25 июня 2019, 12:30
21 июня матчем Египта с Зимбабве (1:0) стартовал 32-й розыгрыш Кубка африканских наций – первый в истории, проводящемуся летом. Сменой времени проведения организаторы турнира не ограничились, добавив сразу несколько нововведений, многие из которых вызывают большие вопросы.
Изначально за право принимать Кубок Африки-2019 боролись восемь стран. И Египта среди них не было.
На заседании исполкома Африканской конфедерации футбола (КАФ) в январе 2014 года странами-претендентами официально были объявлены Алжир, Камерун, Кот-д’Ивуар, Гвинея, Кения, Замбия и ДР Конго. Все они по разным причинам не смогли стать хозяйками турнира.
Первой о прекращении кампании заявила ДР Конго – из-за невозможности обеспечить безопасность в восточной части страны заявка была отозвана. Совместные заявки Замбии и Малави, а также Кении и Уганды рассмотрены не были. Алжир был одним из самых сильных претендентов, но все пошло прахом из-за убийства камерунского футболиста Алберта Эбози в августе 2014-го во время матча чемпионата страны. В итоге в сентябре на исполкоме КАФ было объявлено, что Камерун примет Кубок Африки в 2019 году, Кот-д’Ивуар – в 2021-м и Гвинея в 2023-м.
До 2018 года сомнений в готовности Камеруна не было, однако в ноябре, за полгода до старта континентального турнира, КАФ созвала экстренное заседание в Гане и отобрала у Камеруна право принимать турнир. Помимо неготовности стадионов опасения вызывали действия сепаратистов из англоязычных районов страны – за две недели до заседания они взяли в заложники 78 детей на северо-западе государства.
На замену Камеруну были предложены две кандидатуры – ЮАР и Египет. За ЮАР проголосовал всего один член исполкома, за Египет – 16.
Кубок африканских наций традиционно проводился зимой – в январе-феврале. Однако в этом году организаторы перенесли турнир на лето. Такие кардинальные перемены легко объяснимы – европейские клубы были очень недовольны, когда посреди сезона лишались на несколько недель важных футболистов. Так, например, в 2008 году "Барселона" была резко против отъезда камерунца Самюэля Это’О и ивуарийца Яя Туре.
Также КАФ сдвинула начало турнира на неделю, чтобы футболисты-мусульмане смогли отдохнуть после священного месяца Рамадан, который закончился 3 июня. Об этом попросили страны из Северной Африки – Марокко, Алжир, Тунис и Египет.
Перемены коснулись и формата проведения турнира. Впервые в истории за титул борются 24 сборные, а не 16, как было раньше. Участники поделены на шесть групп по четыре сборной в каждой, что значительно увеличивает продолжительность турнира, но не повышает уровень футбола. В Египет приехало несколько откровенно слабых сборных, многие из которых даже не способны найти средства на поездку – деньги для сборной Бурунди без преувеличения собирали всей страной.
Еще одним спорным нововведением может стать использование системы VAR, которая в Африке пока не пользуется доверием. В финале африканской Лиги чемпионов-2019 между "Эсперансом" (Тунис) и "Видад Касабланка" (Марокко) система не сработала, из-за чего болельщики, игроки и тренеры марокканцев выбежали на поле с претензиями к арбитру, который был вынужден досрочно завершить матч.На Кубке Африка VAR будет работать с 1/4 финала.
32-й розыгрыш Кубка Африки проходит в четырех египетских городах. Матчи проводятся на шести стадионах, половина из которых находится в Каире: главная арена страны – Международный стадион, 30-тысячники "Аль-Салам" и "Стадион 30 июня". Кроме того, матчи проходят на аренах в Александрии, Суэце и Исмаилии.
Матчи группового этапа начинаются в 16.30, 19.00 и 22.00 по местному времени. Например, в понедельник в состоялись три матча – все в Каире. В этот день, согласно официальным данным, температура воздуха в столице Египта достигла +35,9 градусов. Разумеется, в тени. На солнце, наверное, было +50. Это абсолютно стандартная июньская погода для Каира – то есть организаторы знали, на что шли. Похолоданий не ожидается. Например, если верить Google, во вторник и среду в мегаполисе ожидается +41. В Суэце чуть похолоднее – +38 и +39. В Исмаилии – +41 и +40. Боле-менее приемлемая погода в Александрии – в последнии дни там стабильно +30. Если добавить к этому еще и морской ветер – вообще комфортно. Но Александрия – исключение.
В Камеруне, где изначально планировали проводить Кубок Африки, вроде бы, не так жарко – +26-28. Зато постоянно льют дожди, а влажность – 90 процентов. Есть и еще один момент: лето – тот сезон, когда малярийные комары наиболее активны. Если Египта это никак не касается, то Камеруна – очень даже. Как и Кот-д'Ивуара и Гвинеи, где планируется проводить следующие Кубки Африки.
Организаторы КАН-2019 предусмотрели аж четыре паузы на водопой в каждом матче. А вот что делать сидящим под палящим солнцем болельщикам, они не придумали. Важно отметить: ни одна арена турнира не оснащена козырьком на трибунами.
На Кубке Африки провели уже 10 игр, и на половине не присутствовало и пяти тысяч зрителей. Все в порядке было только на матче открытия между Египтом и Зимбабве (1:0) – 73 299 человек. Антирекордным же пока является матч между ДР Конго и Угандой (0:2) – на огромный Международный стадион в Каире пришло чуть больше тысячи болельщиков.
Тенденция ясна – на матчах Египта будут аншлаги, другие же игры большого интереса не вызывают. Кубок африканских наций – не чемпионат мира и не чемпионат Европы, где почти на каждом матче стадионы заполнены до отказа: на предыдущих, зимних, турнирах тоже было много игр с пустыми трибунами. Однако после расширения числа участников финальной стадии таких матчей стало еще больше. Смысл расширения Евро ясен – УЕФА стал зарабатывать намного больше, эксперимент удался. А вот по поводу целесообразности увеличения финальной пульки Кубка Африки есть большие сомнения. Пока реформы – провальные.