Футбол

8 июня 2016, 20:30

Merci, Круасси! Как Россия провела тренировку с болельщиками

Игорь Рабинер
Обозреватель
Обозреватель "СЭ" – об открытой для болельщиков тренировке сборной России.

Игорь РАБИНЕР
из Круасси-сюр-Сен

ВЛЮБЛЕННЫЕ В КОКОРИНА

...Три стрелявшие глазками студентки в зеленых футболках бразильского "Палмейраса" – Николь, Бруна и Беатрис – знали куда шли. Первая из них говорила мне с придыханием: "У вас там есть один о-о-очень сексуальный парень – я же альбом с фотографиями игроков рассматривала, знаю. Скажите только, правильно ли ставлю в его фамилии ударение. КокорИн?". Пришлось девушку слегка поправить.

Нет, этот диалог произошел не сейчас, не на открытой для болельщиков тренировке сборной России в Круасси-сюр-Сен. Николь говорила это, а потом все занятие искала глазами своего кумира два года назад, 11 июня 2014 года в бразильском Иту. И ту тренировку, а в первую очередь атмосферу вокруг нее все, кто ее видел, называют единственным светлым пятном за все время пребывания команды Фабио Капелло в Бразилии. До и после того был беспросветный концлагерь – и для игроков, и для журналистов, которым нельзя было ничего. И ладно бы он к чему-то путному на поле привел...

Один из немногих российских болельщиков, к тому моменту уже добравшихся до Иту, оказался выдающимся заводящим – дирижировал хором бразильских болельщиков, которые мощно скандировали: "Дза-го-ев!", а Акинфееву раз шесть подряд выкрикнули: "Игорь-Игорь-Игорь..."

Я видел минимум троих местных болельщиков на костылях и одного в инвалидной коляске. Я видел мамаш с грудничками и вообще сотни женщин. И глубоких, едва ковылявших стариков. И все это – притом, что местная префектура лишь за два часа до бесплатной раздачи билетов распространила информацию об этом, а средняя посещаемость тамошнего клуба "Итуано" за сезон составляла две с половиной тысячи зрителей. Но интерес к России – впоследствии нами на чемпионате мира не подтвержденный – был огромен.

Сработай префектура лучше – может, и весь 18-тысячник удалось бы заполнить. Но и так на трибунах стадиона "Доктор Новелли Джуниор" собралось восемь тысяч (!) зрителей – в несколько раз больше совокупной посещаемости нынешних контрольных матчей на нейтральных полях с Чехией и Сербией.

А три веселых бразильских студента (на мой вопрос, приедут ли они на ЧМ-2018, они ответили: "Обязательно, но жить будем только у тебя дома!") на той самой тренировке дали мне такую версию состава сборной России: "Жирков! Дзагоев! Шарапова!" Прошло два года, и вот как жизнь поворачивается: двое первых получили травмы прямо перед отъездом на сбор перед Euro, а третья, в ту пору только что выигравшая "Ролан Гаррос" (ее имя скандировали всю тренировку в Иту!), попалась на мельдонии...

Меняется год. Меняются турниры и участники. Меняется дух. Парадокс, но духу нынешней сборной России гораздо больше соответствовала обстановка на открытой тренировке в Иту, чем в Круасси.

От того же Кокорина гораздо больше ждали в Бразилии, чем во Франции. Сейчас вокруг его имени никакого ажиотажа нет. Но соглашусь с двумя бывшими вратарями, Станиславом Черчесовым и Вячеславом Малафеевым, предположившими, что именно в обстановке, когда от него отвлечено излишнее внимание, кумир студентки Николь (интересно, вспомнит ли она сейчас его фамилию?) способен выстрелить. Не знаю уж, стать ли новым Аршавиным, как предположил в колонке для "СЭ" Малафеев, но сыграть гораздо увереннее и ярче, чем два года назад.

Сегодня. Круасси-сюр-Сен. Дети следят за работой сборной России. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Сегодня. Круасси-сюр-Сен. Дети следят за работой сборной России. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

МЭР КРУАССИ УМОЛЯЛ ОБЫГРАТЬ АНГЛИЮ

Здесь все было гораздо камернее. Хотя столь же дружественно. А с нашей стороны даже поболе, чем два года назад. Речей Капелло в микрофон не припоминаю, а Леонид Слуцкий высказался. Правда, не по-французски, как накануне во время своей открытой тренировки блеснул полиглот Рой Ходжсон, а по-русски: "Очень приятно, что у нас будут во Франции персональные болельщики. И не только россияне, но и жители этого прекрасного городка. Постараемся, чтобы они нам здесь гордились". Переводчик оказался человеком творческим и перевел слова главного тренера сборной России в рифму: "Мерси, Круасси!"

Жаль только, что, в отличие от Бразилии, журналистскому и болельщицкому потокам не дали соединиться. Наши бы точно пустили, да люди в строгих пиджаках с нашивкой УЕФА сказали категорическое "нет", причем аж за 40 минут до начала, когда, как я наивно полагал, на трибуну (где обычно как раз журналисты и располагаются, но тут их сдвинули) можно будет взобраться без помех.

Отказали нам уефашники из соображений безопасности. Связи мне тут не виделось никакой. Кто какую угрозу мог представлять – репортеры народу или народ репортерам? Впрочем, в данном случае именно к России это не имело ни малейшего отношения. Более того, мы-то хотя бы могли наблюдать за происходящим на трибуне из-за барьерчика, почти вплотную. Тогда как английская пресса накануне – с противоположной трибуны. То есть, по сути дела, только слыша, но почти ничего не видя.

А к нам во второй половине тренировки вышел, без какой-либо охраны, мэр Круасси Жан-Роже Давэ. Совершенно, надо сказать, непафосный. Его фотограф периодически для поднятия духа запевал "Калинку". А самому Давэ задавали каверзные вопросы: например, кого бы он предпочел в своем городке приютить – сборную Франции или сборную России?

Давэ был честен: "Лучше бы, конечно, Францию. Я и матч ваших с нашими пару месяцев назад смотрел и рад был победе своих. Но принять Россию для нас тоже большая честь. Главное, чтобы вы обыграли в первом матче наших заклятых врагов – англичан. Буду за Россию вообще болеть, а в этой игре – особенно сильно!"

"OLE LE RUSSIE!"

В Круасси мы не увидели ни стариков на костылях, ни мам с грудничками, ни студенток, влюбленных в Кокорина. И нашего заводящего, побуждающего публику выкрикивать фамилии игроков, тоже не было. Его, впрочем, и не могло быть, поскольку билеты на открытую тренировку, как и у англичан в Шантийи, распространялись только среди местных жителей.

И народу было значительно меньше, чем в Бразилии. Но все равно – "биток". Те самые 400 человек, которые и вмещает этот малюсенький стадиончик. Вначале, правда, казалось, что придет максимум половина – минут за 15 до старта публика только начала подтягиваться. Вначале – взрослая и тихая.

А минут за пять явились дети, число которых затем стало расти в геометрической прогрессии. Когда они собрались в полном составе, учительница принялась дирижировать, и юные голоса принялись скандировать: "Ole le Russie!". Перевод, полагаю, не требуется.

За время тренировки с ними явно провели работу. В результате которой ближе к концу занятия раздалось уже по-русски, пусть и с акцентом: "Россия! Россия!" Игроки это оценят, поаплодировав им, когда все закончится. Некоторые и терпеливо распишутся на всем, что им подадут для автографов – Комбаров, Смольников, Кокорин. Игнашевич и еще несколько футболистов бросят им мячи. Счастью пацанов не будет предела. И, может, они вдохновятся до такой степени, что проследуют по расположенному неподалеку указателю: "Дача Ивана Тургенева". Чтобы приблизиться к пониманию загадочной русской души.

Сегодня. Круасси-сюр-Сен. Сборная поддержала Игоря ДЕНИСОВА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Сегодня. Круасси-сюр-Сен. Сборная поддержала Игоря ДЕНИСОВА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

"ГАРИК, МЫ С ТОБОЙ!"

А загадочные русские души все как один вышли на тренировку в одинаковых майках, розданных старшим администратором Сергеем Куличенко. На них значилось: "Гарик, мы с тобой!" Игорь Денисов, получивший повреждение задней поверхности бедра в контрольном матче с Сербией и ставший третьим за Александром Мостовым (2002 год) и Павлом Погребняком (2008) травмированным в играх с сербами перед большими турнирами, уже улетел домой, но партнеры о нем не забыли, что делает им честь.

Правда, исходя из слов Павла Мамаева в смешанной зоне, идея таким образом поддержать Денисова исходила не изнутри коллектива, хоть и была им активно поддержана. Что-то подсказывает, что инициаторами был тренерский штаб. Но не вижу принципиальной разницы, откуда все шло – главное, что это произошло. И что людей, пусть даже выбывших, в этой команде – ценят.

Судя по упражнениям, Слуцкий маскировался не настолько сильно, как Ходжсон – были и тактические упражнения, и двусторонки семь на семь, и т.д. Они наталкивали на ряд предположений. Первое: тройка КокоринСмоловДзюба останется без изменений. Второе: пару опорников составят Нойштедтер и Головин. Третье: левым защитником будет Щенников.

Впрочем, все это пока достаточно умозрительно. Хотя бы потому, что в общей группе наряду с Василием Березуцким не работал Глушаков (конкурент в первую очередь Нойштедтера, вышедший на замену против Сербии вместо Денисова и добавивший, что до травмы даже не разминался), а Торбинский – конкурент Щенникова – и вовсе не участвовал в тренировке. В чем дело – доподлинно неизвестно, хотя Мамаев выразил уверенность, что к игре все трое будут в строю.

После предголевого паса в матче с Сербией куда бодрее прежнего держится Широков. Вот и тут в двусторонке в падении замкнул передачу и поразил ворота Акинфеева, после чего упал на колени и поднял два указательных пальца вверх. Капитан набирает форму и висты! Маловероятно, конечно, что это позволит ему выйти против Англии с первых минут, но как знать? Вдруг, памятуя об отличном итоговом отрезке отборочного цикла, наблюдая не лучшее пока обслуживание трио КоСмоДзю со стороны Шатова и Мамаева и видя динамику нынешнего широковского прогресса, Слуцкий сочтет возможным полную реабилитацию капитана?

Все это потихонечку начало возбуждать и английскую прессу, четыре-пять представителей которой приехали на открытую тренировку россиян и потом задали несколько вопросов Павлу Мамаеву и Олегу Иванову. На несколько дней все, что связано со сборной России, стало им действительно интересно. Хотелось бы, чтобы наши сыграли так, чтобы и вечером 11 июня этот интерес мигом не пропал, – так, как исчезает вожделение у ловеласа после того, как его цель достигнута.

СЛУЦКОГО ПОПРОСИЛИ ВЗЯТЬ ШЕФСТВО НАД ЕЩЕ ОДНИМ ДЕТСКИМ ТУРНИРОМ

Мимо журналистов периодически дефилировали интересные люди. Одна стройная улыбчивая женщина без акцента говорила по-русски. Она оказалась преподавателем русского языка, уже десять лет назад уехавшей во Францию. Екатерина привела на тренировку своего пятилетнего сына Матвея, позже гордо красовавшегося своей футболочкой с автографом Смольникова и кричавшего по просьбе телевизионных коллег: "Россия, вперед!".

Но ее приход на тренировку был связан не только с ребенком. Екатерина показала мне письмо на имя Слуцкого. В нем значилось:

"Французско-русская ассоциация "Лингварик", город Пуасси (департамент Ивлин, 13 км от Круасси) выступила перед руководством города с инициативой проведения турниров "Восходящие звезды" между Францией и Россией по разным видам спорта. В связи с проведением Euro-2016 во Франции и ЧМ-2018 в России турниры 2016 и 2018 годов будут посвящены футболу".

Из письма также выяснилось, что мэр Пуасси Карл Олив, являясь и спортивным комментатором высокого уровня (возглавлял команду из 30 журналистов на ЧМ-2010 в Южной Африке), поддержал инициативу и выделил под нее спортивные площадки. Заручились "Восходящие звезды" и поддержкой депутата округа, чемпиона мира по дзюдо Давида Дуйе, и первый турнир пройдет с 19 по 23 октября.

При чем тут Слуцкий? А при том, что его, как и футболистов сборной, попросили взять над "Восходящими звездами" шефство. Видимо, прознав, что для главного тренера национальной команды и целого ряда ее футболистов это не впервой. Ведь он проводит, например, соревнования в лиге Слуцкого в рамках турнира Детской футбольной лиги "Большие звезды светят малым" – его организуют все известные в футболе люди, которые сами прошли через ДФЛ. А Слуцкий там в 1996 и 1997 годах дважды подряд выиграл с волгоградской "Олимпией" два кряду чемпионата Детской лиги. И на спор с игроками прыгал после первой из этих побед в студеную октябрьскую Неву...

Что-то его ждет уже не в ДФЛ, а на взрослом чемпионате Европы двадцать лет спустя?