31 мая 2010, 08:11

Алексей Рубцов: толстых скалолазов не бывает!

Накануне приближающегося московского этапа Кубка мира по скалолазанию (18-20 июня 2010 года) в редакции "СЭ ЭКСТРИМ" побывал действующий чемпион мира в дисциплине "боулдеринг" Алексей Рубцов, который рассказал о своих тренировках, чего нам ожидать от этапа и почему не бывает толстых скалолазов. Кстати, 29 мая Алексей стал третьим на этапе Кубка мира в Швейцарии (российская команда также взяла бронзу в общем зачете).

Мы побеседовали с Алексеем перед его отъездом в Швейцарию на этап Кубка мира.

ИНФО:
Алексей Рубцов, возраст – 20 лет.
Тренируется на скалодроме МАИ.
Занимается скалолазанием четыре года.
Любимое место для тренировок – скалодром МАИ, аутдор – понравилось в Испании на Майорке.
Начинал заниматься у тренера Светланы Чистяковой.

- Алексей, как ты считаешь, какие перспективы у нашей команды на будущем этапе Кубка мира в Москве?

- Кто-то из россиян обязательно будет в призах! (Надеюсь.) У нас сильная команда. Сейчас на первых этапах мы не очень хорошо выступили: мы с Рустамом заняли 15-е и 18-е место в Швейцарии - мы, конечно, сильнее.

Вероятно, это из-за того, что у обоих были травмы (я болел, застудил спину и не мог разогнуться). А у Рустама - надорваны связки в кисти. Но по сравнению с остальными боулдерингистами у нас сил больше. В Москве бороться будем за призовые места.

- Будет ли у тебя своя тактика на соревнованиях в Москве, или ты просто придешь, увидишь и полезешь?

- Обдумывать трассу – с этим у меня проблемы… Несколько соревнований я проиграл не только из-за плохой формы или болезней, а из-за проблем в продумывании трассы. Я с этим борюсь!

Когда выхожу на старт, не могу удержаться – сразу начинаю действовать! Без обдумывания. Когда я сижу перед стартом, знаю, что надо все продумать, но когда выхожу к нему, сразу об этом забываю… Хочется верить в то, что организм сам подскажет, что ему надо, тем более опыт какой-то есть. 50 процентов трасс пролазиется на чутье, 50 - не получается. Можно заблудиться и потеряться посреди трассы, не понять, что делать дальше…

На чемпионате мира в 2009 году так сошлись все факторы, что я выиграл - вышел на него в очень хорошей форме. А в этом году форма похуже к старту сезона, но я над этим работаю.

- Есть ли разница где выступать – за рубежом или в России?

- За рубежом с одной стороны посложнее – я приезжаю, на следующий день стартовать. Перелеты изматывают, поиски гостиницы и все такое… После таких проблем хотя бы день отдыха или два – а надо лезть. Но если приезжать раньше, получается, жертвуешь тренировками.

А психологически за границей проще – там все чужие, не думаешь, что на тебя кто-то смотрит или болеет. Ты выходишь и один работаешь – ну, у нас еще и вид спорта такой индивидуальный. Требует концентрации, надо выходить на старт в своих мыслях. А зрители, бывает, кричат, отвлекают.

- Кого ты больше воспринимаешь как соперников – российских коллег или иностранных?

- Я всех воспринимаю как соперников! Но мне кажется, что наши боулдерингисты – самые сильные. Если брать прошлый-позапрошлый сезон, то у нас как минимум два очень сильных спортсмена – Рустам Гельманов и Дмитрий Шарафутдинов. Из зарубежных я бы выделил Килиана Фишхубера и Адама Ондру.

Сейчас Ондре 17 лет, но все свои основные достижения он сделал в трудности, боулдеринг – это все-таки немножко другое. Будем надеяться, что в боулдеринге он не проявит своих сверхспособностей, за которые его уже несколько лет называют "чудо-ребенком"!

Я ценю их как спортсменов, Фишхубер уже несколько лет подряд держится в мировых лидерах боулдеринга, и это достойно уважения. Пока не понимаю, как ему удается всегда в сезон выходить в хорошей форме. Я в свой второй по счету сезон как-то не смог так хорошо наладить контакт со своей формой… Сейчас стараюсь все исправить. А Килиан всегда готов.

Иностранцам, конечно, проще – у них есть тренерская база, обеспечение спортсменов не в пример лучше нашего. В определенный момент мне в этом году никто не мог подсказать, что я делаю неправильно, я учился на своих ошибках, и не было человека, который пояснил бы, что делать дальше.

- Хватает времени на что-то помимо скалолазания?

- Помимо скалолазания я учусь, еще иногда катаюсь на роликах, бегаю, плаваю – но это раз в неделю, в качестве активного отдыха. Тренируюсь я два дня через один день, одна длинная тренировка в день. Вначале просто лазаю два-три часа, потом пью чай, отдыхаю полчаса; потом еще два часа делаю упражнения – ОФП, отжимаюсь, чтобы совсем хорошо стало.

Начинал я тренироваться со Светланой Чистяковой, продолжил - со спортсменами, сначала средней квалификации, потом компания менялась. Так дошел до тренировок с Рустамом Гельмановым, который меня весь прошлый и позапрошлый год тренировал. В этом году я тренируюсь самостоятельно.

Читаю литературу, беру что-то из пауэрлифтинга, из общей подготовки спортсменов. План тренировок у меня сложился после занятий с сильными спортсменами, что-то меняю иногда. А в общем, иду путем проб и ошибок.

- Ставишь себе какие-то ограничения?

- Я слежу за питанием – не ем сладкого, мучного. Мяса ем не много. Зимой этой переборщил с диетами, стал совсем худой и силы пропали... Сейчас стараюсь есть больше овощей, фруктов, придерживаться системы здорового питания. Зимой и весной пью витамины.

- Какие поездки и этапы ты посетишь в этом сезоне? Где уже побывал?

- В этом году – чемпионат Европы по боулдерингу и семь этапов Кубка мира. В 2011-м – следующий чемпионат мира, который проходит один раз в два года. Сборная оплачивает поездки на чемпионат мира и Европы, с выездами на все остальные соревнования мне помогают родители.

В феврале я побывал в Индии – увидел фильм про скалолазную Индию, и на следующий день купил билет, через неделю улетел (зимой очень много тренировался и понял, что устал, надо бы отдохнуть). Место называется Хампи – городок в 300 км от Гоа, в центре Индии. Там мы лазали с друзьями, и был просто отдых. Природа потрясающая, из –20 мы приехали сразу в +30 – просто приятно.

- Занимаешься ли ты другими дисциплинами скалолазания – "трудностью", "скоростью"?

- Трудностью занимаюсь на естественных скалах примерно месяц-два в году. Соревновательно на международных стартах не выступал, на российских - было пару раз, пробовал, был вторым на чемпионате России в 2009 году, в этом году стал восьмым (это была моя небольшая техническая ошибка).

Думаю, я хорошо готов к российской трудности – общий уровень у нас не очень высокий, поэтому сильный боулдерингист может хорошо выступить. Вероятно, через сезон-два попробую, когда надоест выступать в боулдеринге. Если летом будет хорошо идти на скалах, может, осенью съезжу на один из мировых этапов.

- Сейчас ведется очень много дискуссий по поводу идеальной стены в дисциплине "скорость", которая, вероятнее всего, станет олимпийской. Что ты думаешь по этому поводу?

- Я по поводу всей скорости считаю, что это не скалолазание – и мне это не интересно! Я не обращаю внимания на эти дискуссии и за скоростью слежу примерно так же, как за керлингом! Конечно, я уважаю российских спортсменов, но к тем, кто лазает трудность или боулдеринг, у меня отношение другое. Я чувствую, что мы занимаемся одним делом. А если человек скорость "бегает", это совершенно разные вещи. Хотя "эталонка", это, конечно, очень спортивно – но как легкая атлетика.

- Как бы ты рассказал о скалолазании человеку, который не знает, что это такое? Что интересного в этом виде спорта?

- Что меня сразу привлекло – изначально это очень хорошая физическая нагрузка. В этом виде спорта хорошо поддерживать физическую форму – скалолазание прекрасно развивает все группы мышц: руки, пресс, корпус. Все скалолазы очень спортивно выглядят – толстых скалолазов не бывает!

Если человек приходит на скалодром, если его зацепит, то на тренировке очень хорошо чувствовать свой прогресс, вылазить трассы все сложнее и сложнее. Появляется желание прийти и на следующий день сделать больше, чем раньше! Это мотивирует.

- Люди рождаются скалолазами или любой человек в любом возрасте может этим заняться?

- Мне кажется, это естественное увлечение для людей. Я еще с детства хотел им заниматься. Естественные скалы – это единение природы и человека, новые ощущения.

- Как ты считаешь, скалолазание – это экстрим? Многие связывают это слово с чем-то ужасным, опасным…

- При соблюдении определенных правил техники безопасности скалолазание – безопасный вид спорта. Я бы даже сказал – очень безопасный. За все время моего занятия травм у меня не было. Кроме тех, которые я получаю от перенапряжения – плечи начинают болеть или суставы, причем от ОФП.

А в лазании на тренажере со страховкой прецеденты травм очень редки и они если они случаются, то только оттого, что люди не соблюдают технику безопасности.

 

Беседовала Наташа Полетаева