Футбол

17 марта 2017, 14:15

Футбольные долгожители. Айяту превзошел Блаттера и Авеланжа

В Аддис-Абебе в четверг произошла региональная революция. Камерунец Исса Айяту, возглавлявший Африканскую конфедерацию футбола почти тридцать лет, проиграл со счетом 20:34 выборы представителю Мадагаскара 57-летнему Ахмаду Ахмаду. В связи с этим "СЭ" вспоминает крупных футбольных чиновников-долгожителей.

Исса АЙЯТУ (Камерун), президент Африканской конфедерации футбола с 10 марта 1988-го до 17 марта 2017 года – 29 лет

Исса АЙЯТУ. Фото AFP
Исса АЙЯТУ. Фото AFP

В прошлом член камерунских сборных по легкой атлетике и баскетболу принадлежит к влиятельной на севере Камеруна семье. В частности, его брат Саду был в начале 90-х премьер-министром страны.

Африканскую конфедерацию футбола (КАФ) Исса возглавил еще в 1988 году и руководил ею до сих пор с перерывом на четыре с половиной месяца, когда исполнял обязанности президента ФИФА в связи с отстранением от этой должности в начале октября 2015 года Зеппа Блаттера.

При Айяту у Африки выросло с двух до пяти сборных представительство в финальных турнирах ЧМ, с 8 до 16 увеличилось число команд-участниц финальных турниров в Кубке Африки, на континенте развивались клубные соревнования, была учреждена Африканская лига чемпионов. Камерунец, наконец, способствовал предоставлению ЮАР ЧМ-2010. Вместе с тем он ловко устранял конкурентов. Так, перед выборами 2013 года протащил в устав конфедерации поправку, согласно которой кандидатами в президенты организации могут быть только действующие или бывшие члены ее исполкома. Тем самым он вывел из борьбы ивуарийца Жака Анума. В 2015 году на Генеральной ассамблее КАФ для претендентов на президентский пост был отменен возрастной предел в 70 лет (сейчас камерунцу как раз столько). Осенью ассамблея проголосовала за введение ограничения – не более трех президентских сроков, но прошлые мандаты – а у Айяту их набралось семь – не подлежали учету.

Вместе с тем камерунцу помешало начатое прокуратурой Египта расследование по поводу продажи телевизионных прав без проведения тендера, что противоречит законодательству этой страны, в которой находится штаб-квартира КАФ. К тому же Айяту воспринимался как человек Блаттера, хотя и соперничал со швейцарцем на выборах в президенты ФИФА 2002 года, которые с треском проиграл. Да и голосование на этот раз, что существенно, было тайным, а не открытым.

Йозеф БЛАТТЕР (Швейцария), президент ФИФА с 8 июня 1998-го до 8 октября 2015 года – 17 лет и 122 дня

Йозеф БЛАТТЕР. Фото AFP
Йозеф БЛАТТЕР. Фото AFP

На фоне африканского царька – а Айяту в самом деле сын султана (традиционного вождя) халифата Сокото, который существовал в начале XIX века на севере современной Нигерии – долголетие на престоле бывшего президента ФИФА меркнет. Избранный в 1998 году, когда ему уже было 62, швейцарец переизбирался "всего-то" четыре раза. Причем, после выборов 2015 года в связи с коррупционным скандалом, можно сказать, и не правил.

При Блаттере ФИФА из убыточной организации превратилась в финансовую империю, неимоверно выросла футбольная телеаудитория, чемпионаты мира перекинулись на Азию и Африку. Увы, в памяти людей останутся также всякого рода разоблачения. В декабре 2015 года комитет ФИФА по этике отлучил Блаттера от футбольной деятельности на восемь лет. Впоследствии апелляционный комитет сократил ему и Мишелю Платини срок дисквалификации до шести годков, но, учитывая преклонный возраст (81 год), швейцарец, в отличие от 61-летнего француза, не имеет никаких шансов на возвращение в футбол в каком-либо качестве.

Жоау АВЕЛАНЖ, президент ФИФА с 8 мая 1974-го до 8 июня 1998 года – 24 года и 31 день

Жоау АВЕЛАНЖ. Фото REUTERS
Жоау АВЕЛАНЖ. Фото REUTERS

Участник двух Олимпиад – в 1936 году как пловец и в 1952 году как член ватерпольной команды, бразилец, как и впоследствии Блаттер, немало работал на популяризацию футбола. При нем ЧМ впервые состоялся в Северной Америке (1994), стали проводиться молодежные, юношеские и женские чемпионаты мира. Именем Авеланжа наречен Олимпийский стадион в Рио-де Жанейро. Он и скончался в августе прошлого года, когда там походили Олимпийские игры, которые город получил во многом благодаря нему. Однако через много лет после ухода бразильца с поста президента ФИФА он был признан виновным в получении взяток за телетрансляции с ЧМ-2002 и 2006. Судебного преследования Авеланж избежал лишь ввиду преклонных лет.

Жюль РИМЭ (Франция), президент ФИФА с 1 марта 1921-го до 21 июня 1954 года – 33 года и 112 дней

Жюль РИМЭ (слева). Фото REUTERS
Жюль РИМЭ (слева). Фото REUTERS

Абсолютный рекорд правления – более 33 лет – принадлежит третьему президенту ФИФА, стоявшему у истоков создания этой организации. Вдохновлённый успехами олимпийских футбольных турниров француз стал инициатором проведения мировых первенств, так что до 1970 года главный приз, известный также как "Золотая богиня", даже носил его имя. После того, как сборная Бразилии выиграла трофей в третий раз, его ей отдали на вечное хранение. Правда, в 1983 году он был похищен и, вероятно, переплавлен.

Что касается самого месье Римэ, то в 1956 году он номинировался на Нобелевскую премию мира и в том же году уже после своей кончины был награжден Орденом ФИФА. Конечно, современники несколько приукрасили его образ. Известно, что француз крепко держался за кресло и решительно противился созданию УЕФА, а также проведению европейских чемпионатов, в которых видел противовес своей власти. Однако, так или иначе имя Римэ в истории осталось незапятнанным чем-то непотребным. На зависть сегодняшним деятелям.

Валентин ГРАНАТКИН, вице-президент ФИФА (1947 – 1950), первый вице-президент ФИФА (1955 – 1979)

Алексей ХОМИЧ, Валентин ГРАНАТКИН, Лев ЯШИН. Фото Федор АЛЕКСЕЕВ
Алексей ХОМИЧ, Валентин ГРАНАТКИН, Лев ЯШИН. Фото Федор АЛЕКСЕЕВ

Сейчас, когда Россия лишилась места в исполкоме ФИФА, уместно вспомнить о советском функционере, который работал в этой организации бок о бок с пятью президентами – от Жюля Римэ до Жоау Авеланжа. По инициативе последнего был учрежден, между прочим, Мемориал Гранаткина, ежегодный российский турнир для команд, составленных из футболистов в возрасте до 18 лет.

– Гранаткин, как первый вице-президент, пользовался огромным уважением во всем мире, которое переносилось на нашу федерацию и всю страну, – заметил недавно в интервью "СЭ" Вячеслав Колосков, тоже долгожитель ФИФА и УЕФА.