Фигурное катание

15 ноября 2018, 22:30

Ханю пока сильнее Загитовой. В любви фанатов

ISU Гран-при Кубок Ростелеком

В пятницу в Москве начнется соревновательная программа "Гран-при России". Накануне все участники турнира провели официальные тренировки, а самые активные болельщики – увидели своих кумиров

Дмитрий Лунев из Москвы

Утро рабочего дня на Ходынском поле. У дворца “Мегаспорт” пустынно, только изредка ходят рабочие, которые уже несколько месяцев строят рядом со станцией метро ЦСКА транспортно-пересадочный узел. Прохожие понимающе смотрят друг на друга – если тут и мог бы оказаться в 10 утра человек без каски, то только из-за фигурного катания.

Россию в последнее время нечасто балуют приездом больших спортивных звезд. После антидопинговых санкций такие события зимой в дефиците. "Гран-при России" – одно из немногих оставшихся из старых добрых времен. А нынешний турнир и вовсе стал событием топ-уровня, ведь на него приехали две главные звезды одной из главных зимних дисциплин – олимпийские чемпионы россиянка Алина Загитова и японец Юдзуру Ханю.

Плюшевые медведи - для Юдзуру Ханю.
Плюшевые медведи - для Юдзуру Ханю.

Винни-Пухи уже заканчиваются

Фанатов Ханю на трибунах во время тренировок в четверг было гораздо больше, чем поклонников Алины. Впрочем, поиски японцев, наплыв которых ожидается на соревновании по фигурному катанию в любой точке мира, сразу начинаются с неловкости. Дело в том, что за японским фигуристом ездит огромное количество китайцев, и несколько раз приходится извиняться за вопрос “Вы же из Японии приехали на Ханю посмотреть?” и избавляться от уверенности в исключительно японском характере феномена.

И все же после входа на арену ощущение, как будто попал в Токио – особенно если сесть поближе ко льду, где кучкуются гости из Страны Восходящего Солнца. Каждый прыжок или даже появление Ханю рядом, которое не требует “зума” на камере телефона – и раздаются аплодисменты вперемешку с восторженным визгом (90 процентов группы поддержки Ханю в Москве – девушки). И, конечно, бесконечное стрекотание фотоаппаратов. Многие привезли с собой навороченные камеры с длинными объективами. Весь первый ярус "Мегаспорта" увешан баннерами с иероглифами, кое-где попадаются загитовские и один – в память о Денисе Тене.

Очередь за игрушками.
Очередь за игрушками.

Феномен Ханюмании стоит особняком даже на фоне живых легенд в других видах спорта. В 22 года Ханю обожаем и почитаем не только в Японии – во всем мире, как показал национальный состав трибун в “Мегаспорте”. За Ханю здесь болеют и русские, и итальянцы, и китайцы, и австрийцы. Как только на льду пауза между тренировочными сессиями – у палаток с Винни-Пухами (медведь – талисман Юдзуру) появляется очередь.

– Сметают все, – объясняет киоскерша. – Сейчас бабушка подошла, попросила 20 плакатов с ним. Винни-Пухи у нас уже заканчиваются, рассчитывали на четыре дня, большую часть забрали за один несоревновательный день. Мы в шоке все. Сумасшедшие ребята они.

Выйти за Ханю замуж? Нет

Обоснования для сотворения себе кумира – самые разные. Даже прослеживаются четкие категории – помимо собственно японцев, которые болеют за своего, есть те, кто “перешел” в фигурное катание из аниме, комиксов и прочих ответвлений японской массовой культуры. А у многих личная история.

На первых рядах трибун на расстоянии вытянутой руки Винни-Пуха за Ханю болеет целый фан-клуб русских девушек:

– Разве важна национальность, когда нравится человек, нравится искусство, которое он творит? Это очень вдохновляет, – объясняет одна из них. – Началось все после проката в Сочи 2014 года, посмотрела – и понеслась… Он появился в очень сложный период жизни, был чем-то совершенным и помог мне выбраться из той ситуации. Мы вот с подругами сегодня бросили – кто учебу, кто работу – чтобы прийти. Как отнеслись на работе? Там уже все всё понимают.

Трибуны - за Ханю.
Трибуны - за Ханю.

Есть другие, не менее очевидные аргументы:

– Он много делает для родного города Сендай. Много участвует в благотворительных акциях. Не знаю похожего на него российского спортсмена. В фигурном катании – так уж точно.

А вот у китайских поклонниц фигурного катания и вовсе мотивация, можно сказать, политическая:

– Потратили 8000 тысяч юаней (около 75 тысяч рублей. – Прим. "СЭ"), чтобы посмотреть на Юдзуру в Москве. Он красивый, талантливый. Выйти замуж? Нет, лучше бы он был нам братом.

На стереотипный вопрос про натянутые исторически отношения Японии и Китая китаянки отвечают просто: “Именно Ханю – тот, кто помогает нам стать друзьями”.

Группа поддержки Алины Загитовой.
Группа поддержки Алины Загитовой.

Вперед, Zagi

После выступления Ханю зал заметно опустел, зато заговорил по-русски. И теперь уже в первых рядах были совсем дети, которые, правда, младше Загитовой всего лет на восемь. Эмоций было меньше – больше сосредоточенности, которую как будто распространяла вокруг себя Этери Тутберидзе. Но Алина была для домашнего этапа довольно расслабленной и в диалогах с тренером даже улыбалась. И после проката (который омрачила небольшая помарка на выезде из каскада) даже поприветствовала своих юных болельщиц и приняла букет от одной из поклонниц в футболке GoZagi. Уже неплохо, говорят поклонники в толпе у бортика.

Конечно, модель поведения Ханю выглядит более привлекательной для фанатов. С другой стороны – если сдержанность позволит Алине уверенно выиграть в пятницу и субботу – никто в “Мегаспорте” против не будет. К этому времени он снова должен стать российским – почти все билеты на соревнования проданы.