Футбол

6 февраля 2019, 12:30

"От боли и неожиданности я взревел". 31 год назад Винни Джонс схватил Гаскойна за яйца

Гоша Чернов
Корреспондент
История того самого снимка, на котором знаменитый костолом делает больно знаменитому полузащитнику.

Сдержать Газзу

6 февраля 1988 года в матче чемпионата Англии "Уимблдон" и "Ньюкасл" сыграли вничью – 0:0. Но кто это вообще помнит? И кого это волнует?

Это был уникальный матч. Счет стерся из памяти, зато увековечен неигровой момент с участием двух известных людей. При этом каждый из них знаменит по разным причинам и в разных сферах.

Друг с другом играли середняки, но в каждой команде были свои яркие личности. В "Уимблдоне" – 23-летний ВинниДжонс, футболист с внешностью и телосложением мордоворота, главарь "банды психов" (в оригинале – CrazyGang, так в Англии в 1980-х называли "Уимблдон"). В "Ньюкасле" – 20-летний Пол Гаскойн, восходящая звезда английского футбола (по итогам сезона-1987/88 хавбек получит приз лучшему молодому футболисту от Ассоциации профессиональных футболистов).

Перед игрой главный тренер "Уимблдона" Бобби Гоулднедолго думал о том, как сдержать Гаскойна. В 1980-е все еще была распространена персональная опека, так что Гоулд велел своему лучшему солдату прикрывать юркого и техничного Газзу. Винни Джонс не был в восторге от этой идеи. "Я разругался с Гоулдом на предматчевой установке, посылал его подальше, – вспоминал Джонс. – Не собирался бегать вокруг какого-то пацана всю игру. Когда выговорился, сразу же уехал с тренировочной базы и сказал, что не буду никого персонально опекать".

Кошмар по имени Винни

Гаскойн в автобиографии так описывал все, что происходило перед матчем: "Нам предстояла игра с "Уимблдоном" – командой трех жестких парней, Винни Джонса, Денниса Уайза и Джона Фашана. Во время разминки фотографы постоянно снимали меня, а я не мог отогнать от себя мысли о Джонсе, который находился на другой половине поля. Даже на расстоянии он казался мне монстром! Перед каждой игрой я нервничал, а тогда вообще оказался эмоционально выжат еще до стартового свистка".

Естественно, Джонс все-таки принял установку тренера, но подошел к ее исполнению творчески. За несколько минут до старта грозный Винни подошел к Гаскойну и прохрипел его на ухо: "Меня зовут Винни Джонс, и я буду рядом всю игру. Я не играю в футбол – и ты тоже не будешь. Ты понял меня, толстяк?" И не соврал: на протяжении всей встречи амбализ "Уимблдона" был приклеен к юноше из "Ньюкасла". Тянул его за майку, наступал на бутсы, толкал и сбивал с ног. "Когда я впервые дотронулся до мяча, он атаковал меня так, что я взлетел в воздух, должно быть, футов на пять, – рассказывал Гаскойн. – До финального свистка он ни на секунду не оставлял меня в одиночестве за исключением одного момента, когда ему пришлось вбрасывать мяч из аута". Этот эпизод хорошо помнит Деннис Уайз, напарник Джонса: "Перед тем как выполнить вбрасывание, Винни повернулся к Газзе и крикнул: "Толстяк, я вернусь через минуту". Я не мог поверить, что он только что назвал Гаскойна именно так. Сразу после аута Винни вернулся к Полу и встал прямо рядом с ним".

Крепкая хватка

Газза не мог сконцентрироваться на игре. План Джонса работал, но ему этого было мало. Во втором тайме перед "стандартом" у ворот "Уимблдона" свирепый Винни причинил Гаскойну физическую боль. "Мы стояли в штрафной, ожидая подачи, – пишет Газза в своей книге. -Джонс был впереди меня, внезапно отвел назад руку и схватил мои яйца. От боли и неожиданности я взревел. Думаю, в тот момент никто не понял, что на самом деле произошло, тем более что мяч полетел в другое место. Но благодаря фотографам уже на следующий день об этом знала вся Англия".

 

"Я никогда не делал такого раньше и не повторял после, – признавался Джонс. – Все получилось спонтанно, это явно не было запланировано. Тогда я не получил никакого наказания, а сейчас мне влепили бы шестимесячную дисквалификацию". Гаскойн был в шоке: "Люди до сих пор спрашивают меня, было ли мне больно. Посмотрите на мое лицо, на вздувшиеся вены на шее, когда он схватил меня! Я хотел обратиться к судье, но не смог и просто взвизгнул".

Дружба длиной в десятилетия

После игры Гаскойну все еще было тяжело. В интервью Газза признавался, что это был единственный матч, когда он с нетерпением ждал финального свистка. Гаскойн трясся, он все еще находился в состоянии шока. Тогдашний одноклубник Пола, Даррен Джексон, вспоминал: "Гаскойн покидал поле в ужасе. Его состояние было настолько тяжелым, что он плакал в раздевалке".

На следующий день Газза отправил Джонсу посылку – красную розу. Он хотел примириться с Винни, но в ответ получил туалетный ершик. Впрочем, это была лишь шутка от Джонса, а не угроза. Сейчас они крепко дружат и в прошлом году дали совместное интервью, в котором вспомнили 1988 год.

 

Ну а фотография с тем самым моментом вошла в золотой фонд футбола. В 1991 году Джонс заказал художникам рисунок с великим эпизодом и повесил картину у себя дома. Фотографию использовали в рекламных целях и даже превращали ее в фигурку для игры в разновидность настольного футбола.

 

В последние годы Гаскойн лечился от алкоголизма, но все еще не поборол недуг. В прошлом году Газзу задержали, а затем обвинили в сексуальных домогательствах в вагоне поезда. Судебное разбирательство еще не завершено.

А Джонс сделал успешную кинокарьеру, снялся во множестве блокбастеров. Его последняя работа – сериал "Убийство Ганди", вышедший в 2018 году. Сейчас он занят в съемках восьми различных кинолент.