Фигурное катание

2 апреля 2016, 04:50

Сравнение не в нашу пользу

ЧЕМПИОНАТ МИРА

После исполнения коротких программ в турнире спортивных пар лидируют китайцы Венцзинь Сюй/Цун Хань. Российские дуэты занимают третье, пятое и шестое места

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Бостона

Сначала немного сухих цифр. Олимпийские чемпионы Сочи Татьяна Волосожар и Максим Траньков, занимающие третью промежуточную позицию, набрали четвертую техническую сумму и недобрали более семи баллов до своего личного рекорда двухлетней давности.

Победители финала Гран-при Ксения Столбова и Федор Климов при общем пятом месте зафиксировали лишь седьмой технический результат, фактически сравнявшись в этом компоненте с недавно созданной канадской парой Любовь Илюшечкина/Дилан Москович и проиграв более балла американцам Алексе Симеке/Крису Нириму.

Евгения Тарасова/Владимир Морозов занимают шестое место, при этом им, как и двум другим российским парам, не удалось приблизиться к своему лучшему личному результату.

* * *

Можно конечно же списать все на судейство, на которое сразу после проката посетовал Траньков, заметив, что им с партнершей арбитры не прощают ни малейшей погрешности. Но вряд ли это было бы правильно: ничего такого, что выходило бы за допустимые в фигурном катании рамки, в Бостоне не произошло. Это вообще сомнительный и крайне невыигрышний путь – пенять на арбитров в ситуации, когда сам предоставил им повод для придирок.

Можно продолжать изучать протоколы. И увидеть, например, что если бы не нелепый срыв прыжка Симекой и Ниримом (а ошибка не в самом сложном для спортсменов элементе и тем более в короткой программе – это всегда явление чрезвычайное), итоговая таблица могла бы выглядеть еще более грустным для России образом. Но критиковать россиян не хочется: просто слишком обидно понимать с какой скоростью фактически ушла в песок красивая олимпийская сказка. А ведь все мы были порядком уверены в том, что именно российские спортсмены будут диктовать свои правила мировому парному парному катанию в ближайшие четыре года, а то и дольше.

Наиболее неприятный для констатации факт заключается в том, что нынешнее развитие событий вполне можно было предвидеть. Парное катание стало достаточно стремительно развиваться в сторону усложнения почти сразу после Игр в Сочи. Просто россиян эти тенденции почти не коснулись. Исключением стали разве что двукратные чемпионы Европы Юко Кавагути и Александр Смирнов.

У питерских фигуристов Тамары Москвиной по большому счету не было никакого иного выхода. Они с тренером прекрасно понимали, что для продолжения карьеры после пропущенной из-за травмы партнера Олимпиады нужно самым срочным образом искать козыри, иначе при столь жесткой конкуренции внутри страны есть риск вообще перестать попадать в сборную.

Правильный это был путь, или нет, и не он ли привел пару к новой череде травм, можно рассуждать долго. Но нельзя отрицать: для того, чтобы как можно дольше держаться в обойме мирового парного катания, Кавагути и Смирнов сделали все от них зависящее.

Тем же самым занимались иностранные соперники. Пробовали различные комбинации элементов, разучивали разнообразные ультра-си типа четверных подкруток и выбросов, изобретали поддержки, ломали голову над постановками, и если говорить начистоту, всем было крайне на руку, что олимпийские чемпионы взяли годичную паузу, а вслед за ними паузу по стечению обстоятельств взяли и вице-чемпионы – Столбова и Климов.

К чему это привело, мы и увидели в пятницу в Бостоне. Не стоит обманывать себя: судьи лишь расставили акценты в том, что хорошо просматривалось с трибун. А именно – что все три российские пары из последних сил выжимают из себя все, на что способны, и выглядит это на льду как остатки былой роскоши. Без малейшего намека на соревновательный кураж.

Усугубило ситуацию, как мне кажется и то, что в период своего олимпийского взлета Волосожар/Траньков, как и Столбова/Климов, были слишком яркими и запоминающимися. Такими же стали их выступления в Сочи. Теми эталонными выступлениями обе пары в определенном смысле обрекли себя на то, чтобы каждый последующий прокат в их исполнении сравнивали с олимпийским.

Выдерживать такое сравнение изо дня в день – тяжкий крест, но это крест чемпионов. Но если ты этого сравнения не выдерживаешь, значит, сдаешь позиции. Другого не дано.

То, что бороться с канадцами выигравшими год назад высший мировой титул российским лидерам будет крайне трудно, тоже прогнозировалось заранее. Математический анализ вероятной технической базы ведущих дуэтов наглядно показывал, что при чистом исполнении программ всеми лидерами этого сезона, даже у Волосожар и Транькова маловато шансов на победу. Другими словами, турнирные расклады стали зависеть не от выступления россиян, а от того, ошибутся или нет их соперники.

Максим и сам сказал после проката, что рассчитывал в Бостоне прежде всего на короткую программу, поскольку понимает: бороться с китайцами и канадцами в произвольной части катания будет значительно проблематичнее – может не хватить сложности.

Что до Столбовой и Климова – у них на двоих накопилось слишком много травм, которые банально не позволяли паре тренироваться.

Впрочем, борьба еще не окончена. Более того, шанс поправить положение в произвольной программе есть у каждой из российских пар. По крайней мере очень хочется в это верить.

Чемпионат мира. Бостон. 1 апреля. Пары. Короткая программа. 1. Венцзинь Сюй/Цун Хань (Китай) – 80,85. 2. Дюамэль/Редфорд (Канада) – 78,18. 3. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ – 77,13. 4. Савченко/Массо (Германия) – 74,22. 5. СТОЛБОВА/КЛИМОВ – 73,98. 6. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ – 72,00.