Фигурное катание

26 января 2020, 14:10

Косторная продолжила дело Загитовой, а Трусова вынужденно притормозила

Итоги исторического чемпионата Европы, на котором российские фигуристы завоевали 10 медалей из 12 возможных

Фигурное катание. Чемпионат Европы
Женщины
1. Алена Косторная (Россия) — 240,81.
2. Анна Щербакова (Россия) — 237,76.
3. Александра Трусова (Россия) — 225,34.
Мужчины
1. Дмитрий Алиев (Россия) — 272,89.
2. Артур Даниелян (Россия) — 246,74.
3. Морис Квителашвили (Грузия) — 246,71
Пары
1. Александра Бойкова/Дмитрий Козловский (Россия) — 234,58.
2. Евгения Тарасова/Владимир Морозов (Россия) — 208,64.
3. Дарья Павлюченко/Денис Ходыкин (Россия) — 206,53.
Танцы
1. Виктория Синицина/Никита Кацалапов (Россия) — 220,42.
2. Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон (Франция) — 220,28.
3. Александра Степанова/Иван Букин (Россия) — 211,29

Помимо ожидаемого триумфа в женском одиночном катании и в парах, россияне победили во всех видах впервые за 14 лет, вернув танцевальное золото в нашу страну впервые с 2013 года, а в мужском одиночном катании — впервые с 2012 года.

— Настоящий чемпионат России, — с улыбкой сказал Брайан Орсер о завершившемся чемпионате Европы.

Однако до старта турнира подобная формулировка была скорее применима к соревнованиям женщин и спортивных пар. В мужском одиночном катании медали прогнозировались, но никак не гарантировалась победа, а в танцевальном турнире и вовсе не планировалось ничего интересного: победят себе французы Габриэла Пападакис с Гийомом Сизероном уже в шестой по счету раз и только останется невесело констатировать: они для остальных недосягаемы.

Нежность победы и драма 8 минут

Однако именно танцы в итоге принесли чемпионату в Граце необходимые интригу, драйв и эмоции. Сначала отставание Виктории Синициной и Никиты Кацалапов от французского дуэта после ритм-танца на 0,05 сотых, что уже было историческом фактом: так близко после Пхенчхана-2018 к Пападакис и Сизерону еще не подпускали ни одну пару. Однако надеяться на итоговую победу могли бы только самые отчаянные оптимисты.

А все потому что произвольный танец Виктории с Никитой по ходу сезона не успел стать для дуэта программой, которая бы могла гарантировать им перевес. Но в субботний вечер произвольный танец россиян в Граце, исполненный совершенно безупречно технически, просто засиял, переливаясь всеми оттенками нежности. Как итог — лучший результат в сезоне, который легко могли превзойти французы. Но не превзошли, ошиблись на одной из дорожек шагов, заставив судей заниматься пересчетами баллов долгих 8 минут.

Грусть Пападакис

Именно столько Вика с Никитой находились в подвешенном состоянии, то улыбаясь друг другу, то обнимаясь и возможно прокручивая в голове весь пройденный парой непростой путь с весны 2014 года, когда они приняли решение выступать вместе. Именно столько потребовалось арбитрам, чтобы отдать России танцевальное золото, впервые с 2013 года, когда победила другая пара Александра Жулина Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев. А после — океан эмоций самых фигуристов, тренеров, журналистов и даже их партнеров по сборной — бронзовых призеров Александры Степановой/Ивана Букина и ставших шестыми Тиффани Загорски и Джонатана Гурейро.

Это победа, получилась одной из тех, про которые говорят «невозможное возможно». Причем она совершенно обескуражила Габриэлу — достаточно вспомнить ее грустное выражение лица на пресс-конференции и эпизод на награждении, когда она хотела встать на привычную ступеньку для лидеров. Однако это золото не только возращает Россию в танцах на льду по-настоящему, но и порождает новую мечту: обыграть французов с чистым прокатом. В преддверии чемпионата мира в Монреале она выглядит пусть и трудноосуществимой, но вполне исполнимой в будущем.

Штиль женского турнира

После подобного фейерверка эмоций женский турнир воспринимался совершенно иначе, спокойнее и будничнее с учетом превосходства Алены Косторной, Анны Щербаковой и Александры Трусовой над другими участницами. Здесь впору возразить: а как же микропротивостояния внутри трио, те самые которые придали эмоциональный окрас женскому турниру на чемпионате страны в Красноярске?

Однако там одной из главных сенсаций стала неудача Трусовой в произвольной программе после убийственно проведенной тренировки накануне. В Граце же, напротив, тренировка не предвещала Александре ничего хорошего, сколько бы тренеры Этери Тутберидзе и Сергей Дудаков не подсказывали ей нюансы заходов и группировки в прыжках. В итоге сценарий повторился, как и утром накануне, субботним вечером Александре покорился всего один четверной прыжок, который с учетом отставания в короткой программе, означал бронзу.

Особая судьба Трусовой

Хотя создается ощущение, что именно сейчас Александра обретет даже гораздо большее количество поклонников, чем после турниров, выигранных умопомрачительным количеством четверных прыжков. Ведь, как заметил известный комментатор Андрей Журанков в одном из видеоэфиров «СЭ», Александра — первопроходец, а это априори совершенно другая судьба. Человека, который распахнул дверь в мир неизвестного и бесстрашно туда шагнул, освещая путь остальным. Сначала желание просто попытаться сделать четверной сальхов на соревнованиях с лета 2017 года, затем приземление двух четверных прыжков, трех, и, наконец четырех.

При таком стремительном взлете очевидно, что в какой-то момент высота станет не берущейся и дальше придется опускаться вниз — какое-то время уж точно. Это и произошло с Трусовой — в Финале «Гран-при» в Турине она попыталась исполнить в двух программах тройной аксель и сразу пять четверных прыжков, которые ей не покорились, хоть она и стала первой в истории одиночницей, приземлившей четверной флип на соревнованиях. В Граце была сделана ставка на упрощение и уже три четверных прыжка в произвольной, которая в итоге не сработала. Почему?

Рецепт успеха от Косторной

Во-первых, сама Александра призналась, что сложную программу с большим количеством четверных ей катать даже проще, так как от сложности она испытывает большее удовольствие и имеет возможность ошибиться. Хотя фигурное катание сейчас в большей мере стремится к математически оправданному прагматизму, чем к поощрению храбрых безумцев. Во-вторых, тот самый фактор, упоминание которого автоматически превращает тебя в чуть ли не персонального недоброжелателя юной техничной фигуристки — рост. В этом признавалась и победительница турнира Косторная, которая, впрочем, не пыталась сделать его виновником всех своих неудач на прыжках.

— В начале января я ездила на шоу в Италию, прыгала тройной аксель, все каскады «3-3», а вернулась домой — дикая раскоординация, все пришлось учить заново. Взросление? Иногда вырастаешь на 2,5 сантиметра, и прыжки на какое-то время уходят, — сказала Алена.

Очевидно, что свой вклад в то, что форма на турнире не была оптимальной, внес и перерыв на новогодние праздники, когда девушки позволили себе немного выдохнуть после чемпионата России. Плюс отсутствие сравнимых по техническому уровню соперниц явно позволяло занять весь подиум без выхода на звенящий пик формы. Примечательно на этом турнире и другое — рецепт успеха победительницы Косторной. Высокий уровень всех без исключения элементов, а также компонентной составляющей программ плюс один качественно освоенный «ультра-си», разве это что-то совсем недостижимое для фигуристок постарше?

Алиев взял свое

Еще одна эмоциональнейшая и красивая история случилась в мужском катании, где победил Дмитрий Алиев, который стал первым российским чемпионом Европы после Евгения Плющенко в 2012 году. — Наши спортсмены просто взяли свое, — отметил олимпийский чемпион 1984 года и заслуженный тренер России Олег Васильев, подводя итоги чемпионата. Однако сколько раз нужно было брать, а подводили нервы и деревенели ноги?

Алиев, стремительно взлетевший в олимпийском сезоне, и фактически пропустивший сезон прошлый, в пока главный момент своей карьеры смог быть невероятно сконцентрированным и правильно настроенным психологически. Избежать ошибок и путаницы в прыжках, чтобы потом радостно признаваться: «Душа поет от счастья, тренер сказал: «Спасибо, сынок».

Чемпионат на окраине

В турнире спортивных пар в отсутствие Ванессы Джеймс и Моргана Сипре остальные европейские дуэты не смогли ничего противопоставить россиянам. Хотя мама итальянки Николь Делла Моники явно мечтала о медали чемпионата для своей дочери в паре с Матео Гуаризе. Но вместе этого грустно наблюдала за триумфом российского парного, за попаданием на подиум дебютантов Дарьи Павлюченко и Дениса Ходыкина, а также за искрящейся победой Александры Бойковой и Дмитрия Козловского, которые установили рекорд по баллам в короткой программе и теперь точно отправятся на чемпионат мира в статусе одних из главных фаворитов.

Несмотря на исторические победы во всех видах впервые за 14 лет и 10 медалей из 12 возможных, при том, что бронза Мориса Квителашвили — на 90 процентов тоже с отливом триколора, чемпионат оставляет странное послевкусие. После заполненных арен в России, ярких перфомансов от болельщиков, и ощущения, что фигурное катание правит миром, в Граце мы словно опустились с небес на землю. Укрытый брезентом со сборными конструкциями общественный каток в районе аэропорта, c минимальной транспортной доступностью при практически полном отсутствии афиш события в городе. Разве проведет отличный чемпионат Европы страна, которой неинтересно фигурное катание?