Фигурное катание

11 октября 2019, 23:25

Судьи столкнули Косторную и Туктамышеву в Эспоо

Елизавета Туктамышева даже с тройным акселем проиграла Алене Косторной почти пять баллов в короткой программе на турнире в Финляндии

Эспоо (Финляндия)
Женщины
Короткая программа
1. Алена Косторная (Россия) — 77,25 балла
2. Елизавета Туктамышева (Россия) — 72,66
3. Юхана Йокои (Япония) — 65,09
4. Йенни Сааринен (Финляндия) — 60,06
5. Ева Лотта Киибус (Эстония) — 59,84

Развитие социальных сетей в последние несколько лет сделало предстартовые официальные тренировки одиночников практически частью соревнований. Разогрев, демонстрация силы или декларация о намерениях — можно называть их как угодно, это не изменит сути происходящего. Количество и виды исполненных прыжков обязательно будут зафиксированы, подсчитаны, а то и запечатлены на видео, чтобы будоражить умы болельщиков и рисовать картину выступления фигуриста еще до выхода на лед.

Публикация от KOSTORNAIA TEAM ? (@kostornaiateam)

Тайное оружие

Примерно такой эффект в четверг, за день до женской короткой программы на турнире Finlandia Trophy произвели видео с исполнением двух тройных акселей сольно и в каскаде дебютанткой взрослого сезона Аленой Косторной. Вдруг из спортсменки, чьим катанием восхищаются болельщики и специалисты по всему миру, но технически отстающей сразу от многих соперниц, она превратилась в чуть ли не самую сбалансированную фигуристку сборной. Прыжок выглядел настоящим тайным оружием — его исполнение нигде и ни разу не анонсировалось, а видео с его последним приземлением Аленой на тренировке датировалось аж мартом 2018 года. Позже в кулуарах даже проскальзывала информация, что фигуристка сильно упала с прыжка и потому отказалась от его освоения.

Вынужденная смена стратегии

Победа Косторной в финале юниорского «Гран-при» в декабре прошлого года над Александрой Трусовой, пытавшейся сделать три четверных прыжка, но потерпевшей неудачу, выглядела подтверждением правильности выбранной стратегии. Однако контрольные прокаты взрослой сборной России, состоявшиеся в сентябре в Лужниках показали, что подобный подход едва ли сработает, поскольку все топ-фигуристки выжали из себя максимум в плане усложнения программ, и этот сезон в плане стремительности прогресса отдельных спортсменок обещает стать историческим.

Алена Косторная: «В произвольной буду прыгать тройной аксель. Посмотрим, один или два». — Всегда есть, куда совершенствоваться. Но в целом я довольна. — В какую сторону совершенствоваться? — Дойти до уровня произвольной. Короткую придется немного менять. Сегодня можно было сделать лучше дорожку шагов и вращения. — Мы видели на тренировке, как вы идеально исполняли тройной аксель. Будет ли он в произвольной, и почему его не было в короткой? — В произвольной будет. В короткой нет, потому что этот элемент я начала тренировать только после открытых прокатов. Хорошо он стал получаться в последние недели две. Для меня главное, чтобы я ехала и понимала, что его прыгну. А не так — попаду или не попаду. Пока решили не рисковать. — В произвольной будете прыгать два тройных акселя или один? — Сейчас на тренировках катаюсь с двумя. Но по ходу старта програма может меняться. Тройной аксель буду прыгать в произвольной точно. Посмотрим, один или два. — Сегодня вы выступали первой. Что чувствовали? — Первая мысль: «Блин, я первая». Но потом поняла, что это огромное преимущество. После шестиминутной разминки я вышла и откатала, освободилась раньше всех и теперь у меня больше времени, чтобы отдохнуть. — Это ваш первый взрослый старт. Сильно волновалась? — Особого волнения не было. Я всегда делаю одно и то же на тренировках. Почему я должна выйти на соревнования и что-то не сделать? Этот как кататься на велосипеде — один раз научился и умеешь. — Турнир проходит практически в домашней атмосфере. Это важно для вас? — Не очень важно. Это не особо меняет ситуацию. — Почему оставили прошлогоднюю короткую? — С ней я выступала только один раз на крупном турнире. Это был финал Гран-при. И многие судьи ее не видели. А она на самом деле очень хорошая. — Вы очень любите эту короткую? — Да. Не могу сказать за что конкретно люблю ее, но катаюсь действительно в удовольствие. Ощущение легкости от проката. — После контрольных прокатов прошло больше месяца, а ваш первый турнир — только сейчас. Причина задержки в работе над тройным акселем? — Нет, изначально в планах стоял этот турнир, других не было. Почему именно этот я не знаю.

Публикация от KOSTORNAIA TEAM ? (@kostornaiateam)

Щедрый прием без риска

Вместе с тем было любопытно, как примут дебютантку взрослого сезона, вытащившую вдобавок ко всему первый стартовый номер? Ту же Анну Щербакову в короткой программе в Бергамо приняли прохладно — на 67,73 балла, а Трусову в Братиславе теплее, но все равно сдержанно — на 74,91.

Алена и ее тренеры все-таки решили не рисковать и обойтись без тройного акселя. Постановка «Ангел», оставленная с прошлого сезона, выверена до каждого движения, завораживает тем, как обыграны заходы и выезды со всех прыжков. Одни моменты, когда фигуристка взлетает после приземления двойного акселя и взмахивает в самом конце импровизированным крыльями, чего стоят. Эти и многие другие фишки в программе заставили судей забыть о первом стартовом номере и поставить Косторной щедрые 77,25 балла. Из которых 43,11 за технику и очень достойные для дебюта 34,14 за компоненты, при том, что крохотные шероховатости в прокате фигуристки все же были.

Вне конкуренции по технике

Результат Косторной — второй в сезоне после японки Рики Кихиры, набравшей за идеальный прокат с тройным акселем 78,18 балла. Правда, пока короткую программу на соревнованиях еще не исполняла Загитова. Любопытно, что на международных соревнованиях оценка Алены за технику оказалась наивысшей из всех выступавших до этого россиянок, а за компоненты из российской сборной больше получала только Евгения Медведева в Оаквиле — 35,60.

Дива Туктамышева

Елизавета Туктамышева к выступлению в Эспоо тоже подошла во всеоружии, остановившись на первоначальной версии короткой программы под «Drumming Song» в исполнении Florence And The Machine. Что кстати оказалось очень кстати, так как выступавшая сразу после нее фигуристка каталась под «Oblivion», который был саундтреком к короткой программе Туктамышевой на контрольных прокатах в Москве и турнире в Бергамо.

Лиза каталась уверенно, ярко и зажигательно. Про то, что тройный аксель был исполнен легко и безукоризненно, можно даже не упоминать, настолько этот прыжок стал для фигуристки привычным. Визуально прокат выглядел одним из лучших для нее в короткой программе за все время. Выглядела Елизавета настоящей дивой с чертовщинкой плюс ко всему обладающей классными прыжками. Теплый прием зала это только подтверждал. Однако полученные ею 72,66 балла выглядели шокирующими даже для самой Туктамышевой, иронически улыбнувшейся при их объявлении. Что же привело к такому результату?

Ледяной душ

Во-первых, за неверное ребро на тройном флипе в каскаде сразу же отняли около трех баллов. Только третий уровень на всех непрыжковых элементах кроме прыжка в волчок. А еще более скромные плюсы за качество исполненных элементов, чем у Косторной, и меньшая, чем у нее же почти на балл оценка за компоненты. Даже, если какие-то отдельные претензии арбитров и были оправданы, то в целом судейство в отношении Туктамышевой получилось жестоким и почти деморализующим. Впрочем, фигуристке не привыкать упорно продолжать свой путь. Ледяной душ от арбитров давно превратился для Лизы в способ закаливания.

Произвольную программу в Эспоо женщины представят в воскресенье, 13 октября в 15.30 по московскому времени.