны, я не знаю, что там буду делать… Что-то придется делать…

Привыкаешь же к определенным условиям – в Дахабе ветер слева, в ЮАР, на Канарах; а в США прыжки в другую сторону… Это, наверное, как если ты на сноуборде - гуфи, а приезжаешь куда-нибудь, и никак кроме как регуляром кататься нельзя…

- Насколько сильнее катается первая тройка девчонок в PWA?

- Я бы сказала – первая семерка! (Смеется). Они, конечно, катаются сильнее, потому что занимаются этим с детства. Что уж тут добавить.

В PWA в заезде, который длится шесть минут, оценивают три лучших трюка из шести. У нас - небольшая производительность! Иногда же падаешь – если упал, трюк не засчитывают, и надо делать еще раз. А время проходит очень быстро… Чаще всего девушек выпускают на воду вчетвером: одна пара соревнуется и вторая. Надо проехать поближе к судьям, ни в кого не врезаться… Иногда место занято, иногда кто-то прыгнул перед тобой – упал, тебе деваться некуда…

Первый этап PWA в 2010 году у девочек пройдет на Канарах, второй – тоже; у ребят первый – в Австрии (Подерсдорф). Раньше было три этапа на Канарах, был этап на Позо, где проводят чистый вейв.

- Вернемся к вашему со Светой женскому виндсерф-лагерю Windsurf Beauties в Египте. Как родилась мысль, что женщин надо учить отдельно?

- Школа удалась, супер! Мы со Светой уже столько лет учим клиентов в "Пяти квадратах", - года три (работаю я там дольше, сначала была менеджером проката, а потом поняла, что не могу видеть компьютер – и в Москве можно за ним просиживать штаны, а в Египте хочется проводить время на воде). И я обратила внимание на то, что когда девушки приходят брать уроки, они чаще всего просят в инструкторы девушку. Как-то чувствуют себя раскованнее, никто на них не орет благим матом, более мягко, что ли, мы обучаем. Задумались над этим и решили попробовать.

Потом, это принято в мире – сестры Морено организуют женские лагеря, у нас есть подруга Лора Требу – тоже этим летом попробовала сделать женский лагерь в Греции, и у нее здорово получилось! И как-то все это навеяло, и мы решили – почему бы не попробовать?

Конечно, не знали, чего ждать, вначале думали, что приедет три человека, ну максимум пять. В итоге за две недели в ноябре у нас побывало 30 человек; лагерь продолжился с 28 февраля по 14 марта – сразу после "Русской волны". Оказалось, что это настолько интересно! Девчонки действительно научились хорошо кататься! Обычно с кем-то позанимался час – только человек что-то понял, и больше уроки не берет или уезжает. Или ты видишь этого же человека через три дня, понимаешь, что у него что-то забылось… Он повторяет ошибки, на одном месте топчется… А когда всю неделю ученик под присмотром и ты видишь каждую девушку – каждый вечер на большом экране мы показывали ошибки, говорили, на что обратить внимание. И прогресс шел колоссальный!

За шесть дней (в последний день у нас были соревнования, мы не учили) девочки – начинающие, с нуля, уже катались на профессиональной матчасти, на трапециях! На что обычно уходят – не соврать – месяцы, несколько месяцев! Как минимум надо 2 - 3 раза в Дахаб приехать, чтобы поехать на трапеции. А они сделали это за шесть дней.

- Чем еще ты занимаешься в свободное от виндсерфинга время?

- Сейчас перевожу знаменитую книгу о виндсерфинге "Tricktionary" (книга австрийца Майкла Россмайера считается библией виндсерфинга). Не то что я перевожу ее заново на русский – скорее, исправляю, меня попросил об этом сам автор, Россмайер. Читатели жаловались – картинки красивые, а текст когда читаешь, бывают накладки и несостыковки… Новое переиздание обещают выпустить месяца через два.

Еще занимаемся собакой, она у нас породы курцхаар (немецкая короткошерстная легавая). Вернее, наполовину курцхаар – мама породистая, а папа – сто дахабских псов. Он еще мелкий, дурной и носится везде…

- Есть еще какая-нибудь физическая активность помимо катания?

- Йогой занимаемся со Светой – в Дахаб приезжает много преподавателей, живут девчонки, ребята, которые в этом деле прошаренные. Я хожу несколько раз в неделю, чисто для себя. Тренажерный зал – нет. Бегаю еще, может, заплыв куда-нибудь… Наверное, надо бы посерьезнее к этому отнестись... Хотя, и на виндсерфинге хватает нагрузки. Иногда просыпаешься и еле с кровати сползаешь, и кроме как йогой ничем заняться больше не хочешь.

Слаломисты и вейверы ходят, качаются серьезно. А во фристайле хорошо, когда ты легкий, потому что соревнования проходят в очень жестких условиях – или ветер сильный, или волна. И нужна выносливость.

- Где у тебя сейчас дом?

- Сначала был дом в Москве, но там надо работать, зарабатывать, включать себя в какую-то сеть… Я со всеми своими друзьями пересекаюсь как раз в Египте. В Москву я сейчас приезжаю, чтобы решить какие-то визовые вопросы, паспорт поменять… Поскольку я в Москве не работаю, основное время проводим в Дахабе. У нас своя квартира – пять лет назад мы снимали, но бывало – только устроишься, ремонт сделаешь, как квартира продается… Тогда цены были очень копеечные. В Дахабе квартир меньше чем в три комнаты нет, и ее можно было купить за 15 - 20 тысяч долларов. Сейчас – в том числе благодаря русским – цены стали совершенно необоснованные. А тогда мы успели вовремя подсуетиться.

Но я не знаю, как долго еще мы там пробудем. В принципе, я немного устаю от арабского мира. Может быть, будет возможность работать в Европе – мы ездим по всяким Канарам, видим другое положение вещей, видим других людей, более дружелюбных… В Египте пять раз на дню муэдзин кричит тебе на ухо, в юбке нормальной не пройдешь… Усталость накапливается. Конечно, мы все время на пляже, на берегу, при отеле, но все равно напрягает.

С другой стороны, в плане катания и тренировок Египет идеальное место – там все время дует. И люди хорошие приезжают! Места красивые, горы…

- Семью, детей заводить не думали?

- Ну, подумываешь, конечно иногда об этом… Посмотрим. Если возникнет такая ситуация, будем решать. Семья как таковая у меня уже есть! У Андража тоже есть планы по карьере и катанию. Ну и собака теперь у нас есть!

Мы постоянно ездим, на чемоданах – и я не уверена, что хотела бы строить свою жизнь так уж конкретно в Дахабе, хотя там тепло, хорошо, много мамашек с детьми.

РАСПИСАНИЕ ЭТАПОВ КУБКА МИРА PWA ПО ВИНДСЕРФИНГУ 2010 (ФРИСТАЙЛ)

30 апреля – 5 мая, Подерсдорф, Австрия
TBC – Коста Тегизе, Лансароте
23 июля – 2 августа, Сотавенто, Фуэртовентура
24 сентября – 3 октября, Зильт, Германия