Фигурное катание

6 декабря 2012, 21:40

Инна Гончаренко: "Когда говорят "поет душа" - это про Радионову"

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент

Инна Гончаренко - наставница россиянки Елены Радионовой, лидирующей после короткой программы в финале юниорского "Гран-при", который проходит в Сочи, - выразила удовлетворение выступлением своей подопечной. По словам тренера, Радионовой в ее выступлениях помогает и одновременно мешает ее чрезмерная эмоциональность.

- Музыку нам дали с опозданием, - посетовала Гончаренко. - Секунд на пять. На тренировках она звучала нормально, а тут вдруг такая неожиданность! Но Лена молодец: сориентировалась, догнала музыку. Из-за этого, как мне кажется, чересчур поторопилась с заходом на двойной аксель и смазала выезд. Но в целом я довольна.

- Волнение было?

- Конечно. Все-таки первый по-настоящему ответственный старт. Я тоже волновалась. И настраивала Лену довольно долго. Она ведь еще маленькая, нужно учиться соревноваться. К тому же последний стартовый номер хоть и почетен, но выступать под ним сложно. Приходится ждать, пока откатаются соперницы, а ждать не все умеют.

- Олимпийский антураж вокруг финала "Гран-при" имеет для вас какое-то значение?

- Конечно. Это большая честь для нас – выступать на олимпийском катке.

- Ваша ученица подошла к финалу лидером. Что, на ваш тренерский взгляд, отличает ее от соперниц? Что помогает выигрывать?

- Помогает, но и мешает одновременно чрезмерная эмоциональность. Все ее катание – это отражение всего внутреннего состояния, характера. Каждое движение в программе, каждый жест она всегда пропускает через себя. И улыбка до ушей, за которую Лену особенно любят болельщики, – это не какая-то показушная мимика, а ее истинное состояние в момент катания. Когда говорят "поет душа" - это про Радионову. Кататься с такой сильной эмоциональной отдачей всегда трудно. Но Лена была такой всегда. Она и на полу здорово танцует. Моментально схватывает даже самые сложные движения.

- Что вы больше всего хотите увидеть в ее исполнении в Сочи?

- Хорошее катание. Для Лены нет проблем в том, чтобы справиться со всеми элементами, заявленными в ее программах. Поэтому я и хочу, чтобы она сделала абсолютно все так, как она умеет.

- С какого возраста Радионова тренируется под вашим началом?

- С четырех лет.

- А как удается распознать в столь маленьком ребенке будущую звездочку?

- Сразу, естественно, этого не понять, хотя родители начинают донимать тренера вопросами практически сразу после начала занятий. Хотят знать, вырастет из ребенка звезда или нет. Прежде всего должны быть определенные физические данные. Острый ум: в фигурном катании очень важно, насколько быстро человек способен воспринимать информацию и запоминать движения. Мышечная и мозговая память. Есть спортсмены, которые очень долго учатся, но и запоминают выученное на всю жизнь. А есть такие, кто учится стремительно, и так же стремительно все забывает. В идеале нужна золотая середина. Все это становится понятным в процессе многолетней работы. Как и то, каким сложится у спортсмена характер, насколько устойчивой окажется его психика.

- Когда именно вы поняли, что из Радионовой может вырасти фигуристка высокого уровня?

- Когда ей было восемь или девять лет. Уже в этом возрасте было ясно, что она умеет не только работать на тренировках, но и соревноваться.

- Проблема переходного возраста вас беспокоит?

- В определенном смысле да. Мы много разговаиваем с Леной на эту тему. Пока у нее нет проблем в весом. Кризисный период порой проявляется разве что в том, что она может чуть больше обычного капризничать на тренировке. Это понятно: становится тяжелее, нагрузки растут. Но мы пока справляемся.

- А в чем, на ваш взгляд, вообще заключается наибольшая сложность работы с девочками?

- В том, чтобы довести их до высокого результата. В том, что когда эти девочки начинают вырастать и набирать вес, к ним почему-то очень быстро теряют интерес. А нужно просто потерпеть и подождать, продолжая любить их и поддерживать. Может быть, я ошибаюсь, но считаю именно так. (Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ)