Фигурное катание

13 ноября 2021, 10:00

Мы за ценой не постоим? Травмы Трусовой и Усачевой — обратная сторона расцвета женского одиночного катания

Рустам Имамов
Корреспондент отдела спорта
Прогресс семимильными шагами невозможен без усилий над организмом.

Накануне всех потрясли кадры из Японии, где на разминке перед короткой программой «Гран-при» в Токио фигуристка Дарья Усачева упала с флипа и не смогла продолжить выступления. Она снялась с соревнований, поскольку даже не могла ходить без помощи врачей. В России трагедия Усачевой демонстрировалась под комментарии хореографа ее группы Даниила Глейхенгауза, который долгое время показывал стоическое спокойствие. Но стоит ли обвинять его в отсутствии эмоций к своей спортсменке, а Этери Тутберидзе и «Хрустальный» — за систематические травмы? Никто ведь никого не заставлял выбирать этот путь, а в «Самбо-70» всего лишь дают возможность взобраться на мировой пьедестал. Как говорит сама Тутберидзе, пресловутые «равные шансы».

Глейхенгауз открыл глаза зрителям на очевидное

Сюрреалистичная картина — 15-летняя девушка корчится от боли на весь мир и взывает о помощи, в то время как работающий с ней хореограф Даниил Глейхенгауз демонстрирует холодность, граничащую с полной отреченностью от происходящего. «И вот мы видим, как она покидает лед. Очень... неожиданно», — все, что он смог выдать в репортаже Первого канала. Надо ли говорить, что подобная реакция на тяжелую травму у своей ученицы вызвала недоумение у зрителей. Если Глейхенгаузу тяжело изобразить эмоции в прямом эфире федерального телеканала, то как он реагирует на проблемы со здоровьем вне публичного поля? В дальнейшем в ходе эфире Даниил постарался вырулить из этой ситуации и призвал болельщиков писать слова поддержки Дарье, но было уже слишком поздно.

Хотя стоит ли винить хореографа? Честность лучше лицемерия. Пусть ранее сам Глейхенгауз и не говорил об этом открыто, но позиция его команды давно известна. Этери Тутберидзе еще четыре года назад обозначила свою группу как «фабрику», а отдельных фигуристок — как «продукты». В эпоху Евгении Медведевой это еще не так сильно выделялось, и даже появление Алины Загитовой статус-кво не сильно меняло. Есть Медведева, есть Загитова, а есть все остальные. С приходом поколения Александры Трусовой, Алены Косторной и Анны Щербаковой все стало иначе. Работа превратилась в конвейер, который и не думает останавливаться. Фабрике все равно, что ТЩК еще не успели выиграть все свои титулы, а коронавирус отобрал у них новый сезон. На подходе ВУХ (Валиева, Усачева, Хромых), так что готовьтесь либо освобождать позиции, либо бороться за место под солнцем.

Задача — подготовить призеров Игр. Фамилии — дело второстепенное

Усачева выходит во взрослые с едва ли не худшими стартовыми позициями в «Хрустальном» за последние годы. Мало того, что с авансцены еще не сошли (и сойдут ли?) лидеры прошлых лет, так и ее одногодки Камила Валиева и Майя Хромых по техническому потенциалу сильнее. Можно сколько угодно говорить, что не стоило требовать от Дарьи учить тройной аксель во что бы то ни стало, и что именно тренировки акселя сломали молодой талант. Но, с другой стороны, тренер ЦСКА Сергей Давыдов в недавнем интервью «СЭ» ясно выразился, что с тройными прыжками сейчас даже бороться нет смысла. Мы перешли в эпоху ультра-си и для серьезных притязаний хочешь не хочешь, но работать над многооборотными прыжками придется. Чего бы эта работа в итоге ни стоила.

Усачева наверняка могла бы отказаться работать над акселем, но в таком случае и об олимпийских перспективах ей пришлось бы забыть. Вряд ли такой ход даже привел бы к необходимости смены тренера, разве что не по инициативе самой фигуристки или ее родителей. Ведь настойчивость в плане изучения новых элементов — это точно не прихоть Тутберидзе. Все, чего добивается Этери, — это максимальная нацеленность на результат. Для нее спорт — это война, а фигуристки — это солдаты. На войне все средства хороши, а потерю одного бойца отряд замечать не должен. Именно поэтому новые звезды штампуются как на заводе. И понятное дело, что ключевая задача для «Самбо-70» — добиться максимального представительства на Олимпиаде и завоевать в Пекине все возможные медали. А кто конкретно это сделает: Щербакова, Валиева, Хромых, Трусова или Усачева — так ли это важно? Недаром в «Хрустальном» вывели к 2022-му сразу шесть спортсменок мирового класса, каждая из которых способна выиграть Игры.

Ответственность за травмы ложится на спортсменок и их родителей

Поэтому помощь Дарье с тройным акселем — это, скорее, пример человеческого отношения. Когда в группе уже есть набор спортсменок на олимпийский пьедестал, проблемы одной конкретной Усачевой не сильно-то, по идее, и должны волновать. Проигрываешь конкуренцию? Твои проблемы, мы все радуемся новому рекорду Валиевой и восстановленным четверным Щербаковой. Но для Тутберидзе «равные шансы» — не выражение для красивого поста в Instagram. Это философия команды «Хрустального», пришли к которой тренеры, скорее всего, после драмы Евгении Медведевой. Медведева, если помните, хотела учить четверные, а в олимпийский год — исполнять все прыжки во второй половине программы, как Загитова. У нее не получалось, были проблемы со здоровьем, и контент пришлось упростить. Итог всем известен — 1,5 балла разницы и победа Алины. На эмоциях сразу после проката в олимпийском Пхенхчане Евгения в сердцах сделала выговор тренеру за то, что та не дала ей возможности победить Загитову, поскольку у них неравные позиции в технике.

Что же, урок выучен, и сейчас Тутберидзе дает возможность всем выучить столько квадов, сколько душе угодно. Карт-бланш дали даже Трусовой. Изначально Этери была против попыток идти больше чем на три четверных, и эти споры во многом и привели к годичной «стажировке» у Евгения Плющенко. Теперь Александра вернулась и может прыгать сколько захочет. И тот факт, что эти прыжки привели ее к рецидиву травмы и пропуску «Гран-при», уже целиком на ее совести. Она хочет побеждать и понимает, что единственный ее шанс — быть лучше всех по технике. Здесь так и хочется привести аналогию с сериалом «Игра в кальмара». Кто виноват во всех смертях во время испытаний — организаторы кровавых забав или жадные люди, готовые на все ради баснословных денег? Вопрос риторический.